Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 170.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.05.2014
Размер170.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………………………4

Цели и задачи урока ………………………………………………………………………………..4

Требования к знаниям и умениям ……………………………………………………………….4

Ход урока ……………………………………………………………………………………………6

Литература ………………………………………………………………………………………….12

Приложение 1 ………………………………………………………………………………………13

Приложение 2 ………………………………………………………………………………………14

Приложение 3 ………………………………………………………………………………………15

Приложение 4 ………………………………………………………………………………………16

Приложение 5 ………………………………………………………………………………………17

Приложение 6 ………………………………………………………………………………………18

Приложение 7……………………………………………………………………………………….21

Пояснительная записка

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: «Простые стандартные типы данных. Операция с числовыми переменными. Логические операции».

Продолжительность урока – 45 мин.

Класс -10 или 11

При проведении урока использованы: тестовое задание - для контроля степени достижения учащимися поставленных целей обучения, презентация – для более наглядного представления информации, электронный учебник – для индивидуализации процесса обучения, система программирования Паскаль – для практического закрепления изученного материала, ПК с выходом в сеть Интернет – для организации  творческой поисковой познавательной деятельности.

Урок является продолжением изучения языка программирования Турбо Паскаль.

Цели: 1. Познакомить учащихся с простыми стандартными типами данных в Турбо Паскале;
2. научить описывать и использовать тип данных;
3. познакомить со стандартными операциями и формой записи выражений в Паскале.

Задачи урока:

1.Учебная: грамотное описывание и использование типов данных.
2.Развивающая - развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интерес к предмету «Информатика».
3.Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.

Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- простейшие стандартные типы данных в Турбо Паскале, которые не предполагают специального их описания;
- область значений, которые может принимать переменная данного типа;
- как каждая величина определяется и распознается;
- стандартные операции над простыми стандартными типами данных;
- таблицы истинности логических операций.
Учащиеся должны уметь:
- грамотно описывать стандартные типы данных;
- грамотно использовать стандартные операции и грамотно записывать выражения в Паскале;
- работать с логическими операциями и логическими переменными.

Программно-дидактическое обеспечение:

Персональный компьютер (ПК) с выходом в сеть Интернет, система программирования Турбо Паскаль, электронный учебник «Азы программирования», созданный мной и учеником 11 класса 2008 года выпуска, (учебник выложен в сеть Интернет, на школьный сайт – HTTP://artsosh8.ucoz.ru/ на страницу «Методическая копилка»), презентация к уроку.
На уроке применялись следующие инновационные технологии:
Технология формирования критического мышления через чтение, отбор информации;
технология дифференцированного обучения;
информационно – коммуникационная технология.
Они способствуют формированию социальной компетенции выпускников.

Ход урока

  1. Мотивация к деятельности. (2 минуты)

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы.
1.
Разум делает человека человеком, а что делает компьютер компьютером? (Ответ: программы).
2.
Верно ли, что лопата автоматизирует труд человека? (Нет, ведь нельзя лопату программировать).
3.
В ноябре 1962 года пришлось взорвать ракету, стартовавшую с мыса Канаверал к Венере. Почему? (Ответ: в компьютерной программе был пропущен дефис, т.е. была допущена ошибка в программе).
4.
Кто является основателем логики? (Ответ: Аристотель).
5.
Какие союзы и частицы русского языка могут быть и математическими действиями и используются в программировании? (Ответ: «И», «ИЛИ», «НЕ» - логические операции).

  1. Постановка целей урока:
    1. Формировать умения осуществлять поиск нужной информации.
    2. Воспитывать культуру сотрудничества.
    3. Развивать способности в работе с Интернет – ресурсами.
    Задачи урока:
    В течение урока учащиеся руководствуются основными вопросами по предложенной теме:

  1. Как вы понимаете слово «стандарт»? Какие стандарты вам знакомы?
    2. При изучении каких тем вы сталкивались с понятием «Тип», с какими типами данных (величин) вы знакомы?
    3. Как определяются и описываются величины?
    4. Какие операции над числами умеете производить на уроках математики? Есть ли различие в операциях над величинами в математике и программировании?
    5. Арифметическое умножение и логическое умножение. В чем сходство и различие?
    6. Каков результат выполнения логических операций?

  1. Актуализация знаний (7 минут):

  1. Учащиеся в сети Интернет должны найти определение лексического значения слова «Стандарт».
    Учащиеся, получившие опережающее задание демонстрируют презентацию с предполагаемым материалом:

Стандарт (от англ. Standard – норма, образец, мерило), в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов.

