Скачать 110.73 Kb.
|
Тезисы ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОМПЕНСИРУЮЩЕм ОБУЧЕНИи Бурмистрова В.В. (burmi@yandex.ru) Центр Образования № 109 (ЦО № 109), 117513, Россия, Москвa, ул. Бакулева, 20 ГОУ ВПО МПГУ, 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1 На сегодняшний день в массовых школах России утвердилось три типа специальных классов: классы выравнивания, классы компенсирующего обучения и классы коррекционно-развивающего обучения. В работе рассматриваются классы компенсирующего обучения, в которых обучаются дети с трудностями в обучении и неуспевающие школьники. Работа этих классов регулируется следующими нормативными документами: приказ №103 Совмина СССР от 3.07.81 г. «Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях» и приложение к приказу МО РФ №333 от 8.09.1992. Вопросами неуспеваемости учащихся общеобразовательной школы, занимались многие известные педагоги и психологи. Компенсирующее обучение предусматривает создание специальных условий для детей, не имеющих ярко выраженных форм патологий психофизического характера, но испытывающих стойкие трудности при обучении в общеобразовательной школе. В то же время, учебные программы, реализуемые в компенсирующем обучении, те же, что и для учащихся обычных классов [1, 2]. Однако, учебный план классов компенсирующего обучения имеет рад отличительных особенностей. Так, вводятся специальные лечебно-оздоровительные занятия и занятия комплексной коррекции, занятия с логопедом, психологическая помощь и др. на которых компенсируются недостатки психо-физического развития учащихся. Также, увеличивается время занятий рисованием, вводятся занятия, глинотерапией. Уроки математики, русского языка и литературы имеют дополнительные часы. Как правило, на базе каждого класса работает группа продленного дня. При составлении расписания учебных занятий и режима работы класса компенсирующего обучения учитывается повышенная утомляемость детей. Обязательно планируется оптимальное для них чередование видов деятельности, труда и отдыха. Предусматривается включение детей в широкий круг проводимых в школе во внеурочное время занятий по интересам. В системе компенсирующего обучения проводится целенаправленная коррекционно-развивающая работа. Так, в учебном процессе происходит переориентация на развитие творческих способностей учащихся, их познавательных возможностей, на содействие нравственному становлению детей. Оценка достижений ученика носит личностный, а не нормативный характер. Компенсируются пробелы в социальном воспитании и обучении, существующие у ребенка по вине семьи. В то же время, компенсирующее обучение носит ярко выраженный диагностический характер; повышенное внимание уделяется психофизическому здоровью детей. Отстающих учащихся можно выявить по следующим признакам: 1.) Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя. 2.) Ученик не задает вопросов по существу изучаемого материала, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения. 3.) Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы. 4.) Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. 5.) Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности. 6.) Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов. Важным фактором успешного обучения является понимание педагогом не только причин трудностей в обучении, индивидуальных особенностей учащихся компенсирующих классов, но и того, как каждый учащийся усваивает информацию. Конечно, это происходит множеством способов, но, как правило, один из способов усвоения информации у ребенка доминирует. Психологи выделяют следующие типы усвоения информации: визуальный, аудиальный, кинестетический, дигитальный (цифровой) и дают систему их определения, которую можно оформить в виде таблиц [3, 4]. Таблица 1. «Определение Аудиалов и Дигиталов».
Таблица 2. «Определение Визуалов и Кинестетиков».
Имеющиеся на данный момент разработки, направленные на обеспечение эффективности компенсирующего обучения, а также работы по теории и практике информатизации образования отечественных и иностранных авторов указывают на возможность качественного улучшения учебного процесса при использовании информационных технологий (ИТ). Это говорит о целесообразности широкого внедрения средств ИТ в процесс компенсирующего обучения. В Центре образования № 109 изучается влияние средств информационных технологий на усвоение учебного материала в процессе компенсирующего обучения в зависимости от типа восприятия информации учащимися. Учащиеся 6 и 7 классов делят на группы по типам усвоения информации. Визуалы и Кинестетики составили основную массу учащихся в обоих классах: Визуалы 5 человек из 6 класса и 7 человек из 7 класса; Кинестетики 4 человека из 6 класса и 4 человека из 7 класса; Аудиалы 0 человек из 6 класса и 1 человек из 7 класса; Дигиталы 1 человек из 6 класса и 0 человек из 7 класса. Среди учащихся разделенных по типам восприятия информации, отличия касаются очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения. Так, если Визуалу что-то объясняется, то желательно сопровождать этот процесс наглядными материалами. В противном случае они не воспримут содержание информации или оно останется в их памяти фрагментами. Кинестетику необходимо двигаться, бегать, трогать, пробовать и нюхать. Это не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике. Аудиалы – любят говорить. Если их спросить, как жизнь, они честно начнут рассказывать, как жизнь. Дигиталы ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Они оторваны от реального опыта – думают самими словами, а не тем, что за этими словами стоит. Для них написанное или проговоренное является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов. Именно информационные технологии позволяют обеспечить индивидуальный подход в образовательном процессе, что способствует усвоению программного материала вне зависимости от типов восприятия. Так как на уроке при использовании ИТ к учащимся поступает информация по всем каналам восприятия. С начала учебного года большая часть уроков комплексной коррекции в 6 классе проводились с использованием компьютера, проектора и проекционной доски. Использовались программы Paint, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, программа просмотра изображений, а также ряд игровых программ. На занятиях учащиеся выполняли индивидуальные и коллективные задания на компьютере в указанных программах. Ниже приведены примеры рисунков 1-4 на свободную тему, выполненных учениками 6 класса в программе Paint. Сами рисунки и их презентация могут служить диагностическим материалом. При оценке работ учитывались навыки владения речью, соответствие заявленной темы содержанию, качество выполнения, анализ собственной работы. Все критерии оценки работ выдавались учащимся заранее. Например, на рисунках 2 и 3 дети изобразили то, как они провели свой выходной день. «В десять часов тридцать минут я встал и пошел кататься на велосипеде. Потом поиграл в футбол. Позже поехал на дачу». - такая презентация сопровождала рис. 2. Учащийся, нарисовавший рис. 3, рассказал более длинную историю: «Я проснулся в выходной день, позавтракал и затем играл, играл, пока во все игры не переиграл, так что пришлось идти в магазин (игр) за новыми играми…». Он говорил о том, как потом мчался домой, чтобы установить новые игры на компьютер и приступить к игре. Он рассказал о том, как осуществил свое желание и до поздней ночи “проходил уровни”, пока не «свалился спать». Его рассказ сопровождался эмоциональными движениями рук. Необходимо оценивать не только технику исполнения, но и степень детализации изображения, его разделение на сюжетные картины, степень их проработки, а также устное сопровождение. Все это способствует определению нужного направления в коррекционно-развивающей работе с учащимися. В данном случае с Иваном В. (рис. 2) в первую очередь необходимо проводить работу по развитию общего кругозора, прорабатывать этапы выполняемой им деятельности. У Аркадия С. (рис. 3) необходимо развивать мелкую моторику для осуществления детализации выполняемых изображений. У Дмитрия Н. (рис. 1) видна необходимость в развитии координации движений и творческих способностей в целом; параллельно необходимо развитие речи. Павел С. (рис. 4) проявил достаточно высокое качество исполнения работы, но его рисунок, возможно, отображает повышенную тревожность. В этом случае необходима консультация у психолога, так как работа выполнялась в середине солнечной недели. Развивать коммуникативные навыки необходимо всем детям. Рисунки 6 класса выполненные в программе Paint на свободную тему Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4 По окончании проектов учащиеся выполняли их презентацию. При оценке работ учитывались навыки владения речью, соответствие заявленной темы содержанию, качество выполнения, анализ собственной работы. Все критерии оценки работ выдавались учащимся заранее. В обучении русскому языку применялось мультимедийное пособие 1С: Школа «Русский язык. Морфология. Орфография». Результаты контрольных и самостоятельных работ, выполненных учащимися по темам, изученным с использованием ИТ, оказались выше, чем по темам, при изучении которых информационные технологии не использовались. Повторение этих тем с использованием ИТ дало положительный результат. Как пример можно привести сравнительный анализ диктантов, написанных до и после использования ИТ в процессе усвоения программы русского языка, он показал динамику усвоения содержания предмета (рис. 5). Рис. 5 При использовании информационных технологий коррекционно-развивающая работа становится намного эффективней. Учащиеся с разными типами восприятия получают учебную информацию более полно, чем на стандартных уроках, где используется меловая доска и картинный материал для сопровождения слов учителя. Таким образом, исследование, проведенное на примере использования компьютерных технологий на уроках русского языка и уроках комплексной коррекции у детей с особыми образовательными потребностями, показало значительный рост усвоения материала и грамотности учащихся при использовании ИТ в образовательном процессе. Проведенный педагогический эксперимент подтверждает не только правомерность, но и необходимость использования информационных технологий в процессе компенсирующего обучения для улучшения усвоения содержания занятий всеми учащимися вне зависимости от типа восприятия информации. Аналогичный вывод можно сделать для общеобразовательных классов. Литература:
© Бурмистрова Валентина Васильевна, 2011 |