Скачать 53.74 Kb.
|
Конспект урока информатики в 6 классе на тему «Двоичное кодирование числовой информации». Цели урока:
Основные понятия: • компьютер; • информация; • система счисления; Оборудование: • ПК с операционной системой Windows. Ход урока: 1) Организационный момент. 2)Актуализация ранее полученных знаний. Проверка домашнего задания: • Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №14 с.10 (бегло просмотреть раскрытые рабочие тетради всех учеников); несколько учеников зачитывают свои варианты выполнения этих заданий.
(Количественное значение символов, используемых для записи чисел, зависит от их положения в записи числа)
(Цифровые: десятичная: 0,1,2, …,9; двоичная: 0,1; восьмеричная: 0,1,2,…,7)
(Римская, Египетская, Древнегреческая, Славянская)
(Римская система счисления используется для наименования знаменательных дат, томов, разделов и глав в книгах)
(ответ: в десятичной).
(ответ: для записи чисел используется 10 цифр). 3) Этап изучения новых знаний. Система счисления – совокупность приёмов и правил для обозначения и именования чисел. Системы счисления бывают позиционные и непозиционные. Позиционная система счисления – система счисления, в которой одна и та же цифра получает различные количественные значения в зависимости от места, или позиции, которое она занимает в записи данного числа. К позиционной системе счисления относятся десятичная система счисления и двоичная система счисления. Каждая позиционная система счисления имеет определенный алфавит цифр и основание. Количественное значение цифры зависит от разряда. Алфавит – цифры, используемые для записи чисел. Основание – количество цифр в алфавите. Разряд – позиция цифры в числе.
Рассмотрим десятичные числа 43 и 34. Можно предположить, что они одинаковые, так как в них участвуют одни и те же цифры – 3 и 4. Но вы возражаете мне и правильно! Объясните почему. Действительно в числе 43 – четыре десятка и три единицы, а в числе 34 – три десятка и четыре единицы. Вес цифры зависит от позиции цифры в этом числе. В повседневной жизни мы используем десятичную систему счисления, а компьютерная техника – двоичную. Люди предпочитают десятичную систему счисления вероятно потому, что с древних времен они считали по пальцам, а пальцев у людей по 10 на руках и ногах. Десятичная система счисления пришла к нам из Индии. Для общения с ЭВМ используют, кроме десятичной, двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для технической реализации в компьютере двоичная система счисления. В компьютере используют двоичную систему, потому что она имеет ряд преимуществ перед другими системами:
Сегодня на уроке мы познакомимся с переводом целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Объясняется как записываются числа в десятичной и двоичной системе.
Рассмотрим 2 способа перевода десятичных чисел в двоичный код. Учащиеся записывают подзаголовок в тетради «1 способ – метод разностей». Учитель: Любое десятичное число можно представить в виде суммы слагаемых ряда: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048… (каждое следующее число получается умножением предыдущего на 2) – акцентировать внимание на том, что каждый член ряда вдвое больше предыдущего Учитель: Берем любое число, например 75. Берем ближайшее к 75 число из записанного нами ряда, но не превосходящее его и составим разность: 75 – 64 = 11 Берем ближайшее число к полученной разности, не превосходящего ее и составим новую разность: 11 – 8 = 3. Аналогично: 3 – 2 = 1 В итоге получим: 75 = 64 + 8 + 2 + 1 = 1*64 + 0*32 + 0*16 + 1*8 + 0*4 + 1*2 + 1*1. Учитель: В результате получаем представление числа 121 в двоичной системе счисления – представление с помощью двух чисел – 0 и 1. 75 10 = 10010112. «2 способ. Метод остатков». Учитель: Второй способ основан на записи остатков от деления на 2 исходного числа и получаемых неполных частных. (выполняем деление данного числа и неполных частных на основании 2 двоичной системы счисления до тех пор, пока не получим частное, равное 0). – алгоритм перевода и пример записываем с учащимися в тетрадь. Задание: выполним перевод числа 75 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.
75 10 = 10010112. Учащиеся: записывают результат и сравнивают его с результатом перевода того же числа методом разностей. 4) Этап закрепления полученных знаний. Предлагаю вам открыть рабочую тетрадь на странице 12 и выполнить задание №18 (1,2) 5) Этап подведения итогов урока. Итак, мы познакомились с переводом целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколькими способами можно это сделать, и как они называются? 6) Домашнее задание: §1.3, стр. 17-19 РТ: №18 (3,4,5) с.13 |