Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/19
Дата публикации02.05.2014
Размер2.99 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Информатика > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


УДК 371.235.6

ББК 74.200.585.8

В 63

Ответственность за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут авторы публикуемых материалов. В сборнике сохранена авторская орфография и пунктуация.
Ответственный редактор и составитель:

О.В. Пензина – к. филол. н., ведущий специалист по координации студенческих педагогических отрядов ГУ «Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи»
Редакционная коллегия


С.И. Калашников

председатель комитета Ставропольского края по делам молодежи

Б.И. Дроботов

директор государственного учреждения «Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи», командир Ставропольского краевого студенческого отряда


Рецензент:

Шульженко Андрей Васильевич,

к.п.н., доцент Ставропольского государственного университета
В 63 Вожатское лето – 2009: Методические рекомендации по организации летней детской оздоровительной кампании [Текст] / под ред. О.В. Пензиной. – Ставрополь: изд-во «Кавказский край», 2009. – 197 с.

В сборник вошли материалы, представленные на конкурс программ студенческих педагогических отрядов летней детской оздоровительной кампании 2009 года "Секреты лета".

Книга продолжает серийное издание сборников «Вожатское лето» и адресована организаторам отдыха и оздоровления детей и подростков, классным руководителям и всем заинтересованным лицам.
© ГУ «Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи», 2009

© Пензина О.В. (составление), 2009

Содержание


Сукачева А.С. История возникновения и становления студенческих педагогических отрядов.......................................................................................



4

Программа второй профильной смены актива учащейся молодежи Ставропольского края «Новое поколение» «Лидер – во всем» студенческого педагогического отряда круглогодичного действия «Бумеранг» комитета Ставропольского края по делам молодежи…………………………………..…………………………………....


11

Педагогическая профильная программа смены в форме ролевой игры «Южное сияние в мире профессий» студенческого педагогического отряда «БЭМС» филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки……………………………………



28

Проект тематической смены для детских оздоровительных лагерей «БРАТСТВО КОЛЬЦА» студенческого педагогического отряда СПО «V.I.P.» Железноводского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова…………………………....



52

Программа летней детской оздоровительной кампании 2009 года «Лето удивительных открытий» студенческого педагогического отряда «Классики» Ставропольского государственного университета……………..




68

Программа деятельности детского летнего оздоровительного лагеря «По дороге к солнцу» студенческого педагогического отряда «Надежда» Невинномысского государственного гуманитарно-технического института………………………………………………………………………..



98

Проект тематической смены для детских оздоровительных лагерей «Хроники Империи» студенческого спортивно-педагогического отряда «Старт» факультета физической культуры Ставропольского государственного университета ……………………………………………….



134

Программа летней детской оздоровительной компании «Индиго» Пятигорского городского студенческого педагогического отряда «Пятигорский трамвай»………………………………………………………...




149

Программа летней детской оздоровительной смены «Киностудия» студенческого педагогического отряда «Мечта» Ставропольского государственного аграрного университета……………………………………




182


Сукачева А.С.

История возникновения и становления студенческих

педагогических отрядов.
«Будущее во многом определяется тем, товарищи, какую молодежь мы воспитываем сегодня. Это задача всей партии, всего народа. Это самая важная, коренная задача Ленинского комсомола»
Из Политического доклада ЦК КПСС ХХVII съезда коммунистической партии Советского союза
Всеобще принято считать, что история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники, и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов.

В наши дни педагогические отряды составляют более 40% от общего числа действующих отрядов. При этом они занимают одно из ведущих мест в системе кадрового обеспечения педагогических коллективов детских оздоровительных учреждений. Одно из важнейших направлений их деятельности — работа со школьниками по формированию и обучению активов старшеклассников, развитию детского и молодёжного движения. Кроме того, они активно реализуют программы по работе с социально неблагополучными детьми, сиротами, инвалидами и престарелыми людьми.

Анализируя ход истории развития движения студенческих педагогических отрядов (далее - СПО), мы видим, что корни движения СПО начинаются еще из детской коммунистической организации, а современный вожатый это приемник своих предшественников — комсомольцев: первопроходцев и зачинателей пионерского движения, активных помощников учителей.

