Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность детей
|
1.Самоопределение к деятельности
1 мин.
| - Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
| Проверяют готовность к уроку.
|
2.Проблемное действие
3 мин.
(герои: Асырк, Маша, Миша)
(о)
В..ДА
(а)
| Маше и Мише Асырк загадала загадку, послушайте её:
Много её – беда!
Мало её – беда!
Нужна она нам всегда,
Больше, чем даже еда.
(вода)
- Ребята тоже её отгадали, Миша написал – вада, а Маша – вода.
- Кто из них прав?
- Давайте произнесём эти слова.
- Какие звуки мы слышим, после звука (в) ?
- Что происходит с гласными звуками?
- Слышим и произносим (а) и большинство людей произносят здесь звук (а), а также и все дикторы радио и телевидения. Но есть сёла и города, где произносят звук (о), например, Вологодская область.
- Как же быть?
- Что надо писать, и кто прав из ребят?
- Кого позовём на помощь?
- Какой это звук?
- Определите, в какой части слова он стоит?
- Что для этого сделаем?
- Какая общая часть у этих слов?
| Отгадывают загадку.
Дети произносят слова: вада, вода.
- Гласные: о и а.
- Они меняются, чередуются.
- Ударение.
- Безударный
- Подберём родственное слово.
(водолаз, водный, водичка)
- У этих слов общая часть-корень-ВОД.
- Значит безударная гласная стоит в корне слова.
|
3.Постановка учебной цели.
1 мин.
Сегодня на уроке:
| - Какова будет тема урока?
- Какова цель нашего урока?
| - Мы будем знакомиться со словами, где гласный в корне будет чередоваться.
- Научиться проверять безударный гласный в корне слова.
|
4.Теория.
5 мин.
Работа с учебником.
| - Давайте в слове ВОДА проверим безударную гласную и выясним, какую гласную букву будем писать.
- А теперь развеем наши сомнения, выберем из данных слов проверочные слова и запишем их.
- Что надо помнить?
- Как мы сделали проверку?
- Сколько способов проверки безударной гласной в корне слова мы обнаружили?
- Какие способы, назовите.
Открыли учебники стр. 113.
- Читаем правила, которые приготовила летучая мышка.
- Как можно проверить безударный гласный в корне слова?
| Ученик читает стихотворение:
Безударный – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
- Чтобы безударный звук стал ударным.
- ВОДНЫЙ - , ударение падает на гласный О в корне ВОД.
- Подобрали форму МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА,
- Два.
- Называют 2 способа.
Дети читают 2 правила – способа проверки.
1.Подобрать родственное слово.
2.Изменить форму этого же слова, чтобы на этот гласный падало ударение.
|
5.Коллективное действие.
10 мин.
Упр.№60, стр.114.
| 1)Устная проверка написания гласного в словах.
2)Коллективная запись.
- А теперь давайте запишем у себя в тетрадях.
- В этой паре слов ударный и безударный звук – разные?
- Это чередование звуков видно на письме?
- А как запишем эти 2 слова?
- Какое правило использовали: подбирали родственное слово или изменяли форму слова?
3)Самостоятельная работа.
(1 ученик за доской)
- Что мы сделали?
4)Коллективная проверка.
| Дети читают и устно подбирают проверочные слова, используя способы проверки.
1 ученик у доски:
З.лёный – зелень,
(выделяем корень, ставим ударение, подчёркиваем безударный и ударный гласный – родственное слово).
- Нет.
- Нет.
-Одинаково.
2 ученик у доски:
Б.леет – белый,
(родственное слово).
- Родственное слово.
Ст.лы – стол,
Ств.лы – ствол.
- (Изменили форму слова.)
Проверяем ученика.(светофоры)
|
6.Физминутка с пальчиками.
1 мин.
| Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.
- Потёрли каждый пальчик друг об друга.
- А теперь потёрли ладошки.
- Поздоровались, сели – встали, сели – встали, и тихонько побежали.
| Дети повторяют за учителем движения.
|
7.Индивидуальное действие.
4 мин.
| Самостоятельная работа.
Задание будете выполнять по вариантам.
Поставь ударение, выдели корень, используя:
| 1 вариант.
форму этого же слова:
Письмо – письма,
следы - ….,
трава - …..,
тропа - ….. .
2 вариант.
Родственное слово:
Гостить – гость,
дарить - …… ,
светить - …. ,
Кормить - ….. .
|
8.Парное действие.
1 мин.
| Взаимопроверка в парах.
- А сейчас каждая пара обменяется тетрадями и проверит соседа по парте.
3) Коллективная проверка. ( по цепочке)
- Я называю слово, а вы проверочное.
| - Дети проверяют.
Дети сигналят светофорами.
|
9.Физминутка.
2 мин.
| - Хомка, хомка, хомячок. Полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт, щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку:
1,2,3,4,5 – хомка сильным хочет стать.
| 2 ученика у доски.
|
10.Групповое действие.
(работа в парах)
6 мин.
| – О чём мы сегодня говорим на уроке?
- Что нужно делать, чтобы написать грамотно слова?
- Как мы это можем проверить?
Работа в группе.
- А сейчас вы будете работать в своих группах, выполнять задание.
Надо найти проверочные слова, поставить ударение и выделить корень, а лишние зачеркнуть.
Проверка группы «цепочкой».
Выберите главного, кто пойдёт защищать интересы команды.
| - О чередовании гласных звуков в корне слова.
- Проверять.
- (подобрать родственное слово или изменить форму слова)
Река – речка, речной, реки.
Леса – лесок, лес, лесник.
Моря – морской, море, моряк.
Гора – гористый, горы, горный.
Дети по 1 от команды прикрепляют свои листочки на магнитной доске.
|
11.Тест «Безударная гласная в корне слова»
4 мин.
| Работа на компьютере.
( 6 вопросов)
| 1 ученик на компьютере.
Каждая группа отвечает на 1 вопрос.
|
12.Итог урока.
1 мин.
Д.З.
| - Что нового узнали?
- Назовите их.
- Сколько способов проверки безударной гласной в корне?
- Для чего нам надо знать эти правила?
- СТР.40 №48.тетрадь на печ. основе.
| - Что в корне чередуются гласные звуки.
Е, И, А, О и Я.
- Два.
- Грамотно писать.
|
13.Рефлексия.
1 мин.
! . ?
| ! знак, всё понял, могу объяснить товарищу.
. , если понял, но не могу объяснить.
? ,если у тебя остались вопросы.
- Вам хочет сказать спасибо за работу Асырк и подарить на память памятку о проверке безударных гласных.
| Дети показывают карточки.
|