Скачать 0.53 Mb.
|
Гиндуллин Артур Вернатович, учитель ИЗО и МХК МОУ Рахмангуловская СОШ Тема: «Осенний пейзаж в творчестве школьников» (методическая разработка урока по ИЗО в 6 классе) Цель: нарисовать осенний пейзаж. Задачи: Образовательные:
согласно настроению, переданному в произведении. Развивающие:
линейной и воздушной перспективы;
Воспитательные:
умение восхищаться её неповторимой красотой. Оборудование к уроку:
Оформление классной доски:
-пейзаж, -тон, -колорит, -композиция, -перспектива, -натюрморт, -портрет, -жанр.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная работа. Тип урока: урок-обобщение. План урока. 1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 2.Проверка знаний учащихся. -Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж. -Что такое пейзаж? С какими ещё жанрами живописи вы уже знакомы? Демонстрируется компьютерная презентация «Жанры живописи», в конце тест на закрепление знаний учащихся. 3.Беседа. «Роль цвета в живописи» с использованием репродукций известных картин художников-классиков. -Всё в природе имеет свой определённый цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Всё состояние мира и передаёт живопись с помощью красок. Красота, которой мы восхищаемся, и есть красочное богатство действительности. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых тонов художник передаёт самые разнообразные чувства и настроения: радость и грусть, нежность и тревогу, ожидание и волнение. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа являются картины великих русских художников. -Почему так велика роль цвета в живописи? -Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке? -Какие характерные цвета и оттенки можно использовать при создании осеннего пейзажа? -От чего зависит выбор цветовой гаммы? 4.Демонстрация компьютерной слайдпрезентация на тему «Осень в произведениях великих русских художников». - Осень – время увядания природы – вызывает у людей чувства печали и тоски. Но если вдруг устанавливается тёплая и сухая погода, лес одевается в яркий убор, мы говорим: «Золотая осень» и радуемся восхитительной красоте родной природы. Взглянув на картину И.Левитана «Золотая осень», мы невольно вспоминаем слова другого великого классика – поэта А.С.Пушкина: «Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетый леса, В их сенях – ветра шум и свежее дыханье…» -Давайте задумаемся, какое настроение передал Левитан в своей картине? -Какие краски он использовал для передачи своих чувств? -Каким можно назвать колорит этой картины? А сейчас обратимся к другому произведению Левитана «Поздняя осень. Усадьба». -Пожалуйста, охарактеризуйте это произведение. Ещё одна картина Левитана, которая называется коротко «Осень». -Какие здесь возникают чувства: радостные или грустные? -Почему? А вот картина другого великого художника А.Куинджи «Осень». Обратите внимание на композицию произведения. -Как она построена в плане перспективы? -Назовите цвета и оттенки цветовой гаммы этого шедевра. 4.Самостоятельная работа учащихся. Учащимся предлагается выполнить осенний пейзаж и передать своё настроение – радость или грусть. Работа выполняется на фоне музыки Чайковского «Времена года». 5.Итог урока. После того, когда дети выполнят работу, из рисунков устраивается вернисаж в два ряда «радость – грусть» и, учитель комментирует, как экскурсовод на выставке. Информационные ресурсы:
Упаева Валентина Николаевна, учитель ИЗО и МХК МОУ Тавринская СОШ Тема: «Роль цвета в образе сказочного героя» (методическая разработка урока по ИЗО в 6 классе) Цель: ввести учащихся в мир сказочной фантазии, вымысла, творческой выдумки. Задачи:
Оборудование: смарт-доска, музыкальный центр, иллюстрации сказок. Материалы: акварельные краски, кисти, альбомы для рисования. Зрительный ряд: слайд-презентация иллюстраций сказок по произведениям художников В.Васнецова, Н.Рериха, М.Врубеля Музыкальный ряд: музыкальные произведения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Бородина. Форма урока: урок-сотворчество в парах. Ход урока. 1.Погружение.(На фоне музыки Бородина из оперы «Князь Игороь») Учитель. Фантазия художника щедра, Она нам дарит столько неожиданного... Представь, насколько б жизнь была бедна, Коль не было бы в ней чудес невиданных... -Ребята, а где происходят чудеса? Ответ: в сказках. Учитель: страна сказок - самая удивительная и чудесная страна из всех. Где еще, как не здесь, можно увидеть несущийся под облаками ковер-самолет, гуляя по лесу, встретить Бабу-Ягу… Здесь летают дикие лебеди, построены дворцы из снега, царевну превращают в лягушку, а Иванушку в козленочка… 2.Сообщение темы, цели и задачей урока. Задание. Сегодня на уроке вы должны изобразить сказочного героя и цветовым решением передать его характер. 3.Актуализация знаний. -Назовите порядок цветов. (дети отвечают по цветам радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой, фиолетовый)) -Скажите, а на какие группы делится цветовой круг? на теплые и холодные цвета -Какие цвета относятся к теплым? красный, оранжевый, жёлтый -Какие цвета относятся к холодным? синий, голубой, фиолетовый -Подберите к этим цветам события, ощущения. (солнце, радость, осень; дождь, снег, грусть…) -Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев Гадкий утенок -...(некрасивый, обиженный, терпеливый..) Дюймовочка -...(маленькая,хрупкая,добрая..) Снежная королева - (строгая,злая,холодная...) 4.Наблюдение. -А теперь посмотрите выставку художников, творчество которых связано с иллюстрированием сказок. 5.Демонстрация слайдпрезентации на смарт- доске. Назовите художников, которые иллюстрировали сказки? (В.Васнецов, Н.Рерих, М. Билибин) -Какие знакомые сказки вы увидели? -Посмотрите на доску, перед нами выставка известных иллюстраций. В создании сказочной атмосферы, в которой живут и действуют вполне реальные персонажи, большую роль играют цветовые отношения. -Ощущение сказочной волшебности чувствуется в картине Виктора Васнецова «Иван-Царевич на Сером волке». Дайте краткую характеристику картины. (Художник показывает необычность сюжета, таинственность дремучего бора; яркие, красочные костюмы Ивана и Елены Прекрасной помогают раскрыть их образы; бледно-розовые тона распустившейся в глуши леса яблони предвещают добрый конец сказки.) -Дайте краткую характеристику иллюстрации к сказке «Айболит» (Художник показывает тревогу, опасность, с помощью темных, высоких морских волн, а Айболит изображён очень маленьким по размеру) -А что можете сказать о картине Виктора Васнецова «Богатыри»? (Богатыри изображены на фоне широкого русского пейзажа, фигуры богатырей возвышаются, герои сильны и непобедимы. Красные, черные, белые цвета передают хорошее настроение) -Ребята, характер героя также влияет от линии. (На доске незаконченные мордашки- смайлики), как одной линией показать его настроение? ( Ребята рисуют на листочках) --А как можно превратить яркие цвета в нежные, светлые? (добавить белый цвет) 6.Объяснение задания. - Вашим домашним заданием было выполнить эскиз сказочного героя. Сейчас я предлагаю вам поработать парами, для этого выберите одного из героев, который вам больше понравился, попробуйте с помощью цвета передать его характер. А для того, чтобы лучше передать характер героя, подберите соответствующий фон. Один ученик заливает цветом фигуру героя, другой – фон вашей картины, договоритесь, что вы будете изображать. -Итак, прежде чем начать работу, давайте вспомним этапы выполнения рисунка: 1.3акомпановка 2.