Все самое лучшее, что отличало вожатых прошлых поколений: коммунистическая убежденность, безграничная любовь к детям, высокая ответственность перед народом за воспитание будущей смены, — все это, помноженное на профессиональные знания и широкую эрудицию, характеризует современного вожатого.

Содержание, структуру и необходимость образования и развития движения студенческих отрядов рассматривали на протяжении многих десятилетий. Первоначальные принципы, задачи и цели их образования и существования были определены еще коммунистической партией, которая опиралась на программное положение В. И. Ленина о том, что «организация детей — лучший путь воспитать коммунаров».

Так в уже в 1918—1919 годы под руководством партийных ячеек при государственных учреждениях и общественных организациях возникают первые детские коммунистические объединения: «Детский рабочий клуб имени мировой революции» в Петрограде, «Муравейник» в Перми, «Красный цветок» в селе Мустафине Оренбургской губернии, клуб «Детской пролетарской культуры» в Туле, «Юношеская трудовая армия» в Полтаве, «Юные коммунары» в Армении, «Детский пролетарский клуб-театр» в Оренбурге, «Красная звездочка» в Черемхове и десятки других.

В эти же годы были предприняты попытки создания единой детской коммунистической организации юных коммунистов (далее – Юкки). Отряды ЮКов были созданы во многих городах нашей страны. Однако из-за отсутствия опыта подобной работы и нехватки кадров попытка создания единой организации закончилась неудачей. Отряды ЮКов были распущены.

29 октября 1918 года. Открылся I Всероссийский съезд рабочей и крестьянской молодежи. На нем было принято решение об образовании Российского Коммунистического Союза Молодежи. Согласно программе и Уставу союза в него принималась молодежь и подростки с 14-летнего возраста, но во многих комсомольских организациях стали возникать детские секции и ячейки.

25 мая 1919 года. В Москве на Красной площади состоялся парад Всевобуча, На праздник пришли ребята из отрядов юных коммунистов.

В 1920 году со 2 по 10 октября в Москве работал III съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи. 2 октября перед делегатами с речью «Задачи союзов молодежи» выступил В. И. Ленин. Съезд утвердил резолюцию «О работе Российского Коммунистического Союза Молодежи среди детей».

После III съезда Российского Коммунистического Союза Молодежи комсомол вплотную приступил к созданию единой детской коммунистической организации в нашей стране. И уже в1921 году на I Всероссийской конференции Российского Коммунистического Союза Молодежи проходившей с 1 по 6 июля были определены конкретные задачи работы комсомола с детьми и подростками.

В январе 1922 года центральный комитет Российского Коммунистического Союза Молодежи принимает решение провести опыт по созданию детских коммунистических групп юных пионеров в Москве и других промышленных районах, а уже в феврале специально созданное Бюро юных пионеров в Московском комитете Российского Коммунистического Союза Молодежи приступило к организации опытных детских коммунистических групп юных пионеров в районах города Москвы.

13 февраля 1922 года в Москве при фабзавуче имени Борщевского был создан первый пионерский отряд Красной Пресни. В него записались 52 человека. Организатором и вожатым отряда стал Михаил Стремяков.

В этом же году II Всероссийская конференция Российского Коммунистического Союза Молодежи рассмотрела и одобрила работа московского комсомола по созданию детских коммунистических групп юных пионеров и приняла резолюцию, в которой записано: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает центральному комитету разработать вопрос о детском движении. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации Российского Коммунистического Союза Молодежи, под руководством центрального комитета».

Решение II Всероссийской конференции Российского Коммунистического Союза Молодежи положило начало созданию пионерских отрядов во всех уголках нашей страны. Начинается интенсивное распространение пионерского движения. Для руководства им центрального комитета Российского Коммунистического Союза Молодежи создается Центральное бюро юных пионеров. Возникают первые загородные пионерские лагеря. Ребята живут в шалашах и палатках, самостоятельно организуя всю лагерную жизнь.

А в октябре 1922 года на V съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи были утверждены важнейшие документы, закрепляющие создание в нашей стране детской коммунистической организации, — тезисы «Детское движение», Законы и Торжественное обещание юных пионеров.

