Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Дзюба Татьяна Владимировна,
Бирюкова Наталья Николаевна,
Клокова Елена Валентиновна
|
Регион
| Ростовская область
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| г. Таганрог
|
Номер и/или название школы/ОУ
| МАОУ лицей №28,
МОБУ СОШ №23,
Николаевская средняя школа
|
Описание проекта
|
Название темы вашего учебного проекта
|
Тайны светового луча
|
Краткое содержание проекта
|
При создании проекта учащиеся должны усвоить законы геометрической и волновой оптики и успешно применять их в повседневной жизни.
|
|
Предмет(ы)
|
Физика
|
Класс(-ы)
|
11 класс
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
16 уроков, 5 недель
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и
преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Формула тонкой линзы.
Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
Смысл понятий: источник света, световой луч, преломление, отражение света, свет, тень, полутень, полное отражение света.
Смысл физических величин:
Показатель преломления, фокусное расстояние, оптическая сила, увеличение линзы.
Смысл физических законов:
Закона прямолинейного распространения света.
Закона отражения света. Закона преломления света. Принцип Гюйгенса – Френеля.
Знать о вкладе ученых, оказавших влияние на развитие физики:
Гюйгенс, Френель.
Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Образование тени и полутени. Солнечные затмения. Отражение света. Преломление света.
Применять полученные знания для решения физических задач.
Приводить примеры практического использования физических знаний.
Использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях.
Измерять физические величины:
Фокусное расстояние собирающей линзы, показатель преломления вещества (стекла).
Проводить простые физические опыты и экспериментальные исследования по изучению:
Зависимости угла отражения света от угла падения. Определять
Объяснять устройство и принцип действия приборов:
Очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
Строить изображение предмета в тонкой линзе и зеркалах.
Смысл понятий: Электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, интерференция, дисперсия, дифракция, поляризация световых волн. Голография. Стоячие волны. Когерентность. Сферическая и хроматическая аберрация.
Смысл физических величин:
Длина, скорость распространения световой волны, сила света, световой поток, освещенность,
Смысл физических законов, принципов и постулатов:
Принцип Гюйгенса – Френеля, законы отражения и преломления волн, принцип суперпозиции волн, принцип Ферма, условия интерференционного максимума и минимума, уравнение волны.
Знать о вкладе ученых, оказавших влияние на развитие физики:
Юнг, Ньютон, Френель, Майкельосон, Рёмер, Физо, Гюйгенс,
Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
Дисперсию, интерференцию, дифракцию света.
Применять полученные знания для решения физических задач.
Определять:
по графику, таблице, уравнению, формуле период дифракционной решетки, радиус колец Ньютона, толщину пленки при просветлении оптики, расстояние между интерференционными минимумами или максимумами, длину и скорость световой волны, энергию световой волны.
Приводить примеры практического использования физических знаний
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения .
|
После завершения проекта смогут:
Проводить наблюдения оптических явлений, описывать и обобщать результаты этих наблюдений.
Использовать измерительные приборы для изучения этих явлений.
Моделировать процессы и проводить их анализ на основе модели.
Применять законы геометрической и волновой оптики в повседневной жизни, объяснять происходящие вокруг них оптические явления с учетом их интересов и потребностей.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| 1. Какова роль законов геометрической и волновой оптики в нашей жизни?
2. Можно ли доверять своему зрению?
|
Учебные вопросы
| 1. Может ли видеть человек-невидимка?
2. Искусственная радуга- миф или реальность?
3. Чем хороши очки-поляроиды?
4. Что такое "оптические иллюзии"?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
Тестирование с открытым ответом
| При работе над проектом может помочь: Оценка правильности планирования эксперимента, постановка и решение задач, тестирование с выбором ответа и сопоставление
| Самооценка учащихся
Взаимооценка учащихся
Экспертная оценка.
Представление результатов в виде Публикации, презентации, демонстрационного продукта, реферата, доклада
|
Описание методов оценивания
|
Пояснение: Новизна описываемой системы контроля знаний заключается в том, что: - всем обучающимся предоставляются равные возможности; - максимальная объективизация оценки знаний; - возможность состязательности как ведущего фактора стимулирования учебной деятельности студентов; - жестко установленные и формализованные требования организации процесса обучения.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Концептуальные знания и технические навыки, необходимые учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта
|
Учебные мероприятия
|
1 урок. Представление презентации учителя. Мозговой штурм, определение целей и направления исследований. Определение рабочих групп. Распределение ролей в группах.
2 урок. Составление обсуждение плана работы в группах.
3 урок. Работа в группах. Корректировка целей, формулировка гипотез исследования.
4- 10 уроки. Работа в группах: проведение исследований.
11 урок. Групповая конференция. Корректировка направлений исследований.
12-14 уроки. Работа в группах: продолжение исследований.
15-16 уроки. Защита проектов.
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| При работе над проектом учащиеся имеют возможность выбора группы, последовательности работы над поставленными вопросами. Для ученика появляется возможность почувствовать свою значимость в данном микросоциуме, применить знания в соответствии со своими возможностями и способностями.
|
Одаренный ученик
| В любой из групп существует возможность для глубокого исследования, в ходе которого одаренный ученик может проявлять свои индивидуальные способности, как в предметной, так и в коммуникативной областях.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Фотоаппарат, лазерный диск, компьютеры, интернет.
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
Комплексы программ для работы в сети Интернет, для создания и редактирования текстовых и мультимедиа файлов.
|
Материалы на печатной основе
| И.Я. Ланина 100 игр по физике: книга для учителя. -М.: Просвещение,1995
Предметная неделя физики в школе / Н.П. Наволокова (и др.); под общ. ред. Ю.И. Ненашева – Ростов н/Д.: Феникс, 2006
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь», 1996
Физика: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2005
С.Я. Тихомирова, Б.М. Яворский Физика 11 класс – М.:«Мнемозина», 2008
Я.И.Перельман «Занимательная физика»-М.: Наука,2007
|
Интернет-ресурсы
| http://www.omc-sinergi.ru/
http://www.astronomynow.com/
http://www.astrolab.ru/
http://festival.1september.ru/
http://class-fizika.narod.ru/
|