Скачать 41.01 Kb.
|
Технология индивидуальных образовательных траекторий Технология индшвдуальшх образовательных траекторий (ТИОТ) — один ИЗ множества вариантов реализации пичноегно ориентированного общения Процессуально соцфжательный аспект данной технологии позволяет организовать пропах обучения оольиюй группы учащ-гсся (30 и боже человек) на основании принципа индищдуализапии, лежащего в основе построения нндишиуальных образователы ьгх траекторий. Индивидуальные образовательные траектории дают возможность учащимся выбирать; \ровень, а1ъа1содфЖ№гапредме1ногозншЕ1яГнениак стандартного); инфордацюнныеисгочшшдга его усвоен^ способ учения в соответствии с индивидуальншБнносшыми характеристиками (тип мышления, ссюионический тип. особенности памяти т.д.); тшппродщшешяготеме,ссс'1вшлвующ форму, ЕЩ и врешконгроляго согласованию с учигежм. При организации индивияуальнсй образовательной траектории учащиеся сталкиваются с необходимостью постоянно принимать решения. Такая деятельность способствует воспитанию ответственности, готовит к самостоятельной жизни после окончания >чебного заведения. Взаимообусловленность мотивационных и инструментапьных оставляющих деятельности — сш^чигельный признак свободной деятельности. При организации процесса обучения по данной технологии епшулированш максимального раскрытия способностей и творческих возможностей каждой личности сочетается с оршиацигй на их дейсгвённо-гуматкгшчесюе приложение. Педагогический процесс, организованный по технологии инаивицу&тшых образовагельньгх траекторий, вписывается и в познавательную, и в личностную парадигмы. В соответствии с познавательной парадигмой педагогический процесс рассматривается по аналогии с процессом познания, проектируется и осуществляется как квазиисследовательский процесс. В такой интерпретации гапшостные аспекты обучения сводятся, с одной стороны, к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей, а с др>той — через осваиваемое предметное содержание — к накоплению опыта содержательных (смысловых, ценностных, эмоциональных) оценок поведения окружающих и своего собственного. Личностная парадигма предполагает такую организацию образования, которая сосредоточена преимущественно на личности обучаемого, ее самобытности, уникальности, неповторимости, субъективности. Организация процесса обучения сводится к созданию условий для законосообразной (природосообразной и культуросообразной) деятельности учащихся. В основе ТИОТ лежат обе парадигмы, но доминирует личностная. В деятельности педагога важное значение приобретает проекпгрование на основе результатов диагностических срезов, что позволяет ему идти не с предметом к членикам, а с учениками к предмету. Диагностика необходима для получения индивидуально-личностных характеристик учащихся (соционичеекий тип, тип мышления, уровни обученносги и обучаемости и др.). Затем осуществляют дифференциацию учащихся и подбирают вариативное содержание и инд! твидуальные способы обучения, создают оптимальные условия для выявления и развития их задатков и способностей. Познакомимся более подробно с технологией индивидуальных образовательных траекторий. В организации процесса обучения можно выделить несколько этапов: подготовительный, процессуальный и рефлексивный. Подготовительный этап Этот этап включает: • подбор методик диагностирования; • проведение диагностики учащихся; • определение учебной темы, • подготовку дидактического материала; • разработку содержания контрольных срезов, эталона контроля; ■ подготовку информационно-распредешггельного листа для учащихся; • подготовку листа учета деятельности учащихся; • подготовку путеводителя по теме для учащихся. При переходе на технологический способ обучения учитель готовит тематическое планирование, в котором указаны количество изучаемых тем, примерное число часов на 1 изучение каждой из них и виды контроля. Внедрение ТИОТ удобно начать с таких тем, на изучение которых требуется немного времени. Часто педагоги-практики большую тему (8-12 ч) разбивают на подтемы, выделяя их как самостоятельные учебные единицы. Выбрав тему, учитель готовит информационно-распределительный лист для учащихся. Этот лист информирует учапщхся о числе тем и их названиях, а также указывает ориентировочное время на изучение каждой из них. Учителю необходимо подготовить также лист учета деятельности учащихся. Учитель помогает каждому учащемуся составить маршрутный лист индивидуальной образовательной траектории. В нем учащийся отмечает последовательность изучения тем fTj. Ta, Т3, Т4) и указывает, когда он может осуществлять контроль 'знаний других учапцгхся и оказывать им помощь в усвоении темы (О), которая закреплена за ним. Во время подготовительного этапа учитель готовит также путеводители по каждой теме. Путеводитель оформляется на отдельном листе, желательно, чтобы он был представлен в нескольких экземплярах. В структуре путеводителя можно выделить несколько частей: 1) ориентиры: что должен усвоить ученик, на что нужно обратить внимание. 2) информационные источники: список литературы с указанием страниц, номеров заданий, упражнений, задач, выполнение которых поможет усвоить изучаемую тему; 3) перечень средств обучения, которыми >|чащиеся могут воспользоваться при изучении данной темы; 4) при необходимости учащимся могут быть предложены алгоритмы, правила, схемы, опорные конспекты, рисунки и т. д. (методический аспект) Процессуальный этап На данном этапе учитель распределяет темы между учащимися, вносит ЭТИ данные в информационно-распределительный лист и «запускает» темы. «Запуск» тем означает информационный ввод учащихся в темы (объяснение на уровне обобщенных понятий, краткая сжатая информация, акцепт на основополагающие моменты, ознакомление с видами контроля). На этом этапе учитель контролирует и оценивает знания учащихся. Каждый учащийся обязательно проходит устный контроль по всей теме целиком, а не по какому-то фрагменту, что способствует развитию речи, мышления Рефлексивный этап Когда процесс изучения темы подходит к концу, учителю важно осмыслить и оценить его. Необходимо проанализировать и скорректировать тематическое плакирование и составленные методические материалы, а также сделать выводы о том, насколько успешно поработали над темой учащиеся. |