Наметка контура. З.Прорисовка деталей. 4.Прорисовка мелких деталей. 5.Заливка в цвете больших деталей. 6.Прорисовка в цвете мелких деталей. 7. Самостоятельная работа учеников в парах под музыку. 8.Итог. Выставка детских рисунков. Анализ работ учащихся. 9.Домашнее задание. (Закончить работу в цвете) Информационные ресурсы:
Лагунова Ольга Алексеевна, учитель ИЗО, черчения и МХК МОУ Натальинская СОШ Тема: «Буквица в оформлении афиши» (методическая разработка занятия для предмета по выбору учащихся «Образ-буква») Цель: создать условия для выполнения эскиза новогодней буквицы в процессе изобразительной деятельности. Задачи:
Зрительный ряд: приглашение – афиша, буквицы в технике аппликация, выцынанка, гуашь, акварель, компьютерная графика. Видеоряд:. Мультимедийная презентация: “Буквица”, фрагмент фильма-сказки «Двенадцать месяцев» Оборудование для учителя: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска. Оборудование для учащихся: краски акварель, гуашь, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей, элементы для аппликации, карточки с алгоритмом работы во время практической деятельности, матрица оценивания. Ход занятия: 1.Пролог: Фрагмент из фильма – сказки режиссёра А.Роу «Морозко» (Дед Мороз украшает деревья снежными узорами) 2.Театрализованная сценка. Спиной входит Дед Мороз, тянет за собой афишу. Учитель: Дед Мороз?! Какими судьбами? ДМ: Уф!Какая сегодня метель! Здравствуйте! Как много людей! И взрослые и дети?!Куда я попал? (обращается к детям) Дети: В Натальинскую школу. ДМ: В Натальинскую школу? Так я к вам и добирался. Учитель: Интересно, что тебя к нам привело? ДМ: (с гордостью разворачивает афишу) Хм, ЧТО привело? Скоро какой праздник (обращается к детям)? Дети: Новый год! ДМ: Ну, вот, я хотел пригласить вас на самый веселый, сказочный, волшебный праздник. А чтобы вы не опоздали, принес для вас приглашение. Вот оно! Учитель: Ребята, как здорово! Настоящий Дед Мороз сам лично решил пригласить нас на елку. Давайте прочитаем приглашение! Все пытаются прочитать (нет первой буквы) Учитель: Дед Мороз, что-то у нас не получается прочитать твое приглашение. Какое-то …риглашение от …еда …ороза получается. ДМ: (в недоумении смотрит на приглашение, удивляется) Вот беда! (Оглядывается)А ведь правда, …риглашение!(оглядывается, ищет букву).Нет нигде! Вот, старый, потерял букву. Видимо, пока к вам добирался, не заметил как потерял. Да, что же мне делать? (расстроенный)Где же я теперь ее найду? В моих владениях уже неделю вьюга метет, лежит теперь моя буква в сугробе, мерзнет. (опечален) Учитель: Дед Мороз, не огорчайся ты так. Ты попал в нужное место, а главное во время. Ты ведь в школе, а это значит тебе здесь помогут. Правда, ребята, поможем Дедушке Морозу? ДМ: А разве вы умеете писать? Дети: конечно! ДМ: Но ведь буква, которую я потерял не просто буква, а БУКВИЦА (говорит со значением)! Учитель: А у нас сейчас как раз проходит занятие Образ – буква, где мы с ребятами создаем различные образы букв – БУКВИЦЫ. ДМ: (с радостью) Правда! Ребята, вы мне поможете? Ребята: да! ДМ: Я буду очень вам благодарен! Спасибо, ребятки! А я побежал, мне еще в Криулинскую, Крыловскую, Приданниковскую… школы надо успеть! Это недалеко? Скоро увидимся! До свидания! Дети: До свидания! Учитель: До свидания, Дед Мороз! Больше не теряй буквы. 1.Основная часть.