В 1923 году в Хамовническом районе Москвы открылся первый в стране Дом пионеров, в Замоскворецком районе в порядке опы­та создан пионерский отряд, состоящий из детей 8—12-летнего возраста, центральный комитет Российского Коммунистического Союза Молодежи утвердил первое «Организационное положение детских коммунистических групп юных пионеров имени Спартака». В положении изложена структура организации, определены единые внешние атрибуты, символика, девиз, Торжественное обещание, Законы и обычаи.

В 1924 году Экстренный пленум центрального комитета Российского Коммунистического Союза Молодежи принял постановление «О переименовании детских коммунистических групп имени Спартака в детские коммунистические группы имени В. И. Ленина» и «Воззвание центрального комитета Российского Коммунистического Союза Молодежи и центрального бюро детских коммунистических групп к детям СССР по поводу смерти товарища Ленина».

Документы партии и комсомола, страницы героической летописи комсомола и пионерской организации убеждают нас в том, что от самого рождения пионерской организации и до сегодняшних дней бережно, заботливо и внимательно растет и формируется новый тип воспитателя — пионерского вожатого.

В постановлении ЦК РКП (б) от 24 июля 1925 года «О пионерском движении» отмечалось: «Подбор и подготовка работников детского движения, как в центре, так и на местах должны занять основное внимание комсомола и партии на ближайший период». В постановлении рассмотрены вопросы роста пионерских рядов в деревне, взаимодействия пионерской организации и школы, затронуты вопросы подготовки кадров пионерских работников и ряд других важных проблем.

Через несколько месяцев, в декабре 1925 года, XIV съезд РКП (б) в резолюции «О работе комсомола» еще более четко определил, что «самая острая проблема в пионердвижении — это проблема подготовки квалифицированного вожатого...».

Путь решения этой «самой острой проблемы» партия видит в том, чтобы поручить непосредственное руководство пионерской организацией комсомолу.

Выполняя указания партии, Ленинский комсомол совместно с органами народного образования уделяет постоянное внимание вопросам подбора, подготовки и воспитания кадров пионерских работников.

С февраля 1928 года начинают работать Центральные заочные курсы пионерских вожатых, в этом же году при Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской открывается внешкольное отделение, сыгравшее значительную роль в подготовке научных и практических кадров пионерских работников.

О высокой требовательности комсомола к кадрам пионерских работников свидетельствует высказывание секретаря ЦК ВЛКСМ А. Косарева: «Не каждый комсомолец и не каждая комсомолка могут быть вожатыми... из двух лучших комсомольцев один должен быть секретарем первичной организации, а другой — руководить пионерами». Вожатые тех лет прокладывали путь сотням и тысячам своих последователей, молодым энтузиастам в красных галстуках. Вот их имена: Валериан Зорин, Михаил Стремяков, Иван Рогов — в Москве, Сергей Марго — в Ленинграде, Александр Волков — в Кирове, Георгий Гаспаров — в Баку, Наруир Арутюнян — в Ереване, Леся Радянська, Виталий Хан-чин — на Украине, Елена Пикулик — в Белоруссии и многие, многие другие.

В 1929 году по постановлению Центрального Комитета партии «Об итогах пионерского слета» комсомол провел мобилизацию 50 тысяч комсомольцев на работу в качестве вожатых пионерских отрядов.

С 1931 года начала функционировать Всесоюзная школа по подготовке руководящих кадров пионердвижения. Параллельно с этим на местах создаются школы и курсы подготовки и переподготовки работников без отрыва от производства.

Невозможно представить становление новой отрасли педагогической науки — педагогики пионерской работы без огромного внимания и поддержки видных деятелей коммунистической партии, таких как: Н. К. Крупской, С. М. Кирова, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, Г. М. Кржижановского, В. В. Куйбышева, А. В. Луначарского, Н. А. Семашко, М. В. Фрунзе.

В ряду этих славных имен особое место принадлежит Н. К. Крупской, выдающемуся партийному и государственному деятелю, педагогу-марксисту. Н. К. Крупская разработала теоретические основы пионерского движения, ценнейшие организационно-методические рекомендации по работе с пионерами. Многие ее статьи и речи, посвященные вопросам руководства детской коммунистической организацией и обращенные непосредственно к вожатым, не утратили своей актуальности и сегодня.

