Скачать 142.23 Kb.
|
Уроки в ТОГИС глазами учеников (2009-10 учебный год, Центр образования «Соколиная гора», Москва)В 2009-2010 учебном году в Центре образования 429 «Соколиная гора» было проведено девять ТОГИС-проб (уроков по решению деятельностно-ценностных задач по алгоритму из технологии ТОГИС). В работе участвовали три учителя по четырём предметам в шести классах: английский язык в 6в и 11е, химия в 7в и 11м, биология в 11м и 6а, история в 9е. Относительная динамика могла наблюдаться только в 11е на уроках английского языка (три ТОГИС-пробы по одному предмету). Здесь отмечены:
Для исследования позиционирования учащихся относительно предлагаемой технологии к концу учебного года был проведён письменный опрос учащихся – участников ТОГИС-проб. Опрос проводился в форме свободных текстов по следующей инструкции: «Опишите в нескольких предложениях ваши ощущения от ТОГИС-уроков, в которых вы участвовали. Нас интересуют мнения, а не их авторы, поэтому можете не подписываться». Для анализа выбирались предикаты элементарных суждений, то есть предложения с использованием логических связок (сложные) рассматривались как наборы простых предложений. Например, в утверждении «Урок мне понравился, потому что было интересно и я узнала много нового» содержится три элементарных суждения: «урок понравился», «было интересно», «я узнала много нового». В этих суждениях содержится три предиката: понравилось, интересно, возможность получить новую информацию. Они и рассматривались в качестве показателей. Суждения, не относящиеся к технологии или условиям проведения уроков, – такие, как «Мне кажется, что доклад нашей группы был самым интересным» или «Мы могли бы рассказать намного больше, но для этого нужно очень много времени» – не учитывались. Не учитывались также градации выраженности предикатов: суждения «урок понравился» и «урок очень понравился» считались эквивалентными; точно так же эквивалентными считались суждения «я хотел бы ещё поучаствовать в таком уроке», «такие уроки нужно проводить хотя бы раз в месяц», «надо проводить два-три таких урока в неделю» и «такие уроки нужно проводить как можно чаще». В опросе приняли участие 70 учеников, которые высказали в общей сложности 235 оценочных суждений и десять предложений, которым мы не стали приписывать оценочного смысла (таблица «Мнения учеников»; в столбце «Всего» следует читать значения до косой черты, смысл которой будет ясен из последующего текста).
Оценочные суждения были поделены на две группы: позитивные и негативные. Распределение знаков суждений по классам представлено в диаграмме «Исходное распределение оценочных суждений». Значения показателя по 7в не коррелируют с остальными. Это означает, что на мнения респондентов повлияли неучитываемые случайные факторы. Следовательно, данные в этом столбце недостоверны и по правилам статистики должны быть исключены из дальнейшего рассмотрения. Остальные данные не выходят за пределы соответствующих доверительных интервалов и могут считаться достоверными (диаграмма «Достоверное распределение оценочных суждений»). Таким образом, предметом анализа являются 195 оценочных суждений, в том числе 170 позитивных (87,2%) и 25 негативных (12,8%) (в столбце «Всего» таблицы «Мнения учеников» следует читать значения после косой черты). В целом по выборке доля позитивных суждений превышает статистическую норму для социальных систем (80-85%). В рейтинге позитивных суждений статистически значимы предикаты: понравилось – 37 из 195, интересно – 29 из 195, нужно проводить такие занятия – 23 из 195, возможность получить новую информацию – 20 из 195. Среди негативных суждений статистически значимых по всей совокупности нет. При изолированном рассмотрении только негативных суждений статистически значимы два предиката:
Однако в группе отчётливо выделяются две подгруппы. Подгруппа младших классов (6а и 6в) однозначно принимает технологию ТОГИС. Доля негативных суждений в совокупности лишь незначительно превышает границу статистического шума, а каждое негативное суждение в отдельности статистически незначимо даже при рассмотрении только этого вида суждений. В подгруппе старших классов, рассматриваемой изолированно от всей выборки, данные по столбцу 11е не коррелируют с остальными (метод доверительных интервалов). Это также означает, что в подгруппе на мнения респондентов повлияли неучитываемые факторы (маленькая группа, специфика предмета «английский язык», ведение урока фактически двумя преподавателями – экспертами в разных областях). Следовательно, данные в этом столбце недостоверны внутри подгруппы и по правилам статистики должны быть исключены из дальнейшего рассмотрения. Остальные данные не выходят за пределы соответствующих доверительных интервалов и могут считаться достоверными. Средняя доля негативных суждений составляет 25% и статистически значима. При этом заметна тенденция к росту негатива от девятого к одиннадцатому классу. Единичность негативных суждений не позволяет делать выводов, но достаточна для выдвижения гипотез. Просматриваются две группы суждений этого вида в старших классах: не встречающиеся в младших классах указания на отсутствие стимулов, неконкретность задач, ограниченную применимость технологии и признание, что традиционный учитель даст больше информации за меньшее время; жалобы на излишнюю продолжительность уроков, духоту в классе и неадекватность педагогов. Вторая группа, по-видимому, отражает общее ухудшение состояния здоровья учащихся к старшим классам. Но для проверки этой гипотезы наша выборка нерепрезентативна. Первая группа суждений показалась более интересной. Из неё можно вывести рабочую гипотезу, что необходимость проходить государственную аттестацию в девятом и одиннадцатом классах (ГИА и ЕГЭ) в форме тестов, проверяющих преимущественно фактические знания и владение стандартными алгоритмами, отвращает учеников от способов обучения, направленных на другие конечные результаты (такие, как универсальные учебные действия или компетентности). Это вполне соответствует известному в теории управления закону, что способы контроля определяюще влияют на способы деятельности, и отражает известную противоречивость государственной политики в образовании, когда предметом контроля являются результаты, не относящиеся к заявляемым целям образования. Беседы вне письменного опроса с некоторыми учащимися класса 11м подтверждают это предположение, но для выводов данные недостаточны. В целом после года работы надо признать, что ТОГИС позитивно воспринимается учениками, особенно в младших классах основной школы. Вероятно, переход от единичных ТОГИС-проб к систематическому применению этой технологии устранит наблюдающиеся шероховатости, что и иллюстрируется очень быстрой положительной динамикой эффективности в том единственном случае класса 11е, когда эту динамики возможно было проследить. |