РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО технологии 9 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 8–9 классы», составленной на основании закона РФ «Об образовании» и в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 09.07.2003. № 13–54–144/13.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников, учебных и учебно-методических пособий рекомендованных Министерством образования РФ
Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану и с учетом направленности классов, рабочая программа предполагает обучение в объеме 34 часа в 9 классах. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Технология», разработчик – В. Д. Симоненко.
На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, и с учетом направленности классов реализуется программа базисного уровня в 9 классах.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:
Принципиально важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Средства, реализуемые с помощью компьютера:
библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
слайд-лекции по ключевым темам курса;
редакторы текста;
графические редакторы (моделирование формы и узора);
принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «характер человека») в количестве экземпляров комплекта тестов, равному числу учащихся в классе;
индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления);
схемы, плакаты, таблицы;
интернет-ресурсы.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса (базовый уровень)
Учащиеся должны
знать:
сферы трудовой деятельности;
уметь:
выдвигать деловые идеи;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
учебно-познавательной;
профессионально-трудовым выбором;
личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
ориентироваться на рынке товаров и услуг; УМК: 1. Учебник Технология 9 кл. под редакцией Симоненко-«Вентана -Граф»-2003.
2. «Твоя профессиональная карьера» -М С Гуткин Москва «Просвещение» 2000 книга для учителя.
3. Дидактический материал для учителя: «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1999; Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990
4. Интернет – ресурсы.
Содержание учебного материала Программа рассчитана на 68 учебных часа, из расчета 2 часа в неделю раздельного обучения мальчиков и девочек 9 класса .
Система контроля учебных достижений учащихся осуществляется в виде текущего контроля (устный опрос, практические работы, тесты) и итогового контроля - в конце изучения раздела, курса (контрольные работы, тесты, творческие проекты).
Контрольных работ – 3
Практических работ – 23
Тестов – 2
Творческих проектов - 1
Учебно-тематический план
-
№
п /п
| Тема
| Количество
Учебных
Часов
| 1
| Вводное занятие. Правила ТБ.
Творческий проект. Выбор темы проекта.
| 2
|
| Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение
| 20
| 2
| Внутренний мир человека и система представлений о себе.
| 2
| 3
| Профессиональные интересы и склонности.
| 2
| 4
| Способности, условия их проявления и развития.
| 2
| 5
| Природные свойства нервной системы.
| 2
| 6
| Психические процессы и их роль профессиональной деятельности.
| 2
| 7
| Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.
| 2
| 8
| Профессиональные и жизненные планы, профессиональная пригодность.
| 2
| 9
| Здоровье и выбор профессии.
| 2
| 10
| Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении.
| 2
| 11
| Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности.
| 2
|
| Художественная обработка ткани
| 10
| 12
| Аппликация и вышивка
| 2
| 13
| Виды и способы выполнения аппликаций.
| 2
| 14
| Подбор фурнитуры.
| 2
| 15
| Выполнение аппликаций.
| 2
| 16
| Окончательная отделка изделия.
| 2
| 17
| Электроника
Бытовые электроприборы.
| 2
| 18
| Радиоэлектроника
Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь.
| 2
| 19
| Автоматика и цифровая электроника.
Понятие о высоких технологиях.
| 2
|
| Рукоделие
| 12
| 20
| Вязание крючком. Правила ТБ.
| 2
| 21
| Основные приемы вязания крючком
| 2
| 22
| Кружева и прошвы
| 2
| 23
| Вязание кружева из мотивов.
| 2
| 24
| Филейное кружево.
| 4
|
| Культура дома
| 12
| 25
| Подарки к празднику.
Этикет праздничного застолья
| 2
| 26
| Весенние праздники.
| 2
| 27
| Стирка по -научному.
| 2
| 28
| Стиральные машины: виды и подвиды.
| 2
| 29
| Последовательность действий перед стиркой в машине.
| 2
| 30
| Классификация стиральных порошков.
| 2
| 31
| Работа над темой творческого проекта.
| 2
| 32
| Работа над документацией творческого проекта.
| 2
| 33
| Защита творческих проектов.
| 2
|
| Итого:
| 68ч
| Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ урока
| Разделы, тема урока
тип урока
| Элементы содержания
| Практическая работа
| 1-2у
2 ч
| Творческие проекты
Вводное занятие. Правила ТБ.
