Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 137.13 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.04.2014
Размер137.13 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Информатика > Задача
Библиотечно-библиографическое обслуживание молодежи в библиотеках.

Эффективность проведения Единого дня библиографии ««Молодежь России: портрет поколения на переломе» в ЦБС Автозаводского района.
Одним из направлений в информационно-библиографической работе библиотек является работа по повышению информационно-библиографической культуры читателей, которая ведется в устной, наглядной, печатной, а также в комплексной форме (последняя включает в себя все три вышеперечисленные). Дни библиографии представляют собой комплексную форму работы по повышению информационно-библиографической культуры читателей. Цель Дней библиографии – привлечь внимание читателей к библиографическим средствам ориентации в безбрежном океане книг, дать им не разрозненные сведения, а целую систему знаний по культуре чтения.

Читатель, особенно молодой, нуждается сегодня в сведениях об организации библиотечно-библиографического обслуживания, которая сложилась в регионе, где он живет и работает; ему необходимо иметь ясное представление о назначении, составе, структуре и использовании СБА библиотек, которыми он пользуется, наконец, он должен овладеть некоторыми навыками библиографического поиска.

Задача библиотекаря – оказать ему эту помощь. От нас зависит качество чтения наших читателей, чтобы читатели рационально использовали книжные фонды для своей научной работы, профессиональной деятельности, учебы, самообразования.

Самообразовательное чтение является фактором непрерывного образования. Потребность молодого человека в самообразовании продиктована необходимостью расширения и углубления полученных в учебных заведениях знаний, повышение интеллектуального уровня, совершенствования профессионального мастерства. Подсчитано: если в начале прошлого столетия знания, полученные молодым специалистом, могли служить ему 10-15 лет, то теперь срок сократился в 2-3 раза. Следовательно, самообразование необходимо.

Работа с любым видом литературы, в том числе художественной, - это труд, и, как всякий труд, он должен быть организован так, чтобы затраченное время и энергия приносили максимальную пользу.

В результате многолетней практики у каждого вырабатывается своя система чтения, но библиотекарь может научить приемам поиска информации, которые, возможно, еще не известны читателю. Для этой цели и существует такая форма работы библиотеки, как Дни библиографии. Как известно, Дни библиографии могут быть универсальными и тематическими.

Молодежь – одна из самых многочисленных групп среди читателей публичных библиотек. 2009 год объявлен Президентом России годом молодежи. Поэтому не случайно тематический День библиографии в нашей ЦБС был назван, как «Молодежь России: портрет поколения на переломе».

Информационно-библиографическим отделом были подготовлены следующие материалы:

  • Библиографическое пособие «Молодежь: открытый вопрос». Вопрос о молодежных проблемах остался открытым, так как в пособие не вошли такие очень глубокие темы, как «молодежь и труд», «социология и социализация молодежи», «психология молодежи», «молодежь и право», «молодежные девиации». Каждая из этих тем может стать темой отдельного указателя. Составляя библиографическое пособие, мы попытались отразить публикации о различных позитивных аспектах жизни, повседневных интересах молодого поколения, перспективах на будущее.

  • Библиографическая памятка «Писатели-юбиляры» (Ю. Поляков)

  • Библиографическая памятка «Книги-юбиляры» («Два капитана» В.Каверина)

  • Библиографическая памятка «Книги, писатели-юбиляры» (Н. Островский «Как закалялась сталь»)

  • Информационный бюллетень «Новые люди» (произведения о молодежи на страницах литературно-художественных журналов). В этом бюллетене собраны произведения последних пяти лет.

  • Книжная закладка-памятка старшеклассникам и студентам «Библиографическое описание документа». Закладка эта разработана для одноименного библиотечного урока, но может распространяться среди читателей, как средство формирования библиографических знаний. Особенно в среде учащийся молодежи.

  • Информационный путеводитель: «Молодежная периодика». В путеводитель вошли не только журналы, которые широко известны читателям, но и журналы, которые библиотеки не выписывают. Этот путеводитель полезен и библиотекарям, чтобы познакомиться с различными журналами молодежной тематики.

  • Дайджесты: «Трудоустройство: как пройти собеседование», «Трудоустройство: как составить резюме». Эти дайджесты дадут практические советы тем, кто занят поиском работы, чтобы грамотно представить себя будущему работодателю.