Учитель: Ребята, как нам повезло. Сам ДМ пришел в гости, да еще с такой интересной просьбой. Вы готовы ему помочь? 1-й слайд В: Что вы знаете из истории буквицы? О: Буквица – это древнейший элемент оформления текста. История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности. В самых первых древнерусских рукописях X - XI вв., сделанных в виде надписей на камне, пергаменных и берестяных грамот, рукописных книг, в качестве украшения использовалась буквица. Буквицу ставили в начале текста, делали ее большого размера и богато расцвечивали разнообразным орнаментом. Первые книги были написаны от руки. Каждая буква старательно выводилась. Автор следил за красотой письма. А заглавные буквы рисовали, они являлись украшением страницы. В: Ребята, а вы знаете, когда возникла первая азбука на Руси? О: Возникновение азбуки на Руси относят к IX в., когда одновременно с принятием христианства древние русичи получили два алфавита – глаголицу и кириллицу. (2 слайд) До сих пор ученые еще спорят о том, какая азбука возникла раньше – глаголица или кириллица. Но на Руси получила распространение кириллица, название которой связывается с именем славянского просветителя Кирилла и его брата Мефодия. (2 слайд-анимация) (3 слайд) В: А теперь скажите, что такое буквица? Задание: На доске вы видите слово БУКВИЦА, а под ним перечень разных слов, словосочетаний, выберите те, которые соответствуют данному понятию и перенесите их под слово «БУКВИЦА». (показать как ) Кто желает? (На интерактивной доске из перечня слов выбрать те, которые относятся к буквице) Буквица Инициал, крупная буква, украшенная буква, буква с декором, Украшение печатного издания, слово, абзац А теперь давайте попробуем сформулировать определение, используя данные слова: Буквица или инициал — крупная, часто выделенная цветом, орнаментированная или иным образом украшенная начальная буква раздела рукописной или печатной книги. (4 слайд) Показать слайды с примерами буквиц в слове, тексте В: Какие виды буквиц вам известны? (5 слайд) Задание: С помощью иллюстраций определите виды буквицы (под названием вида буквицы расположить соответствующую иллюстрацию). 1). Буквица-иллюстрация. 2). Наборная буквица увеличенного размера. 3). Рисованная, декоративная буквица. В: А по каким признакам вы определили виды ? В: Занимаются ли созданием буквицы сегодня? О: В современных изданиях БУКВИЦА по-прежнему выполняет свою важную роль, а также с помощью средств компьютера можно создавать буквицы. (6 слайд) ТАРАНОВ Николай Николаевич Доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза художников России, каллиграф (Волгоград, Россия) Константин Далматов, каллиграф В: К какому виду буквиц относятся их произведения? О: Декоративному
Пора приступать к работе. В: Как вы считаете, на какую тему сегодня мы будем выполнять буквицу? О: Новый год. Давайте внимательно посмотрим на приглашение и обсудим, какой должна быть буквица для данного слова и почему? - сказочной - зимней - новогодней (праздничной) В: Какие для этого можно использовать элементы? Предлагаю вам посмотреть варианты новогодней буквицы (7 слайд) Сегодня вы можете выбрать технику исполнения буквицы. В: Какие варианты вы сами можете предложить? В какой технике вы хотели бы поработать? О: Акварель; гуашь; вырезание; аппликация. Предлагаю посмотреть готовые варианты буквиц.
Сегодня вы можете работать в группах или индивидуально. 1 этап работы. Давайте обсудим, как распланировать свою работу (положить карточки на стол с алгоритмом) - вместе выбрать тип буквицы; - определиться в технике исполнения; - обсудить образ, который должен соответствовать предложенному слову; - обдумать композиционное решение; - подобрать ( изобразить, изготовить) элементы композиции с учетом цвета; - составить композицию с учетом силуэта буквицы; - украсить работу по замыслу (блеском. фольгой…) - распределить обязанности между собой - анализ результата. В помощь вам приготовлены элементы. По желанию можно воспользоваться, или выполнить свои. В ходе работы вам будут помогать консультанты-учащиеся из 6 класса, которые в прошлом году изучали данный предмет. Работа в группах (15 мин) Включить спокойную тихую музыку. Презентация результатов. С помощью учителя дети демонстрируют буквицы, анализируют положительные стороны и дают оценку. Ресурсный круг
Рефлексия
Подведение итогов. Информационные ресурсы: 1.Н.Саблина.Буквица славянская, 2002 2.www.knlife.ru› 3.ru.wikipedia.org/wiki/Буквица Смолёва Надежда Альбиновна, учитель МХК, МОУ Приданниковская СОШ |