Скачать 53.09 Kb.
|
Статистика – дизайн информации.Обобщающий урок. 7 класс.Цели урока: Образовательная: 1. Проверка умения учащихся
2. Обобщение и систематизация основных понятий и применение их на практике. Развивающая:
4. Развитие монологической речи в ходе объяснений, обоснования выполняемых действий, развитие навыков самостоятельной работы. Воспитательная:
Оборудование урока: распечатки с текстами, задания для групп, компьютеры. Типология урока: урок – лаборатория. Ход урока
Как только человеку в его деятельности потребовались количественные характеристики, то есть числа, тут же появилась статистика. Конечно, она не называлась так, но самые первые статистические исследования можно обнаружить и в древних египетских папирусах, и на вавилонских глиняных табличках. «Статистика знает всё», - утверждал Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев». «Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… Известно, сколько в стране охотников, балерин… станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..» Это ироничное описание даёт общее представление о статистике. Сначала возникли демографическая статистика, медицинская статистика, экономическая статистика, потом – метеорологическая, биологическая, финансовая, налоговая и т.д. Отсутствие строгой, научной базы статистических прогнозов, произвольное толкование статистических данных позволили в конце XIX века английскому премьер – министру Б.Дизраэли заметить: «Есть три вида лжи. Просто ложь, наглая ложь и … статистика». В XX веке появилась математическая статистика, обладающая универсальными методами сбора, хранения и обработки информации для выработки различных прогнозов. Мы с вами на последних уроках встретились с одним из важнейших явлений окружающей действительности – явлением статистической устойчивости. Одной из основных задач статистики является обработка информации. Конечно, у статистики есть много и других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности. Вопросы к учащимся:
Общий ряд данных – это… Выборка – это … Варианта – это … Ряд данных – это … Кратность варианты – это… Частота варианты – это … Сегодня у нас на уроке будут работать несколько экспертных групп, задача у каждой группы будет своя. Первая группа – эксперты. Будут проверять все ваши ответы, следить за правильностью их выполнения. Вторая группа будет заниматься сбором информации и первичной его обработкой. Третья группа будет заниматься статистическими методами обработки на компьютерах. Итогом работы всех групп должен стать отчет о результатах эксперимента, графические данные по задачам. III. Работа в группах. Всю свою работу оформляйте в тетрадях, в конце урока я их соберу на проверку. Задачи для 2 группы
«…Это дерево – сосна, И судьба сосны ясна…»
Задачи 3 группы 1. При выборочной переписи населения в 20 квартирах были получены следующие сведения о годах рождения их жильцов (первые две цифры 1 и 9 не пишем): 30, 56, 98, 77, 93, 31, 61, 80, 87, 52, 56, 32, 87, 73, 93, 81, 57, 52, 61, 87, 90, 92, 85, 87, 70, 61, 93, 87, 52, 53, 40, 56, 48, 51, 61, 87, 88, 90, 52, 60, 22, 34, 48, 52, 88, 87, 91, 62, 63, 87, 39, 40, 52, 87, 99, 91, 87, 65, 61, 55.
№1 от 22 до 30; №2 от 31 до 40; №3 от 41 до 50; №4 от 51 до 60; №5 от 61 до 70; №6 от 71 до 80; №7 от 81 до 90; №8 от 91 до 99. е) Постройте гистограмму частот с выбранным распределением на участки. 2. Постройте многоугольник (процентных) частот. Какова частота множества всех четных по величине вариант? Всех нечетных по порядку возрастания вариант? Постройте круговое распределение частот.
№1 от «а» до «й», №2 от «к» до «у», №3 от «ф» до «я».
Дополнительные задачи. 1. (Продолжение упражнения 1. первой группы)
2. В вашем (или в соседнем) классе соберите данные о днях рождения учеников.
№1 – [1;10], №2 – [11;20], №3 – [21;31], и составьте таблицу распределения частот.
IV. Подведение итогов урока. |