«Что такое творческий проект?»
выбор темы творческого проекта
| Повторение правил поведения в кабинете «Технология». Воспитывать чувство ответственности; прививать навыки аккуратности в работе.
| Инструктаж по ТБ.
Выбор темы творческого проекта.
| Комбинированный урок
| 3-4у
2 ч
| Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение (20ч).
Внутренний мир человека и система представлений о себе.
| Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.
| Определение уровня своей самооценки.
| Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.
| 5-6 у
2 ч
| Профессиональные интересы и склонности.
| Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности».
| Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник
| Комбинированный урок
| 6-8 у
2 ч
| Способности, условия их проявления и развития.
| Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.
| Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счет».тесты Айзенка.
| Комбинированный урок
| 9-10 у
2 ч
| Природные свойства нервной системы.
| Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности.
| Выявление темперамента. Тест русалова.
| Комбинированный урок
| 11-12у
2 ч
| Психические процессы и их роль профессиональной деятельности.
| Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти.
|
Методика КНОП, тест Бурдона, тесты Амтхауэра, Равенна.
| Комбинированный урок
| 13-14у
2 ч
| Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.
| Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значения мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере.
| Методика ДВМ.
| Комбинированный урок
| 15-16у
2 ч
| Профессиональные и жизненные планы, профессиональная пригодность.
| Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность.
| Тест Холланда.
| Комбинированный урок
| 17-18у
2 ч
| Здоровье и выбор профессии.
| Понятие о взаимосвязи здоровья и выбора профессии. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой.
Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность.
Глазомер и его роль в профессиональной деятельности.
| Методики и оценки пространственного и линейного глазомера.
| Комбинированный урок
| 19-20 у
2 ч
| Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении.
| Выявить профессиональную готовность учащихся.
| Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности.
|
| Комбинированный урок
| 21-22 у
2 ч
| Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности.
| Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и топлива. Энергетический комплекс. Легкая промышленность. Торговля.
Классификация профессий по отраслям, предметам. Целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек- человек», «человек- техника», «человек- природа», «человек- знаковая система», «человек- художественный образ».Формула профессии.
| Деловая игра «Профессиографическое лото».
Профессиограммы наиболее распространенных профессий.
| Комбинированный урок
| 23-24 у
2 ч 25-26 у
2 ч
| Художественная обработка ткани (10ч).
Аппликация и вышивка.
Виды и способы выполнения аппликаций.
| Знакомство со значением аппликации в старинной народной вышивке, видами аппликаций. Аппликации из кожи, меха, атласа, бархата и других материалов.
Сочетание аппликаций с другими видами вышивки (бисером, блестками, вышивкой гладью, крестом). Изучение способов аппликаций.
| Зарисовка образцов старинной вышивки.
Выполнение эскизов аппликации.
| Комбинированный урок
| 27-28 у
2 ч
29-30 у
2 ч
| Подбор фурнитуры. Выполнение аппликаций.
| Основные правила подбора фурнитуры в зависимости от значения, модели и ткани. Различные способы прикрепления бисера и блесток. Сочетание с другими швами (гладь, роспись, стебельчатый и др), позволяющими создать разнообразную фактуру узора и всего изделия.
| Выполнение прикрепления бисера и блесток.
Выполнение аппликаций.
| Комбинированный урок
| 31-32 у
2 ч
| Окончательная отделка изделия.
| Знакомство с обработкой изделия после вышивки с особенностями ухода, развивать творчество в оформлении изделия.
| Художественная вышивка блузки.
| Комбинированный урок
| 33-34 у
2 ч
| Электроника
Бытовые электроприборы.
Техника безопасности.
| Правильно пользоваться электробытовыми приборами, экономить электроэнергию. Правила ТБ.
| Выполнение плаката по ТБ.
| Комбинированный урок
| 35-36 у
2 ч
| Радиоэлектроника
Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь.
| Знакомство с различными видами связи при передачи информации, с принципом передачи информации при помощи электромагнитных волн.
| Исследование простейшего устройства связи.
| Комбинированный урок
| 37-38у
2 ч
| Автоматика и цифровая электроника.
Понятие о высоких технологиях.
| Знакомство с простейшими аналоговыми автоматами. Цифровыми методами обработки информации.
|
| Комбинированный урок
| 39-40 у
2 ч
41-42 у
2 ч
| Рукоделие (12ч)
Вязание крючком. Правила ТБ. Основные приемы вязания крючком.
| Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде.
Инструменты и материалы для вязания.
Приемы работы. Правильное положение рук.
| Выполнение петель крючком (столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и др.).
| Комбинированный урок
| 43-44 у
2 ч
| Кружева и прошвы.
| Обвязка ровного края, вывязывать кружева и вставки, читать схемы и обозначения.
| Обвязывание ткани кружевом.
| Комбинированный урок
| 45-46у
2 ч
| Вязание кружева из мотивов.
| Вывязывать мотивы, способами соединения мотивов в целое изделие.
| Вязание воротника.
| Комбинированный урок
| 47-48у
2 ч
49-50у
2 ч
| Филейное кружево.
| Научить вывязывать филейное кружево, приемам увеличения, уменьшения ячеек в ряду, составлять схемы для филейного кружева. Отрабатывать приемы вязания филейного кружева.
| Вязание салфетки для чая.
| Комбинированный урок
| 51-52 у
2 ч
53-54у
2 ч
| Культура дома (12ч).
Подарки к празднику.
Этикет праздничного застолья.
Весенние праздники.
| Эстетические требования к составлению букета. Как дарить и принимать подарки. Поздравительные открытки.
Набор столовой посуды для праздничного обеда. Правила подачи десерта.
История возникновения праздников.
| Оформление открытки.
Составление праздничного меню. Упаковка подарков.
| 55-56у
2ч
57-58у
2ч
59-60у
2ч
61-62у
2ч
| Стирка по-научному.
Что такое стирка?
Стиральные машины: виды и подвиды.
Последовательность действий перед стиркой в машине.
Классификация стиральных порошков.
| История стирки. Виды моющих средств.
Виды стиральных машин, устройство и действие . Активаторные, барабанные машины; горизонтальная, фронтальная загрузка. Модуль стиральной машины.
Сортировка белья, загрузка машины, пиктограммы.
Виды порошков, энзимы, ферменты, кератин. Щелочь.
Деликатные моющие средства.
|
Обоснование выбора стиральной машины.
Расчет количества порошка на одну, несколько стирок.
| 63-64у
2ч
65-66у
2ч
67-68у
2ч
| Работа над темой творческого проекта.
Работа над документацией.
Защита проекта
| Закрепление и углубление политехнических знаний, трудовых умений и навыков.
|
|
Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
Под ред .Симоненко В.Д.. Технология .9 кл. «Вентана –Граф, 2007 г.
Бобровская А.Н. Технология.9класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д .Симоненко. –Волгоград: Учитель,2007.-171с. Дополнительная литература:
Белогорская Р..М.., Ефимова Л. В. Русская вспышка и кружево. – М., 1982
Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. М., 1982. Елецкое кружево (альбом). - М., 1962.
Максимова М.В. Азбука вязания. - М., - Легпромсветиздат, 1992.
Семенова Н. И. Крючок, челнок и клубок. – Киев: Тайм – аут , 1995. Техника рукоделия : Перевод с нем. Т. Н. Дорожкиной . – Мн.: Полымя, 1994.
Ярмулаевичене О.С. Вязание крючком. - М.: Легкая индустрия, 1978.
Материально-техническое и информационное обеспечение Мастерская по обработке ткани
Учебно-методическая литература по технологии (учебники, тетради, дидактические материалы, справочная литература).
Технические средства обучения (телевизор, видеоплеер, DVD-плеер).
Экранно-звуковые средства (видеофильмы, компакт-диски)
Печатные пособия (таблицы, раздаточные пособия, альбомы).
Коллекции (натуральных волокон, искусственных волокон, тканей).
Оборудование и приспособления (машины швейные, оверлок, утюг, доска гладильная, ножницы, манекен, лента сантиметровая, линейки, резец портновский, иглы швейные, иглы машинные, наперстки, угольники и тд.).
Интерактивные средства обучения (учебные электронные мультимедиоиздания на компакт-дисках).
Образовательные ресурсы сети Интернет
Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать:
Основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции. Учащиеся должны уметь:
Рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства. |