Скачать 68.85 Kb.
|
Тема урока: «Счастливый билет». Тип урока: урок применения знаний и умений. Основная дидактическая цель: применение знаний и умений учащихся по теме «Операции целочисленного деления в среде Turbo Pascal». Возраст учащихся: 10 класс. Цели урока: образовательная – сформировать умения решать задачу; развивающая – развивать логическое мышление, познавательный интерес, исследовательские умения, навыки самоконтроля; воспитательная – воспитывать волю и настойчивость для достижения конкретных результатов, культуру общения. Оборудование:
Литература:
Структура урока:
Ход урока
Проверка готовности класса к уроку.
Учитель. Ребята! Сегодня мы проводим урок «Счастливый билет». Счастливый билет — распространенное поверье и математическое развлечение, основанное на нумерологической игре с номером проездного билета. Счастливым считается полученный в общественном транспорте билет, в шестизначном номере которого сумма первых трёх цифр совпадала с суммой трёх последних. Общее число шестизначных номеров, порождающих счастливые билеты, равно 55252, то есть в среднем примерно один билет из восемнадцати является счастливым. Счастливые билеты бывают объектом коллекционирования, поскольку сохранение билета считается необходимым условием для того, чтобы он выполнил свою функцию — принёс удачу. Другой путь привлечь удачу с помощью такого билета — это его съесть (как съедают, например, пятилепестковый цветок сирени). Этот способ считается более эффективным. Региональные особенности «Счастливость» билета можно определить несколькими методами. Наибольшее распространение получили три из них:
Распределение билетов В московском и ленинградском методах в среднем один из восемнадцати билетов является счастливым. Однако билеты распределены неравномерно, и вероятность встретить счастливый билет сильно зависит от первых его цифр. Интересные факты * В популярной во времена СССР телепередаче Александра Маслякова «А ну-ка, девушки!», в одном из выпусков проводился конкурс между девушками-контролёрами, в ходе которого им нужно было пересчитать количество счастливых билетов в билетной кассе троллейбуса. Сформулируем условие задачи. Дано натуральное шестизначное число a. Составить блок-схему и программу, для определения, является ли число счастливым? На вход программы подаётся число 000001 <= a <= 999999.
Составим математическую модель задачи. Представим число a = A1A2A3A4A5A6.
Вопросы:
Операции целочисленного деления div и mod. Операции целочисленного деления div и mod применимы к переменным целочисленных типов. Операция div – целая часть от деления (значение не округляется, а дробная часть отбрасывается, в том числе и для отрицательных чисел). Операция mod – остаток от деления нацело: a mod b = a – ((a div b) * b).
123 div … mod … = 2 123 mod … div … = 2
1234 div … mod … = 2 1234 mod … div … = 2
Решение:
Входные данные: 734653, 590293, 417903, 991982, 940337, 348195, 273255. Ленинградский вариант: program p2; var a: longint; b, c: integer; d: boolean; begin readln (a); b:= a div 100 000 + a div 1 000 mod 10 + a div 10 mod 10; c:= a div 10 000 mod 10 +a div 100 mod 10 + a mod 10; d:= b=c; writeln (d); readln end. Третий вариант: program p3; var a: longint; b: integer; c: real; d: boolean; begin readln (a); b := a div 100 000 + a div 10 000 mod 10 + a div 1 000 mod 10 + a div 100 mod 10 + a div 10 mod 10 + a mod 10; c := sqrt (b); d := c = trunc (c); writeln (d); readln end. Подведение итогов урока: Морис Метерлинк «Синяя птица» Домашнее задание: Идёт k-секунда суток. Определить сколько целых часов h и целых минут m прошло с начала суток. Например, если k = 13257 = 3 * 3600 + 40 * 60 + 57, то h = 3 и m = 40. На вход программе подаётся целое число k (0 <= k <= 86399 – в сутках 86400 секунд). Выведите на экран фразу: It is … hours … minutes. Вместо многоточия программа должна выводить значения h и m, отделяя их от слов ровно одним пробелом.
|