Математика:
Стандартный вид числа:
a·10n , n€z , 1<=a<10
256 млн. = 256 · 106

Физика:

Дано: СИ

S = 100 км 1*105 м

t = 6 мин 3,6 * 102 с



Алгебра:

Стандартный вид одночлена

7*a2 * b * 2*a * b3 * c = 14* a3 * b4 * c

  1. Проверка готовности к уроку.
    Тестовый контроль знаний по теме «Структура программы на Паскале».
    Учащиеся открывают урок 3 «Структура программы на Паскале» электронного учебника «Азы программирования» (учебник выложен на рабочий стол ПК) и отвечают на вопросы теста и, пройдя тестирование, сообщают учителю полученную оценку.

  2. ( Тест и ключи в приложении 1). Учитель предлагает выделить главный момент в проверке.

  1. Изучение нового материала (15 минут)
    Форма: групповая работа.
    Цель:
    уметь описывать и использовать типы данных, формировать информационную культуру и умение сотрудничать.
    Задания группам:
    1. Учащиеся делятся на 5 групп, (Задания в приложении 2) знакомятся с основными вопросами темы.
    2. Учитель предлагает рассмотреть 2-а вопроса, основательно подготовить к ним ответ, а по остальным знать информацию.
    3. Критерии оценивания работы: умение выделить главное, умение донести информацию, умение слушать и корректировать выводы каждой группы, самостоятельность, сотрудничество в паре.
    4. По ходу работы учащихся ведется мониторинг их деятельности с выкладкой результатов на интерактивную доску.

Изучаемый материал (работа с электронным учебником на ПК)

В Турбо Паскале пользователю предлагаются простейшие стандартные типы данных, которые не предполагают специального их описания. Каждый тип данных задает область значений, которые может принимать переменная данного типа.
В Турбо Паскале имеются простые типы данных: целые, вещественные (действительные), символьные, логические.
Каждая величина определяется именем (идентификатором), по которому она распознается, и значением.
Имя величины может быть длиной до 127 символов (цифр или букв), но различаются в зависимости от версии первые 32 или 63 символа. Нельзя начинать имя величины с цифры и использовать русские буквы. Также недопустимы символы: (, +,-,/,\, =, и т.д), не относящиеся к буквам (Знак подчеркивания _ является буквой для языка программирования).
Для постоянных величин (констант) тип величины определяется по форме записи. Для переменных указывается имя переменной и ее тип. Значение переменная принимает в процессе работы программы.
Рассмотрим числовые величины.
Целые.
Пользователь может использовать несколько типов целых чисел, а именно:
BYTE – область значений 0 . . . 255
WORD – область значений 0 . . . 65535
SHORTING – область значений -128 … 127
INTEGER – область значений -32768 . . . 32767
LONGINT – область значений -2147483648 . . . 2147483647
INTEGER – область значений -32768 … 32767
Все целые типы данных представляются точно. Выбор конкретного типа целых чисел, используемых в качестве значений величин определяется конкретной задачей. В случае, если возможные значения переменных могут выйти за предел области значений типа Integer, лучше использовать тип данных с большей областью определения. Какой тип Вы определите сами!

Пример описания:
Постоянные:
Const А=3; компилятор воспринимает тип константы с именем А как целый.
Переменные:
Var A:Integer; I:Byte; в данном случае компилятор опереляет тип величины а – как целый тип с областью значений -32768 . . .32767, а тип величины I – как целый с областью определения 0 . . . 255. Вещественные.
Для представления чисел в вещественном формате также имеется несколько типов вещественных чисел.
REAL - положительные и отрицательные числа с модулем в интервале значений от 2.9*10-39 до 1.7-1038 (представляются приближенно с точностью до 11 знаков).
DOUBLE – положительные и отрицательные числа с модулем в интервале значений от 5.0*10-324 до 1.7*10308 (представляются приближенно с точностью до 15 знаков).
Есть и другие типы вещественных чисел, имеющие большие области определения или большую точность, но мы ограничимся выше перечисленными.

Пример описания:
Const max=3.45; c=2.1E2;
Var Summa:Real;

Вопрос: Как понимать эти записи? (по аналогии с целыми).

Символьные.
Под символьными величинами в Паскале понимают величины, значением которых могут являться символы, входящие в множество символов кода ASCII, в том числе и не отображенные на клавиатуре. ЗНАЧЕНИЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДИН СИМВОЛ.
Значение констант такого типа записывается в апострофах:
CONST PEX=’F’; d=’K’.

Логические.
Данные такого типа могут принимать только два значения: истина (true) и ложь (false).
Для описания величин данного типа используется служебное слово BOOLEN.
Например:
Var W:Boolen;

Операции с числовыми переменными.

Типом переменной в Паскале определяется не только область значений, которые она может принять, но и те действия, которые можно проводить, используя эту переменную. Так как Паскаль очень строг в отношении типов величин, то действия с переменными разных типов в одном и том же выражении невозможны. (Исключение составляют переменные типа Integer – они могут использоваться в выражениях типа Real, но не наоборот).

Если хотя бы одна из переменных, используемых в операциях умножения, сложения, вычитания, относятся к типу Real, результат операции будет типа Real.

Уровень приоритета

Операция

Тип операнда(величины)

Тип результата

Значение операции

1

a*b
a*b
a*b
a/b
a/b
a/b
a div b

a mod b

Integer, Integer
Integer, Real
Real, Real
Integer, Integer
Integer, Real
Real, Real
Integer, Integer

Integer, Integer

Integer
Real
Real
Real
Real
Real
Integer

Integer

Умножение
умножение
умножение
деление
деление
деление
деление без остатка(целочисленное деление)

остаток от деления

2

a+b
a+b
a+b
a-b
a-b
a-b

Integer, integer
Integer, Real
Real, Real
Integer, Integer
Integer, real
Real, Real

Integer
Real
Real
Integer
Real
Real

Сложение
Сложение
Сложение
Вычитание
Вычитание
Вычитание

Пояснения к таблице:
Результатом операции DIV является целая часть от деления одного числа на другое.
5 div 3 – результат 1
Результатом операции Mod является остаток от деления.
5 mod 3 - результат 2.
Выражения в Паскале записываются в строку. Например: выражение в Паскале запишется
как следующая строка (a*b-c)/(a+c*b). Выполнение операций производится согласно приоритету.

Логические операции.

Приоритет

Операция

Значение

0

Not

Логическое отрицание

1

And

Логическое умножение (конъюнкция И)

2

OR

XOR

Логическое сложение(дизъюнкция ИЛИ)

Исключающее ИЛИ

3

=
<>
<
<=
>
>=

Равно
Не равно
Меньше
Не больше
Больше
Не меньше

Таблица истинности логических операций

a

b

a and b

a or b

a xor b

False

False

False

False

False

False

True

False

True

True

True

False

False

True

True

True

True

True

True

False

Согласно правилам приоритета, сначала выполняются выражения в скобках. Если скобок нет, то в составных выражениях сначала выполняется операция NOT, затем AND, затем OR и последней – XOR. Необходимо помнить, что при использовании в сложных выражениях простых операций сравнения их необходимо заключать в скобки.

Например:

A not b; (a не b).
(
A>=0) and (a<=10);
A в интервале от 0 до 10.
Если а=11 или а=-1, значение выражения FALSE, иначе значение выражения TRUE.

(a<=10) or (a>=20)
Результат операции будет TRUE, если значение переменной а будет меньше или равно 10 или больше либо равно 20. В противном случае результат операции будет FALSE.
(a<-10) xor (a>=20)
Результат операции будет TRUE, если значение переменной будет больше или равно 10 или меньше либо равно 20. В противном случае результат операции будет FALSE.

IV. Оценка работы групп согласно критериев оценивания. (3 мин)

V. Домашнее задание. (Домашнее задание урока 3 электронного учебника «Турбо Паскаль»)

  1. Уровень знания:
    Знать простейшие стандартные типы данных, область значений числовых величин, уметь описывать и использовать тип данных.

II.Уровень понимания:
Ответить на «вопросы самопроверки», содержащиеся в электронном учебнике урока 3 «Простые стандартные типы данных. Операции с числовыми переменными. Логические операции».

III.Уровень применения:

  1. Правильно ли записаны значения переменных?

5; -2; 3,7; 56.8; 2E2; 8.7E-3; .123E5; 345.; 3.6 E8;
2. Определите, почему программа отказывается выполнять операции:
а) X:=5mod2; b) x=7 div 3; c) x:=7.3 mod 7; d)x:=7 div 3;
3. Определите результаты операций:
a) x:= 3 mod 5; b) x:=7 div 3+7 mod 3; c)x:=27 div 3 div 3; d) x:=27 mod 5+3;
4.Верно ли записаны имена переменных?
Summa; ma[; 12a; b7c; c-min;
5. Верна ли структура программы?
Uses CRT;
Var a:integer;
Const c=10;
Begin
Label 1;
X:=x+1;
End.

6. Определите значение переменной U (W:=True; V:=True; H:=False);

a) u:= v and h or w ; б) U:=v and h or w=h; в) U:= v and h or (w=h); г) u:=v and (h or w)=h
д) u:=not h or w; е)u:=not(h or w); ж)u:=not h and w; з) u:=not(h and w);
и) u: not h and not w; к) u:=not h or not w;

VI. Физ.пауза (Приложение 4) (3 мин)

VII. Закрепление изученного. (10 мин)

Выполняется пункт «Практика» урок 3 электронного учебника. (Текс программы в приложении 3).

Учитель фиксирует работу каждого.

Дифференцированные задания для учащихся быстро справившихся с заданием закрепления. (Задания в приложении5)

VIII. Подведение общих итогов работы. (2 мин)

Сообщение оценок.

Таблица с итогами работы на интерактивной доске.

IX. Рефлексия. (2мин)

3 вопроса:

  1. Какие фрагменты урока понравились?

  2. Критические замечания по твоей самостоятельной деятельности.

  3. Ваши предложения по изменению структуры урока.

Литература

    1. П.Н. Карасев, Информатика (программирование) 10 класс, поурочные планы, часть I, Учитель - АСТ, Волгоград, 2002 – 119с

    2. С.М.Окулов, Задачи по программированию, Бином, Лаборатория знаний, М, 2006 -818 с

    3. В.В. Фаронов, Основы Турбо Паскаля, МФТУ-ФЕСТО ДИДАКТИК, М.,1992 – 286 с

    4. А.Ф. Чернов, А.А. Чернов, Информатика, тесты к олимпиадам и итоговому тестированию, Волгоград, Учитель, 2006 -233с


Приложение 1.

  1. Выберите основные части, из которых состоит программа на Паскале:
    1. Программный блок
    2. Блок результатов выполнения
    3. Блок комментариев
    4. Блок описания используемых данных

  2. Что из ниже перечисленного не входит в набор основных символов Паскаля:
    1.латинские строчные и прописные буквы
    2. служебные слова
    3. десять цифр
    4. русские строчные и прописные буквы
    5. знак подчеркивание

  3. Какие идентификаторы являются допустимыми?
    1. 10_Petrov;
    2. Ivanov_Ivan
    3. Semenov-Semen
    4. Summa
    5. Petrov Petr

  4. Какие имена программ на Паскале допустимы (при условии, что имя программы совпадает с именем файла)?
    1. MyProgram1;
    2. 112233;
    3. MyProg1;
    4. Мойpr1
    V. Какого раздела не существует в программе, написанной на языке Паскаль?

  1. Заголовка
    2.Примечания
    3. Описаний
    4. Операторов

VI. Структурированная программа – это программа, составленная из фиксированного множества базовых конструкций. Сколько таких конструкций в языке Паскаль:

  1. 3 2. 4 3. 5 4. 5 5. 6 6. 7

Ключи:

1

2

3

4

5

6

1.4

4

2, 4

3

2

6

Приложение 2

Группа1

1. Перечислите простые типы данных, имеющиеся в Турбо Паскале.
2. Чем определяется каждая величина? Каковы правила написания имени величины?

Групп 2

1. Укажите область значений для переменной типа BYTE, WORD, SHORTING, LONGINT, INTEGER.
2. Чем определяется тип константы? Приведите примеры.

Группа 3

1. Перечислите типы и интервалы значений вещественных чисел.
2. Что понимают под символьными величинами в Турбо Паскале?

Группа 4

1. Сколько символов может быть значением символьной величины, строки символов?
2. Какое служебное слово используется при описании логической переменной? Какие значения может принимать переменная логического типа?

Группа 5

1.Арифметическое умножение и логическое умножение. В чем сходство и различие?
2. Какие операции можно производить над числовыми переменными в программировании на Паскале? Какова их приоритетность?

Приложение 3 (текст программы для закрепления изученного материала)

1, На рабочем столе найти ярлык запуска программы Turbo.exe.
2. Запустить файл на исполнение.
3. Войти в меню File.
4. Спуститесь на пункт меню Open и загрузите в оперативную память программу U3.pas.
5. Запустите программу на компиляцию и выполнение через пункт меню RUN главного меню RUN или с помощью нажатия клавиш CTRL+F9.
6. Введите значение переменных 5; 6; 7; 11.
7. Проанализировать полученный результат.


Текст программы:

program urok3;
uses crt;
var c:integer;
begin
clrscr;
c:=3 mod 5;
writeln (c);
c:=7 div 3+7 mod 3;
writeln(c);
c:=(27 div 3) div 3;
writeln (c);
c:=27 mod 5+3;
writeln(c);
readln;
end.

Приложение 4

Физ.пауза

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4 , затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на

счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Приложение 5

Дифференцированное задание.

Какие из предложенных поговорок содержат дизъюнкцию, какие – конъюнкцию?

  1. Или пан, или пропал (дизъюнкция – логическое сложение).

  2. И вашим, и нашим за копейку спляшем (конъюнкция – логическое умножение).

  3. Терпенье и труд все перетрут (конъюнкция– логическое умножение ).

  4. Или грудь в крестах, или голова в кустах (дизъюнкция – логическое сложение).

Предлагается учащимся самим привести примеры.

Приложение 6. Web- страницы учебника «Азы программирования»











Приложение 7. Фотографии урока «Простые стандартные типы данных. Операция с числовыми переменными. Логические операции».






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск