Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по информатике и ИКТ для основного общего образования.
примерной программе среднего образования по информатике и ИКТ 10-11;
авторской программе базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы, автор Угринович Н.Д (2004 г);
Кроме того, она обеспечена рекомендуемой Методическим письмом «О препродаваниии учебного предмета «Информатика» в обще образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 в учебном году» линии издательства «Просвещение»:учебник Горячев А. В. Информатика в играх и задачах 3 – 4 класс.
Рабочая программа для 8 классов ориентирована на использование учебников:
Н. А. Угринович «Информатика – 8» (М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2008 г.),
методическое пособие для учителя «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе», автор Н. Д. Угринович (М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2008 г.);
а также дополнительных пособий: для учителя:
«Практикум по информатике и информационным технологиям» под ред. Н. Д. Угринович (М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2008 г.);
для учащихся:
Сборник задач под ред. И. Семакина в 2-х частях (М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011 г.);
«Путеводитель по компьютеру для школьника», автор Т.А. Юркова, Д.М.Ушаков, (М. «Олма - пресс», 2008г)
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.Это определило цели обучения информатике и ИКТ:
освоение системы базовых знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В результате изучения информатики и ИКТ на базисном уровне ученик должен по окончанию 8 класса на базисном уровне знать/понимать:
роль информатизации в развитии общества;
понятие об информационной культуре;
принципы кодирования информации;
двоичную систему счисления;
единицы измерения информации (содержательный и алфавитный подход);
структурную схему компьютера и принципы его работы;
назначение основных функциональных блоков;
назначение и виды памяти;
основные приемы обработки текстовой информации;
уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
уметь приводить примеры информации и информационных процессов в социальных, технических и биологических системах;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники информации;
классифицировать программные продукты и оперировать различными видами информационных объектов;
использовать графический интерфейс Windows для организации информационной среды на компьютере;
выполнять основные файловые операции в среде Windows;
записывать и считывать информацию с дисков;
переводить числа из десятичной системы в двоичную и выполнять обратный перевод;
кодировать информацию, используя таблицы кодировки;
решать задачи по обработке текстовой информации в среде текстового редакторов;
создавать простые презентации.
владеть компетенциями:
№
| Тема
| Компетенции
| 1.
| Информатизация общества. Информация и информационные процессы
| учебно-познавательная, информационно-технологическая, ценностно-смысловая
| 2.
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации
| учебно-познавательная, информационно-технологическая, ценностно-смысловая, коммуникативная
| 3.
| Обработка текстовой информации
| учебно-познавательная, информационно-технологическая, ценностно-смысловая
| 5.
| Мультимедийные технологии
| учебно-познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая
| способны решать следующие жизненно-практические задачи:
создавать простейших модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических презентаций;
создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
осуществлять организацию индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передавать информацию по телекоммуникационным каналам, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Состав УМК:
Учебник «информатика и ИКТ» 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2011
Практикум по информатике и информационным технологиям. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И.7-е изд., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Преподавание курса «информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Информация и информационные процессы – 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
3. Коммуникационные технологии – 14 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электроннойWeb-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
4. Итоговое повторение 2 ч
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
урока
| Тема | Учебник Угринович Н. Д.
| Форма урока
| Теория
| Практика
| Дата
| I четверть
| Тема 1. Информация и информационные процессы (9 ч.)
| 1
| Правила Т.Б. в компьютерном классе. Введение. История развития вычислительной техники.
|
| Л
| 1
|
|
| 2
| Информация в живой и неживой природе. Человек и информация. Информационные процессы
| 1.1.1-1.1.4
| Л
| 1
|
|
| 3
| Знаки: форма и значение. Знаковые системы
| 1.2.1-1.2.2
| Л
| 1
|
|
| 4-5
| Кодирование информации
| 1.2.3
| Л/П
| 1
| 1
|
| 6-7
| Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Решение задач
| 1.3.1-1.3.2
| Л/П
| 1
| 1
|
| 8
| «Информация и информационные процессы»
|
| К
| 1
|
|
| II четверть
| 9
| Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач
| 1.3.3
| Л
| 1
|
|
| Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (8 ч.)
| 11
| Программная обработка данных на компьютере
| 2.1
| Л
| 1
|
|
| 12
| Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода-вывода
| 2.2.1-2.2.3
| Л
| 1
|
|
| 13
| Оперативная и долговременная память
| 2.2.4-2.2.5
| Л
| 1
|
|
| 14
| Файл. Файловая система
| 2.3.1-2.3.2
| Л
| 1
|
|
| 15
| Работа с файлами.
| 2.3.3
| П
|
| 1
|
| 16
| Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционной системы и приложений.
| 2.4.1-2.4.2
| Л
| 1
|
|
| 17
| Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы
| 2.5-2.7
| Л
| 1
|
|
| 18
| «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
|
| К
|
| 1
|
| III четверть
| Тема 3. Кодирование и обработка текстовой информации. (7 ч.)
| 20
| Кодирование текстовой информации
| 3.1
| Л
| 1
|
|
| 21-22
| Создание документа в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать
| 3.2-3.4
| Л/П
| 1
| 1
|
| 23 | Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки. Стили, оглавление документа
| 3.5.1-3.5.5
| П
|
| 1
|
| 24
| Таблицы. Гипертекст
| 3.6
| П
|
| 1
|
| 25
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текста. Системы оптического распознавания документа
| 3.7
| П
|
| 1
|
| 26
| «Кодирование и обработка текстовой информации»
| 3.8
| Л
|
| 1
|
| Тема 4. Кодирование и обработка числовой информации. (4 ч.)
| 27
| Представление числовой информации с помощью системы счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
|
| К
|
| 1
|
| 28
| Перевод чисел в позиционную систему счисления
| 4.1
(4.1.1-4.1.2)
| Л
| 1
|
|
| 29
| Арифметические операции в позиционной системе счисления. Решение задач
| 4.1.3-4.1.4
| П
|
| 1
|
| 30
| «Кодирование и обработка числовой информации»
|
|
|
|
|
| IV четверть
| Тема 5. Электронные таблицы. (3 ч.)
| 30
| Основные параметры электронных таблиц. Типы и форматы данных
| 4.2
(4.2.1-4.2.2)
| Л+П
| 0.5
| 0.5
|
| 31
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции
| 4.2.3-4.2.4
| П
|
| 1
|
| 32
| Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм. Основные параметры диаграмм
| 4.3.1-4.3.2
| П
|
| 1
|
| Тема 6. Повторение. (3ч.)
| 33
| Повторение темы «Информация и информационные процессы», «Кодирование и обработка числовой информации», подготовка к итоговому тесту
|
| П
|
| 1
|
| 34
| Итоговый тест
|
| К
|
| 1
|
| 35
| Резервный урок
|
|
|
|
|
| Требования к уровню подготовки обучающихся в области информатики и ИКТ в 8 классе В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в базе данных;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы контроля и оценки знаний учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме итоговой контрольной работы.
Контрольные по месяцам
«Информация и информационные процессы»
| октябрь
| «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
| Декабрь
| Представление числовой информации с помощью системы счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
| март
| Итоговый тест
| май
|
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последователь-ности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примера-ми, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сфор-мированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано об-щее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальней-шего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материа-ла или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме. Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся вла-деет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставлен-ной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязатель-ными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
Литература и другие средства обучения
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
|