Н.К. Крупская стояла у истоков молодежных союзов.

В 1922 году. Н.К. Крупская писала: «Детдвижение является самостоятельной общественно-политической детской организацией, преследующей цели организации своей детской деятельности».

Увидев в организации юных пионеров источник огромного воспитательного влияния на подрастающие поколения, Н.К. Крупская писала в 1924 году: «Пионерское движение имеет громадное значение. Оно захватывает ребят в том возрасте, когда только еще складывается человек, развивает общественные инстинкты ребят, помогает выработке у них общественных навыков, выработке общественного сознания. Оно ставит перед ребятами великую цель… Эта цель такова, что может ярким светом осветить жизнь подрастающего поколения, наполнить ее глубоким содержанием, необычайно богатыми пе­реживаниями. Пионерское движение могло бы при известных условиях воспитать действительно то молодое поколение, которое могло бы справиться с теми задачами, которые встанут перед ним».

В пионердвижении Н.К. Крупская выделяла четыре основных направления: «Вот те основы, которые, мне кажется, надо положить в работу среди пионеров. Это – воспитание товарищеской солидарности, воспитание общественного подхода к каждому вопросу, умение объединено, сообща, коллективно работать и умение приобретать знания».

Большое место в работе с пионерами Н.К. Крупская отводила выработке у ребят навыков общественника, организаторских навыков, самодеятельности и инициативы. Она неоднократно напоминала о том, что надо учить пионеров работать в коллективе, быть хорошими товарищами, добиваться, чтобы всем было хорошо, заботиться об улучшении жизни «во всей окружающей среде». По мере приобретения пионерами навыков общественника-коллективиста их следует привлекать к участию в работе более крупных коллективов. Н.К. Крупская говорила о том, что способность к героическим поступкам воспитывается в будничном труде, подчеркивала необходимость приучения пионеров к повседневной, черновой работе: «...Мы видим обычно лишь праздничную сторону жизни пионеров – их выступления, слышим их речи, но самое важное – повседневная, будничная работа». Именно в процессе будничной работы должны наблюдаться рост и развитие ребят, должен пополняться запас их знаний и, как следствие этого, углубленное понимание поставленной цели. «Без этого, – указывала Н.К. Крупская, – пионердвижение выродится».

Для плодотворной работы пионерского отряда необходимо постоянно и широко опираться на самих пионеров, на их самодеятельность и инициативу. «Однако пионерская организация, – предупреждала Н.К. Крупская, – это организация самих детей, а не для детей» и настаивала, «чтобы это была самостоятельная организация», ибо без этого дети будут подчиняться только воле учителей и других взрослых, а им нужно научиться подчиняться воле коллектива, в который они входят. В статье «Школа и пионердвижение» она писала, что в организации «ребенок привыкает иметь постоянно перед глазами интересы целого коллектива…», в докладе «Пионердвижение и школа» подчеркивала, что в пионерском коллективе ребята учатся «добиваться того, чтобы не только самому было хорошо, а и другим», а в письме пионерам «Будьте общественниками» призывала «принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать».

Н.К. Крупская неоднократно предостерегала вожатых от попыток все делать «собственными руками и ногами», рекомендуя из наиболее сознательных, передовых ребят подобрать актив, составляющий ядро, авангард, увлекающий за собой весь пионерский отряд. Она указывала, что совместная работа, взаимопомощь, коллективные переживания, общие успехи и достижения, как ничто другое, укрепляют пионерский коллектив, тем самым, обеспечивая повышение его роли в воспитании пионеров. Этому же способствует умелое внесение в пионерскую работу элементов соревнования и романтики.

В целях организации коллективной деятельности пионеров Н.К. Крупская рекомендовала вожатым использовать самые разнообразные формы работы, заботясь о том, чтобы эти формы соответствовали содержанию, были яркими, красочными, способствовали успешному решению воспитательных и образовательных задач. Она настойчиво призывала всемерно бороться с шаблоном, сухостью, формализмом в пионерской работе, предостерегала вожатых от мелочной опеки, «нажима» на ребят, подчеркивала необходимость всемерно развивать самодеятельность, активность и инициативу пионеров, поощрять всякое их интересное и нужное начинание, полезный почин.

Н.К. Крупская рекомендовала, чтобы пионерские сборы были содержательными, интересными, чтобы они помогали развитию ребят, оказывали на них эмоциональное воздействие.

В то же время она прекрасно понимала, что воспитать пионеров можно лишь при условии их активного участия в труде. Еще в 1925 году она писала: «Основной работой отряда должен быть коллективный труд на общую пользу». Надежда Константиновна требовала шире привлекать пионеров и школьников к посильному труду, осуществлять соединение обучения с производительным трудом, развивать у ребят интерес к технике, техническую инициативу, рекомендовала разнообразные общественно полезные практические дела, способные увлечь ребят и принести большую воспитательную пользу. Она советовала привлекать пионеров к работе по благоустройству школьного двора, своей улицы, села, к борьбе за чистоту, призывала их заботиться о малышах, помогать колхозникам в уборке урожая, собирать лекарственные растения, оказывать помощь библиотекам в их работе и т. п.

Широко пропагандируя среди вожатых огромное воспитательное значение общественно полезной работы пионеров, Н.К. Крупская, вместе с тем, обращала внимание на важность ее правильной организации, необходимость сочетания индивидуальных интересов ребят с общими целями, предупреждала о том, что нельзя перегружать пионеров этой работой. Допуская применение метода заданий в работе с пионерами, Н.К. Крупская считала необходимым, чтобы задания были конкретны, посильны, интересны для ребят, призывала разнообразить задания, предоставлять пионерам возможность выбора.

Важнейшей задачей пионерорганизации она считала расширение кругозора пионеров, обогащение их новыми полезными знаниями, умениями и навыками. Работа в пионерской организации, по ее мнению, должна развивать любознательность у пионеров, помогать связывать ученье с жизнью, повышать интерес к школьным занятиям.

Решающую роль в обеспечении успешной работы пионерской организации Н. К. Крупская отводила вожатому. Она дала ряд ценных указаний о том, какими качествами он должен обладать, о его подготовке, о необходимости контакта в работе с учителем. Эти указания не утратили своей актуальности и до настоящего времени.

Большое место в деятельности пионерской организации Надежда Константиновна отводила игре, подчеркивала ее важную роль в воспитании подрастающего поколения, отмечала, что игра является потребностью растущего детского организма. Н.К. Крупская справедливо утверждала, что игра – одно из важных средств развития организаторских навыков у детей.

Таким образом, Н.К. Крупская была идейным наставником и другом пионеров и их вожатых. В ее трудах разработаны основные проблемы теории детского коммунистического движения, принципы деятельности пионерской организации. Впервые в теории детского движения ею была высказана мысль, что в детской организации – организации самих детей – они сами определяют содержание своей деятельности. В качестве наиболее важных принципов пионерской организации в ее работах определяются принцип возрастного подхода, романтики и игры.

Движение студенческих педагогических отрядов «вышло» из коммунистического движения и в своей работе использовало методики коллективных творческих дел того времени, которые повсеместно используются и в работе нынешних студенческих педагогических отрядов. На основании методических разработок коммунарского движения составляются все новые и новые программы, игры и тренинги по работе с детьми в детских учреждениях лагерного типа.

Студенческие педагогические отряды сегодня работают в детских оздоровительных учреждений со школьниками не только по направлению формирования и обучения актива старшеклассников и развития детского и молодёжного движения, но так же инициативно реализуют программы по работе с социально неблагополучными детьми, сиротами, инвалидами.
Литература

1. Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудящихся, речи и статьи. – М.: Политиздат, 1974.

2. Крупская Н.К. О вожатом и его работе с пионерами. 4-е издание. – М.: Молодая гвардия, 1981.

3. Вечная молодость. Ленинскому комсомолу 70, сост. В.Куропаткин. – Ставрополь: Издательство «Ставропольская правда», 1988.

4. Книга вожатого. Под председательством Федуловой А.В. – М.: Молодая гвардия, 1982.

5. Товарищ комсомол. Документы съездов комсомола, пленума Бюро и Секретариата ЦК ВЛКСМ 1968- 1982 гг. Сост. В. Окпыш, А. Свалов, В. Хорунжий, В. Шмитко. – М.: Молодая гвардия, 1983.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск