Скачать 31.79 Kb.
|
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ Характерной чертой дидактических поисков, связанных с организацией учебно-исследовательской познавательной деятельности, является ориентация на специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлексивного мышления. Среди современных дидактических поисков одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии. Она диалогична по своей сути - и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала. Главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями ради поиска истины, причем все участники – каждый по-своему – участвуют в организации этого процесса. Целенаправленность дискуссии – это не подчинение ее дидактическим задачам, которые важны только учителю, но ясная для каждого ученика устремленность к поиску нового знания – ориентира для последующей самостоятельной работы. Взаимодействие и организация участников: не поочередные ответы на вопросы учеников друг другу, не высказывания в ожидании его оценки, но обращение учеников друг другу, обсуждение самих идей, точек зрения, проблемы; организационные усилия, соблюдение правил обсуждения со стороны учеников. Обзорные исследования по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствуют о том, что она уступает изложению по эффективности передачи информации, но высоко эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии зарубежные исследователи называют следующие: - ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией); - допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете; - возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых мнений; - побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнении или решения. При проведении дискуссии возникают некоторые сложности. Настоящая дискуссия не должна превращаться в дидактическую иллюстрацию, средство формулирования заранее заданного тезиса (хотя нередко случается, что дискуссия становится действенным средством убеждения в той или иной точке зрения). В ходе настоящей дискуссии каждый участник свободно мыслит и выражает свою точку зрения, сколько бы непопулярной и неприемлемой для остальных она не была. Особые задачи стоят перед руководителем дискуссии: он должен не столько направлять, сколько стимулировать, побуждать участников к обмену точками зрения. Обмен мнениями между участниками должен происходить свободно, так, что для стороннего взгляда даже хаотичным. Конечно, хаотичный разброс реплик – это крайность, которой нужно избегать. Однако может быть другая крайность: сведение дискуссии к последовательному обмену вопросами и ответами между учителем и учениками. Многие учителя своими репликами, высказываниями, монологами фактически заменяют самоорганизацию детей прямым управлением. Для учителя-организатора дискуссии можно выделить следующие задачи:
Педагоги, занимающиеся развитием творческого мышления, рекомендуют строить учебную дискуссию так, чтобы давать учащимся возможность самим принимать решения, анализировать различные идеи и подходы, строить действия в соответствии со своими решениями. Однако, традиционный урок строится в ином духе. Каким образом можно совершить переход от обычного урока к живому, творческому обсуждению? В своей работе я использую следующую последовательность развития, наращивания степени инициативности участников дискуссии: - дискуссия с преподавателем в роли ведущего (эволюционирующая дискуссия). Пример: при проведении проверки части домашней работы на доске заранее мною записывается часть решения с пропусками некоторых моментов и с ошибками при решении. Ученики должны восстановить полное решение, найти и исправить ошибки с обязательным обоснованием своего мнения. - дискуссия с учащимися в роли ведущего. Пример: урок – новая тема; в математике практически любая новая тема в большей или меньшей степени основана на изученном, поэтому при объяснении нового материала есть возможность привлечь учащихся к дальнейшей работе путем постановки мини – проблемы. - дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся). Пример: урок - закрепления изученного; ученикам предлагается выполнить некоторую задачу (даже в небольших группах), затем один из представителей готовит решение на доске и предлагает это решение, на основании которого другие ученики могут задавать свои обоснованные вопросы или другие варианты решения. При этом группа на каждом этапе своему представителю может оказать помощь. |