Скачать 479.88 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА БУЗУЛУКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10» УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ «СОШ №10» ____________Белоногина Т.В. Протокол № ____ от _________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ТЕХНОЛОГИЯ УМК «ГАРМОНИЯ» 2013-2014 учебный год I ступень - 4 класс базовый уровень Срок реализации программы - 1 год Программа разработана на основе учебной программы по технологии из УМК «Гармония» Н.М. Коныщева к учебнику «Секреты мастеров» 4 класс Составила: Кузнецова Т.Ю., учитель начальных классов высшей квалификационной категории 2013 год Пояснительная записка к тематическому планированию по трудовому обучению Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по трудовому обучению (художественно-конструкторская деятельность) «Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей), (автор – доктор педагогических наук, профессор Н. М. Конышева; год издания – 2002), и с учетом стандарта начального образования по трудовому обучению. Программа Н. М. Конышевой входит в УМК «Гармония». Программа рассчитана на 68учебных часа, из расчета 2 часа в неделю. При составлении программы использовался учебно-методический комплект: – Конышева Н. М. Технология: учебник «Секреты мастеров». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009. – Конышева Н. М. Рабочая тетрадь к учебнику по технологии «Секреты мастеров». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009. – Конышева Н. М. Методические рекомендации по технологии: «Секреты мастеров». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2004. Задачи курса:
а) формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой; б) воспитательного и участливого отношения к окружающему; в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений; г) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу. 2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции. 3. Развитие мышления, речи, познавательной активности и самостоятельности учащихся. 4. Расширение кругозора. 5. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений. Проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей является главным стержнем программы четвертого года обучения. Накопленные учениками за предыдущий период знания и умения не просто дополняются, а систематизируются и обобщаются — в результате у них формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека и осмысленное отношение к ней. На разнообразных примерах школьники убеждаются, что материальная среда, создаваемая людьми для своего удобства, всегда несет в себе отпечаток конкретного исторического времени, социального опыта и духовных устремлений человека. Даже в самых простых, привычных и непритязательных вещах обязательно скрыта серьезная информация, которая не только может пролить свет на прошлое человечества, но и позволяет многое понять о связи времен, задуматься о единстве жизни и тех силах, которые это единство поддерживают. Высшим выразителем духовной сущности вещей является Мастер, творец. Изучение и освоение мастерства имеет особый смысл. Дети довольно легко приходят к выводу, что под «секретами» мастеров подразумеваются в первую очередь не технологические тонкости ремесла, а именно мудрость Мастера, одухотворенность и гармония его деятельности. На этом фоне четвероклассники совершенствуют свою практическую подготовку, приобретают новые умения. Содержание программы. I четверть Из глубины веков ( 9 ч.) Основы понимания исторической и социальной информации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов. На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал — все имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времен и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, которыми пользовался и продолжает пользоваться человек. Содержание уроков. Примерные изделия. Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы. Изучение истории некоторых ремесел. Понятие об исторической значимости предметной среды. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов. Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения: макраме; плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики; полотенце с вышивкой. II четверть Мастера и подмастерья ( 7 ч.) Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной информации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, к передаче знаний и опыта от одного поколения к другому. Понимание ценности предшествующих культур и бережное отношение к ним не должно противоречить творческому стремлению к постоянному поиску нового, поэтому так важно продемонстрировать детям возможные корректные сочетания подражательной и творческой деятельности. Подражание, если оно продиктовано стремлением лучше узнать, понять, изучить какую-либо идею или дело, в данном случае подражание Мастеру — это способ научиться мастерству. Четвероклассники на какой-то период сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд такой прием может показаться противоречащим общей — творческой — концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более четко и убедительно выделить мысль: Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров. При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства — его духовно-нравственный смысл; с распространенным в различных методиках трудового обучения копированием указанный прием не имеет ничего общего. Содержание уроков. Примерные изделия. Изучение и освоение всевозможных новых способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами. Сложные виды бумагопластики. Новые чертежно-графические приемы: построение прямоугольника с помощью угольника и линейки; геометрические построения с использованием различных чертежно-измерительных инструментов. Новогодние, рождественские, святочные аксессуары (маски, упаковки, открытки, игрушки). Развертки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях: карнавальная маска, автомобиль Деда Мороза, замок Снежной королевы. Елочные игрушки из ниток, пропитанных клеем; конструирование гирлянд. III четверть Традиции и современность ( 9 ч.) Как видно из названия четверти, программа предлагает еще раз, специально, обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом, которая объясняет трансформацию традиций изготовления изделий народных промыслов в современных условиях. Проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремеслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обращаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека. Содержание уроков. Примерные изделия. Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремеслах. Рукоделие в духе народных традиций. Природные формы в художественных ремеслах. Вязание крючком; кружевоплетение (имитация из тесьмы); мягкая игрушка-сувенир; конструирование и шитье передника; вышивка салфетки или полотенца; переплетные работы (жесткий переплет); бисероплетение. IV четверть Творчество. Труд. Мастерство ( 9 ч.) В этой четверти дети продолжают изучение традиций и канонов, существующих в различных видах художественных ремесел. Вместе с тем предполагается, что к середине четвертого класса ученики уже достаточно свободно владеют основными приемами ручной работы и их дальнейшее совершенствование само по себе способно вызвать у детей положительные эмоции. Фактически в этот период продолжаются и углубляются те основные образовательные и развивающие линии обучения, которые были заданы ранее. Содержание уроков. Примерные изделия. Ознакомление с особенностями монументального, станкового и декоративно-прикладного искусства. Работа художника в различных видах искусства. Разработка и изготовление изделий современного вида. Станковое искусство, скульптура: однофигурная и двцхфигурная композиция (лепка). Монументальное искусство, витраж: окно замка Снежной Королевы, веселого гнома или Малъвины (макет из плотной и крепированной бумаги). Декоративно-прикладное искусство: декоративная тарелка для кухни определенной цветовой гаммы; декоративная маска (папье-маше). Современная декоративная посуда; аппликация из соломки; простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и пр.); разделочная доска (выжигание). Итогом систематической работы по данной программе должны быть не узкоспециальные «трудовые» знания и умения школьников, а их более высокий уровень общего развития и культуры. Требования к уровню знаний и умений учащихся 4 класса к концу учебного года К концу 4-го класса учащиеся должны иметь представление: — о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества; - о требованиях и правилах, по которым создается гармоничная рукотворная среда обитания человека; о сочетании красоты и пользы в вещах; — о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций; - о гармонии окружающей предметной среды и ее связи с миром природы. Разумеется, выявление наличия или отсутствия у школьников подобных представлений не может осуществляться в рамках какой-либо локальной проверочной работы. Учитель может судить о них, прежде всего, по тем рассуждениям и размышлениям, которые высказываются учениками в процессе соответствующих уроков. Однако можно провести и специальные беседы по отдельным вопросам, позволяющим школьникам высказать свою точку зрения. Помимо этих общих представлений у учащихся должны быть сформированы определенные знания и умения, которые также имеют общеобразовательное значение, однако являются более локальными и могут быть проверены в соответствующих контрольных заданиях. К ним относятся: 1. Культура и организация труда; рациональная, эстетичная и безопасная работа. Она включает в себя:
2. Обработка различных материалов соответствующими способами, понимание их утилитарно-конструктивного и декоративно-художественного смысла. Конкретные способы обработки материалов предусмотрены программой и раскрываются в ее разделах, темах, а также в содержании уроков на страницах учебников. В соответствии с ними предполагается, что ученики должны не только уметь, например, сгибать, разрезать, сминать бумагу или выполнять различные стежки на ткани, но и при необходимости самостоятельно выбрать наиболее подходящий способ работы — чтобы решить конструкторскую или художественную задачу. Сюда же входит и умение правильно использовать соответствующие ручные инструменты. 3. Умение читать и работать по простой технико-технологической документации (эскизу, чертежу, схеме и пр.).
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: • овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий; • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ В результате изучения технологии ученик должен знать/понимать: • роль трудовой деятельности в жизни человека; • распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров); • правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами и бытовой техникой (в том числе с компьютером); уметь: • выполнять инструкции при решении учебных задач; • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатами; • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу и чертежу; выбирать материалы с учетом св-в по внешним признакам; • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.); • соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий; • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы. Календарно-тематическое планирование уроков технологии Класс 4-а Учитель Кузнецова Татьяна Юрьевна Количество часов: всего 68 часов, в неделю 2 часа. Планирование составлено на основе авторской программы по технологии Н.Конышевой. Учебник Н.М. Конышева«Технология: Секреты мастеров» 4 класс ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ». 4 класс, программа Н.М. Конышевой (2 часа в неделю, 68 часов)
|