  • Книжная закладка: «Новое поколение выбирает… книгу!». Закладка сделана по материалам форумов в Интернете, где между молодыми людьми идет живое общение о прочитанных книгах, где они рекомендуют наиболее интересные книги для своих сверстников.

  • Беседы о культуре чтения. Тексты бесед оформлены в отдельную папку, которые со временем будут пополняться в библиотеках.


Что касается определения читательского адреса тематических Дней библиографии, то хотелось бы обратить внимание библиотекарей на то, что в последнее время в библиотеках все чаще стали проводиться Дни библиографии не для массового читателя, а для определенной читательской группы. Дело в том, что одним из условий эффективности любого библиотечного мероприятия является однородность аудитории, для которой оно подготовлено, по интересам, подготовке и целям чтения. Исследование эффективности Дней библиографии показало, что «безадресные» Дни библиографии, как и другие формы работы по информационно-библиографической культуре читателей, которые проводятся для случайно собравшихся слушателей, малоэффективны. В то же время, если занятия проводятся для специально организованной однородной группы читателей, например, старшеклассников, то «отдача» бывает значительней.

С организованными группами читателей работали в День библиографии в библиотеке им. М.Ю. Лермонтова, библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, ИОЦ «Кругозор», библиотеке им. А.С. Макаренко, библиотеке им. Ю. Адрианова, БДЦ.

День библиографии «Молодежь России: портрет поколения на переломе» соединил многие формы пропаганды библиотечно-библиографических знаний.
Выставки.

В любом мероприятии очень важно в полном объеме показать литературу по заявленной теме. И литература эта экспонируется на выставках, поэтому работа с выставками очень важна, в том числе и в ДБ.

Библиотека им. М.Ю. Лермонтова всегда активно работает с выставками. В ДБ они постарались использовать все разработанные ИБО материалы. Так были оформлены выставки по библиографическому пособию «Молодежь: открытый вопрос» (пред. 27 экз., выдано – 11 экз.), по информационному бюллетеню «Новые люди» (пред. -16 экз., выдано – 5 экз.), по информационному путеводителю «В мире молодежной периодики» (пред. – 17 экз., выдано – 11экз.). Но были и выставки по материалам, которые разработала сама библиотека : «Молодая Россия читает» (пред. – 14 экз., выдано. – 6), «Скажи жизни «Да!» (предс. – 19 экз., выдано – 10 экз.).

В библиотеке им. А.С. Макаренко были развернуты выставки «Твое время – молодежь!» (пред. 26 экз., выдано -12 экз.), «Твой ровесник рекомендует почитать» (пред. -28 экз., выд. – 16 экз.)

Выставка-рекомендация «Прочти срочно» была организована в библиотеке им. В.В. Маяковского, где были представлены новинки книг для молодежи (6 представленных книг были заказаны 18 читателями)

В библиотеке им. Ю. Адрианова была организована выставка «Молодежь в России» (пред.-29 экз. лит., выдано – 12, посетило -24 чел.). Название ее взято слишком широко и без разъяснения трудно понять, какая литература на ней представлена.

В библиотеке «Центр здоровья» была развернута выставка «Время думать, творить, действовать». Основой ее послужили материалы библиографического пособия, разработанного ИБО о молодых спортсменах, актерах, писателях. Выставка всегда эффективна, если с ней проводится дополнительная работа. Но в отчете отсутствуют данные о проведении обзоров по этой выставке. Это, пожалуй, упущение в работе с этой выставкой. Об этом говорят и цифры: представлено 32 экз. литературы, а выдано всего 7, хотя материал представлен на выставке, к которому читатели всегда активно обращаются.

В ЦДПИ в читальном зале развернули выставку по теме «Есть такое право» (предс. -15 экз., выдано – 2, посетило - 7 чел.). В отчете написано, что в справочном зале была развернута выставка «Молодежь России – права и обязанности», на которой поместили 3 библиографических списка, которые разработали самостоятельно, и 2 пресс-дайджеста. Практически представить такую выставку трудно. Да, есть такая форма работы, как выставка библиографических пособий. Но цель ее умело и продуманно раскрыть разделы книжного и журнального фонда. Целесообразнее было бы каждый список литературы сделать разделом выставки и представить литературу из него, а затем уже проводить по ней обзоры и беседы. Тем более, что в отчете написано, что был проведен обзор библиографического списка «Наркомания и наркозависимость – острейшие проблемы молодежи» (26 позиций), и отмечено, что обзоры списков литературы и дайджестов вызвали у читателей наибольший интерес. Обзор самого списка невозможно провести, если наглядно не представлена литература. Что-то сотрудники справочного зала не продумали в организации выставки.
Обзоры литературы.

Надо отметить, что обзоры литературы, проведенные на фоне выставки, дают положительный эффект: вызывает у читателей, во-первых, большой интерес к самой литературе, во-вторых, вырабатывает привычку получать информацию о книгах из библиографических пособий.

Библиотека им. М.Ю. Лермонтова всегда работая с выставками, делает их обзоры. Так в День библиографии было проведено 6 обзоров, которые повторялись 22 раза.

В БДЦ для учащихся 144 школы провели обзор по теме «Молодежная периодика». Эта тема учащихся заинтересовала, что видно из желания просмотреть многие журналы, обменяться мнениями, задать различные вопросы. Библиотекари сделали вывод, что такие обзоры молодежной периодики нужно проводить чаще. А вот обзор материалов «Год молодежи в Нижегородской области» к Дню библиографии не имеет никакого отношения, так как не предполагал дать учащимся библиографические знания или обучить каким-либо навыкам поиска информации.

Обзор «Книги молодому поколению», проведенный в библиотеке им. В.В. Маяковского, прослушало 20 читателей, 18 из которых заказали эти книги.

В Информационно-образовательном центре «Кругозор» по информационному путеводителю «Молодежная периодика» была собрана подборка и проведен обзор (представлено всего изданий – 38, выдано – 28 изданий). Старшеклассников заинтересовал информационный путеводитель и издания, представленные в нем (о многих периодических изданиях они даже не слышали. А вот информационный бюллетень «Новые люди» не вызвал интереса у подростков (литературно – художественные издания не представлены ни в библиотеке, ни в киосках «Роспечати», в отличие от молодежной периодики).

Часть ДБ в библиотеке им. Ю. Адрианова был спланирован и проведен для группы старшеклассников (25 чел.): 10 класса школы № 63. Для них библиотекой была подготовлена беседа «Молодежные организации России», проведены обзоры пособия «Молодежь: открытый вопрос», «Молодежная периодика», а также обзор художественных произведений о молодежи, напечатанных в «толстых» журналах.
Библиотечные уроки.

Библиотечные уроки позволяют давать знания о книге, библиотеке, библиографии в определенной системе. В основном, эта форма работы используется в работе с учащимися. Библиотечные уроки проводили в День библиографии многие библиотеки : библиотека им. Д.Н. Мамина-Сибиряка по теме «Молодежная периодика» (21 чел.), ИОЦ «Кругозор» по теме «Оформление библиографического списка литературы» с использованием медиа-презентации, подготовленной отделом ИБО.

Библиотечный урок по молодежной периодике прошел и в библиотеке им. А.С. Макаренко. На него были приглашены учащиеся 10 класса шк. № 128 (21 чел.). К уроку была проведена большая подготовительная работа: организована выставка «Новое поколение выбирает…журнал» (пред. 30 экз., выд. -21 экз.), на которой были представлены различные виды периодических изданий: общественно-политические, литературно-художественные, научно-популярные, публицистические, специализированные журналы. Было подробно рассказано о структуре представленных журналов, о наиболее интересных рубриках, о молодых авторах. При этом использовался наглядный медиаматериал. Обучающим моментом было то, что учащихся познакомили с возможностями АИБС МАРК по поиску статей из журналов, и юноши сразу заинтересовались статьями из журнала «Мир ПК». В общем, тема периодики молодежь интересует.

А вот заявленный библиотечный урок «Библиотечные каталоги и картотеки» (11 человек) в библиотеке им. В.В. Маяковского и библиотечный урок «Библиографическое описание документа» (6 человек) в ЦДПИ, скорее всего, по форме уроком не является, так как эта форма предполагает организованную аудиторию, также проведение закрепляющих знания занятий. Скорее всего, это были библиографические консультации по указанным темам.
Консультации и практикумы.

Консультации для читателей обычно проводят у каталогов, у стеллажей со справочными изданиями с целью разъяснения правил описания произведений печати, структуры каталога, приемов использования вспомогательных указателей к изданиям или поиска нужных сведений в энциклопедиях, словарях. Консультацию сопровождают практическими упражнениями, в ходе которых читатели самостоятельно разыскиваю нужную им информацию. Эта форма работы по формированию культуры чтения проводилась всеми библиотеками: в библиотеке им. Ю. Адрианова ею было охвачено 10 человек, ИОЦ «Кругозор» разработал консультацию «Попробуй сам» и обучал подростков возможности поиска литературы в ЭК самостоятельно. Консультирование по поиску информации в ЭБД проводили и в ЦДПИ (9 чел.). Кроме этого, читателей в этот день обучали правильному оформлению бланков «Требования..» и «Предписания…» читателей, проводили консультации у каталогов (7 консультаций), практикумы по поиску в них литературы (6 человек).
Беседы о культуре чтения.

Беседы о культуре чтения в День библиографии обычно намечаются заранее, готовятся тексты таких бесед и определяется их доступность и важность для того или иного читателя. Эту форму работы в ДБ использовали многие библиотеки.

Интересную форму бесед о культуре чтения сделали в библиотеке им. В. В. Маяковского. Например, тема «Строение книги». Библиотекари напечатали на компьютере название элементов книги и прикрепили каждую на своем месте в книге. Объясняя читателю, как устроена книга, акцент делался на зрительную память читателя. Думаю, что эта наглядная форма более доступна для запоминания читателем того, что хотели донести ему библиотекари. Таких бесед было проведено в День библиографии - 20.

Читатели библиотеки «Центр здоровья» в День библиографии были обучены приемам, как быстро и грамотно найти нужную информацию в книге. Для этого сотрудники библиотеки проводили беседы о культуре чтения по теме «Строение книги». Кроме этого еще проводились беседы по теме «Десять правил быстрого чтения», «Библиотечные каталоги и картотеки». Всего эти беседы прослушали 12 человек.

ЦДПИ беседу «Виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель» провели со студентами-первокурсниками ВГИПУ (7 чел.)

В библиотеке им. А.С. Макаренко использовали беседы о культуре чтения, которые предоставил ИБО. Это такие беседы как «10 правил быстрого чтения», «Как надо читать», беседа с молодыми родителями «Прочитай мне сказку, мама». Беседами было охвачено 13 человек.
Экскурсии по библиотеке.

С экскурсии начинается знакомство читателей с библиотечно-библиографическим обслуживанием. Экскурсия знакомит с библиотекой в целом, с ее СБА, отделами со специализированными фондами. Важно иметь план экскурсии, текст экскурсовода и точный маршрут. Особенность экскурсий – наглядность. Они позволяют продемонстрировать СБА, показать значение его отдельных частей, роль различных библиографических и фактографических источников в поиске документов и фактов на примерах, выбранных по желанию экскурсантов.

Экскурсии по библиотеке проводятся как для отдельных читателей, так и для читательских групп. Именно на День библиографии были запланированы и проведены экскурсии по библиотеке в ИОЦ «Кругозор» «Давайте знакомиться!»(18 учащихся УПК Автозаводского района), ЦДПИ провел 2 экскурсии ( 8 человек), но почему-то только по справочному залу: «Справочно-информационный зал предлагает». Скорее всего, это была не экскурсия, а беседа о возможностях справочного зала ЦДПИ. Экскурсия предполагает знакомство со всеми отделами библиотеки, акцентируя внимание на функциях каждого подразделения.
Библиографические памятки.

Библиографические памятки – жанр рекомендательного пособия малой формы, посвященного обычно определенному историческому событию или лицу, чаще всего в связи с юбилеем. Такие памятки были разработаны ИБО к юбилеям книг и писателей. Целью работы с ними были – напомнить читателям об этих книгах и выдать в этот день, как можно больше рекомендуемых книг. В библиотеке им. Ю. Адрианова, например, беседа по книге В.Каверина «Два капитана» проводилась 5 раз и две книги выданы читателям. В библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка из 4 представленных книг Н.Островского выдана – 1, Ю. Полякова представили 4 книги, выдали – 2. Но все же внимание читателей было привлечено к книгам-юбилярам.
Дайджесты.

Дайджесты – это фрагменты многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, в и сфере интересов реальных или потенциальных потребителей. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом

Актуальные дайджесты: «Трудоустройство: как пройти собеседование», «Трудоустройство: как составить резюме» использовали в работе почти все библиотеки.

Теперь читатели, даже если не запомнили, как составить резюме, будут знать, что эта информация есть в библиотеке. Впредь материалы по написанию резюме должны быть всегда перед глазами читателей, так как вероятность поиска работы может коснуться каждого на современном этапе и человек должен грамотно себя представить будущему работодателю.
Другие формы:

Библиотека им. М.Ю. Лермонтова к этому дню приурочила устный журнал «Право на жизнь». Тема нужная и актуальная. Но к Дню библиографии она не имеет ни какого отношения. Да ребята были познакомлены с книжной выставкой «Скажи жизни «Да!», но цель Дня библиографии – обучение. И, если бы одной из страничек устного журнала была консультация и практикум по поиску литературы о табакокурении в каталогах и картотеках, то это мероприятие имело право быть в этот день. Такие моменты нужно продумывать заранее, подчиняя мероприятие нужной форме работы.

Кроме этого в ДБ читателям были розданы наглядные материалы: буклет «Новое поколение выбирает… книгу!» (в библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка 20 шт., в библиотеке им. Ю. Адрианова – 25 шт.) и памятка «Библиографическое описание документа» были распространены на методобъединении классных руководителей (всего раздали – 35 шт.) в ИОЦ «Кругозор»

В библиотеке им. Ю. Адрианова массовому читателю розданы книжные закладки «Библиографическое описание документа» (12 шт.), и подготовленный самостоятельно буклет «Неформальная молодежь» (27 шт.).

В библиотеке им. В.В. Маяковского были изготовлены книжные закладки с напоминаниями о видах записей при работе с книгой: план, тезисы, конспект, реферат, лекция. Таких закладок было выдано 55 штук.
Эффективность ДБ определяется тем, сколько литературы было рекомендовано читателям и сколько ее взято; сколько читателей в этот день было охвачено мероприятием; сколько дано индивидуальных консультаций по использованию СБА; какие новые знания дал им этот день. На некоторые вопросы мы можем дать ответ ( это что касается цифровых показателей), потому что такая статистика ведется в каждой библиотеке. А вот качественные показатели одной цифрой не измерить. Поэтому не плохо бы разработать анкету, и через анкетирование узнать мнение читателей, их отношение к проведению подобного рода мероприятий, собрать их предложения и пожелания.

Сейчас практика проведения тематических Дней библиографии сокращается, потому что, библиографические указатели (основа ДБ) централизованно не выпускаются, а создание библиографического указателя это очень трудоемкое дело и требует значительного срока. Поэтому библиотеки выпускают их реже, чем списки литературы.

Но эффективность Дней библиографии наиболее высока в том случае, если они проводятся систематически (1 раз в месяц или 1 раз в два месяца). Это касается универсальных Дней библиографии, так как они не привязаны к указателям какой-либо одной темы.

В программу универсальных Дней библиографии может быть включен целый ряд мероприятий по самым различным направлениям библиотечно-библиографической подготовки читателей:

- история книги и библиотек;

- навыки самостоятельного поиска информации в СБА

- знакомство с ББК;

- методы самостоятельной работы с книгой;

- правильное оформление читательского требования;

- работа с критической литературой, справочными изданиями и периодикой;

- составление библиографических списков книг для чтения;

- составление записей о прочитанном;

- использование библиографических пособий при выборе литературы и др.

Поэтому эффективность ДБ будет всегда высокой, если в библиотеке будет выработана система формирования информационной культуры молодых читателей.

Эффективна ли такая форма работы с молодежью, как День библиографии? Думаю, что на этот вопрос можно дать утвердительный ответ.


Сост.: зав. ИБО Мартьянова Т.И.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск