Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 111.35 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.05.2014
Размер111.35 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
Методические рекомендации

для учителей
«Как подготовить

мультимедийный урок?»


Разработала: Сиразетдинова Л.З.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 с. Серафимовский

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан


2010

Как разработать мультимедийный урок



Уже стало общепризнанным, что в новых условиях ключевым компонентом развития человеческого общества становится образование. Правительство РФ приняло ряд федеральных целевых программ, направленных на системное реформирование образования с целью ориентации на потребности глобального информационного общества. Однако информатизация образования, не набравшая, как следует оборотов, пока буксует. Становится очевидным, что количественные показатели (увеличение числа компьютеров, других средств мультимедиа в школе, электронных учебных пособий и т.п.) никак пока не влияют на качество образовательного процесса. Дело не только и не столько в компьютерной неграмотности учителя. Это целый комплекс причин. И одна из наиболее существенных – отсутствие целостной методики использования информационно-

коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Перечни электронных учебников и мультимедийных пособий для школы исчисляются уже тысячами. Налицо их неоспоримые преимущества. Действительно, мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры учителя и ученика. Современному педагогу все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему электронных средств обучения. Между тем, по самым оптимистическим подсчетам специалистов, лишь около 10% учителей регулярно используют в повседневной деятельности электронные учебники. И дело не только в компьютерной безграмотности учителя и не в «компьютерном страхе» взрослого (о чем говорят психологи). Электронные учебники пока недостаточно гармонично вписываются в учебный процесс. Плохо прорисовывается информационное взаимодействие ученик – электронный учебник – учитель. Поэтому учитель часто пробует себя в роли «творца» - готовит мультимедийные презентации, тесты, тренажеры. И далеко не всегда учитель задумывается над тем, насколько оправдано применение мультимедиа на занятии, насколько обоснованно методически.

Педагогическая практика показывает, что большинство учителей предпочитает использовать на уроке лишь один компьютер и мультимедийный проектор. Этот путь во многом является выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран при рациональной организации учебного времени снимает необходимость ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результат.

Прежде всего, хотела бы обратить внимание педагогов, готовящих мультимедийный урок, на педагогический дизайн такого урока.

Учитель создает условия радости познания, успешности познавательной деятельности. Идя на урок, он думает не о том, как изложит новые знания, а о том, как построит деятельность детей для самостоятельного приобретения этих знаний, чтобы они захотели узнать новое. Организуя познавательную деятельность на уроке, учитель доводит до учеников, что надо знать для того, чтобы понимать; что надо знать и понимать для того, чтобы применять и т.д. Завершая урок, учитель помогает ученику подвести личный итог занятия, не только оценив его работу на уроке, но и представив ему возможность самооценки выполненной работы, т.е. на первый план выдвигается не формальная организация урока, а информационное взаимодействие учителя и ученика. Таким образом, мультимедийный урок требует максимально серьёзного отношения, учета накопившихся современных представлений информационно-образовательного процесса. Все эти представление вбирает в себя понятие «педагогический дизайн мультимедийного урока».

Подготовка подобных уроков требует ещё более тщательной подготовки, чем учебное занятие без мультимедиа. Современный урок не эффективен, и по большому счету, бесполезен, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями, воспитательными и развивающими задачами, с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Так называется урок, где мультимедиа используется для обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. В данной ситуации роль учителя как источника информации уходит на задний план.

Содержание урока как мини-технологии подразумевает наличие «полного пакета»:

  • мультимедийную презентацию;

  • подробное сценарное описание, детализирующее постановку и пути решения учебных задач, описание технологических приемов;

  • сопутствующий уроку дидактический раздаточный материал;

  • контрольно-измерительные материалы, помогающие отследить результативность занятия.

В этом случае урок можно использовать и для дистанционного обучения при полном наборе всех его составляющих и он может использоваться коллегами. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Во-вторых, остановимся на таких важных составляющих, как сценарий и режиссура мультимедийного урока. В данном случае это не новомодные термины, а важная составная часть

подготовки к учебному занятию. В отличие от традиционного плана-конспекта, который понимается как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления учебных задач, сценарий урока более многогранен, более детализирован.

Прежде всего, необходимо задуматься, для кого и для чего этот сценарий готовится:

  1. Сценарий для себя. Исходя из алгоритма учебных задач, учитель подбирает соответствующие дидактические приемы, продумывает, насколько и в каких случаях ему понадобится мультимедийные средства обучения. Без такого четкого представления учитель не сможет продумать, какие слайды понадобятся, какой будет динамика представления учебных задач.

  2. Сценарное описание для коллег-учителей. Этот вариант не только более подробен. Такой вариант сценарий учитель пишет уже после подготовки и даже проведения мультимедийного урока, когда внесены возможные коррективы, проверена на практике достижимость запланированных результатов, заранее предусмотрены возможные вопросы своих коллег.

  3. Сценарий как техническое задание, если учитель будет ориентироваться на то, что кто-то поможет подготовить мультимедийное сопровождение урока. Причем необходимо помнить, что часто помощником учителю может быть человек, довольно далекий от данной предметной области: учитель информатики, лаборант кабинета информатики или даже ученик.

Сценарий неразрывно связан и с понятием режиссура урока. Это вполне естественно, когда на основе собственного сценария, творческого замысла учитель продумывает все этапы управления учебным процессом. В единый замысел учитель объединяет свои действия на уроке с деятельностью учеников, продумывает, как гармонично включить в этот процесс мультимедийные

средства обучения. В таком случае сценарное описание может выглядеть как технологическая карта, которая может помочь учителю лучше управлять педагогическими ситуациями, создавать их, предусматривать возможные варианты их разрешения.

В-третьих, мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный комплекс устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод, то есть в относительно самостоятельную часть урока. Не может быть в мультимедийном уроке очень большого количества слайдов! Это количество должно примерно соответствовать количеству планируемых эпизодов. Ни в коем случае не нужно перегружать экран излишней наглядностью, текстом и т.п. Новыми средствами обучения необходимо разумно пользоваться, чтобы умело создавать проблемные ситуации на уроке,

предъявлять эпизоды урока ученикам как учебные задачи.

Превращение слайда в учебный эпизод – весьма трудоемкое дело, если относиться к этому серьезно, без «кавалерийского наскока». Прежде всего, необходимо обратить внимание на экран, подумать о месте «активных зон», порядке размещения информации, управляющих кнопок и т.д. Зрительное восприятие экрана начинается с его левой верхней части. Поэтому здесь должна быть размещена начальная информация или наиболее актуальная, задающая тон всему содержанию учебного эпизода.

В-четвертых, одним из достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности более актуально, когда в школе отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных принципов предъявления наглядности.

В-пятых, при подготовке учебного эпизода перед учителем обязательно встает проблема предъявления печатного текста. Вполне оправданно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на экране мы видим своеобразный тезисный план урока. В таком случае главное не переусердствовать, не загромоздить экран текстом. Большой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью.

Текст должен быть читабельным. В связи с этим следует подобрать наиболее удобный для прочтения шрифт, не увлекаться всякого рода «витиеватыми» шрифтами. На одном слайде должно быть не более двух-трех легко читаемых шрифтов. Наличие не одного, а нескольких шрифтов возможно лишь в том случае, если это предусматривает логика урока. Есть смысл выделить термин, понятие другим цветом и даже размером.
Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Как и с наглядностью, не следует увлекаться эффектами анимации.

Учитель комментирует предъявленный текст или усиливает его устной информацией. Очень важно, чтобы он ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации. Хотя могут быть случаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактически оправдано.

В-шестых, занимаясь подготовкой мультимедийного урока, разработчик должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться на проектировании цветового сценария мультимедийного урока.

Цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран

проектора. Не стоит увлекаться полутонами, очень светлым фоном слайдов, которых на большом экране попросту не будет видно. Небрежная настройка мультимедийного проектора может привести к искажению цветов, поэтому о качестве проекции стоит побеспокоиться заранее.

Лаконичность цветовой гаммы должна быть таким же обязательным условием, как и лаконичность при использовании печатного текста. Не должно быть пестроты на слайде: не более 3-4 цветов, причем обязательно сочетаемых друг с другом. Требование единства цветового дизайна распространяется на всю разработку. Единое цветовое решение всех учебных эпизодов придает ощущение цельности, единого замысла всего мультимедийного урока.

В заключение затронем и такой аспект, как проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, насколько гармонично мультимедийная разработка впишется в организуемое учителем «таинство» педагогического общения. Учитель должен не только, и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

  • Ни в коем случае учитель не должен дублировать текст экрана (за исключением отдельных случаев). Заглядывать на экран нужно только в случае необходимости.

  • Не забывайте об указке! Она позволит вам не загораживать экран.

  • Появление следующего слайда должно логично вытекать из содержания предыдущего. Хорошо, если учитель сначала озвучит начало следующего учебного эпизода, а затем начнется его демонстрация.

  • Когда учитель затягивает паузу при предъявлении следующего слайда, теряется темп урока, создается впечатление, что и сам учитель не знает, что появится дальше.

  • Не стоит превращать урок в комментирование слайдов, его отдельных объектов.

Учитель должен обеспечить себе максимальный комфорт в управлении занятием: возможность в любой момент быстро перейти к любому учебному эпизоду, при необходимости вернуться к уже пройденному. На любом уроке могут возникнуть неожиданные новые условия, которые вынуждают учителя оперативно перестроить урок, проводить его не так, как планировалось. К этим «форс-мажорным» обстоятельствам учителю необходимо быть готовым.

Отсюда следует, что если учитель составит на одном из слайдов (как правило, на первом) меню мультимедийного урока, то есть предусмотрит возможность перехода с помощью гиперссылок к

необходимому учебному эпизоду, то это позволяет превратить мультимедийную разработку в своеобразный гибкий модуль по определенной теме. В зависимости от конкретной ситуации учитель может выстраивать различную последовательность учебных эпизодов, предъявлять учащимся разноуровневые задания, провести дидактическую игру и.т.д. Достаточно одного щелчка мыши и учитель может обратиться к другому источник у информации. Продуманная навигация при необходимости поможет и ученикам самостоятельно выбирать посильные для себя учебные задания.

В качестве меню может выступить обыкновенный план урока с четко обозначенными пунктами. В данном случае учитель предусматривает переход к каждому выделенному пункту плана и возможность перехода к исходному.

После решения учебной задачи необходимо снова вернуться в меню. Для этого достаточно установить в удобном и заметном участке экрана кнопку «домой» или другой понятный для всех объект. Если учитель вводит эту и другие кнопки управления, то в начале разработки обязателен лаконичный комментарий по каждой из них. Весьма удобно, если на кнопках управления будут слова-команды: «возврат», «правильный ответ» и т.п.

Гиперссылками могут выступать при необходимости и рисунки. Главное, чтобы условия были вполне понятны учащимся и учителям, которые будут в дальнейшем пользоваться вашей разработкой.

Использование гиперссылок требует более высокой технической подготовки учителя, но зато придает его урокам больший динамизм и возможность выстраивания различных траекторий в ходе урока.

Качество навигации определяется не только быстрой «угадываемостью», но и ещё рядом других условий.

  1. На всех слайдах навигация должна быть одинаковой и располагаться в одном и том же месте.

  2. Гиперссылка должна быть заметной, чтобы её можно было сразу найти. Визуально она должна отличаться от другого текста или видеоряда. Поэтому не используйте в тексте подчеркивания, чтобы не было путаницы с гиперссылками.

  3. Формулировки гиперссылок или их визуальные аналоги должны быть лаконичными.

  4. Если предусматривается переход по гиперссылке к другому документу (презентации, аудио- или видеофайлу), надо позаботиться о том, чтобы загрузка осуществлялась без проблем.

Я рассмотрела не все аспекты мультимедийного урока, но я искренне надеюсь, что мои наблюдения и подсказки помогут коллегам при разработке такого урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск