Скачать 0.53 Mb.
|
ГБОУ СПО «Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум» Отчет методической цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Наумовка 2012 1. Реализация темы, запланированной цикловой комиссией На 2011 – 2012 учебный год цикловая комиссия ОГСЭ работала над реализацией темы «Информационно-коммуникативные технологии в преподавании общих гуманитарных социально-экономических дисциплин». Важность и необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процесс образовательной связана с тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях преподавателям необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед ним задачу подготовки выпускников-специалистов, способных: - ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. При традиционном подходе к профессиональному образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду учебного занятия позволяет повышать и стимулировать интерес студентов, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному подростку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на занятии информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Используя, информационно-коммуникативные технологии преподаватель получает возможность использовать различные виды компьютерных программ: 1. Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения. 2. Программы-тренажеры — для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен. 3. Контролирующие программы — для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме. 4. Демонстрационные программы — для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). 5. Информационно — справочные программы — для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. 6. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Для реализации выбранной темы были проведены заседания МЦК, на которых были проведены круглые столы на темы: «Метод проектов в преподавании дисциплин «История», «Обществознание»» и «Методика обучения башкирскому языку», мастер-класс по теме «Использование ИКТ в преподавании дисциплин «Русский язык», «Литература». Также преподавателями методической цикловой комиссии были составлены и написаны следующие методические материалы: методические рекомендации «Использование мультимедийных технологий в преподавании дисциплин «История», «Обществознание», «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы». В рамках реализации поставленных целей открытые уроки и обычные занятия были проведены с использованием мультимедийных технологий, обучающих компьютерных программ, интерактивной доски. К ним относят: «Борьба Руси с иноземными завоевателями», «Мораль и моральный идеал», «Олимпийские игры», «Основные единицы синтаксиса. Синтаксический разбор словосочетаний». 2. Выполнение мероприятий согласно плану цикловой комиссии Запланированные мероприятия: открытые уроки, неделя специалиста, заседания МЦК, методические разработки, пособия. рекомендации, внеклассные мероприятия, участие в конкурсах и олимпиадах выполнены согласно плану работы цикловой комиссии. 3. Предоставление выступлений преподавателей на МЦК (см. приложение )
4. Проведенные и непроведеные открытые уроки и внеклассные мероприятия
5. Выполнение плана методических разработок
|