Скачать 63.34 Kb.
|
Дистанционная педагогическая конференция "Панорама педагогических технологий" Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в педагогической деятельности учителя (на уроках физики) Учитель МОУ СОШ с. Калуга Федоровского района Саратовской области Епифанов Владимир Алексеевич «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». В.Г. Белинский Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы. Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Как повысить мотивацию школьников за счёт внедрения ЭОР? Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога. Активное внедрение и использование ЭОР нового поколения в образовательной деятельности в значительной мере повысит качество школьного образовательного процесса; заинтересованность обучающихся, а значит – повышение их успеваемости; поднимет уровень профессионализма учителя. Для справки: ЭОР - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. И, наверное, это хорошо. Так как позволяют осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.), создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть ИКТ. Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования". Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЦОР. Что касается исследовательской работы – ЦОР позволяют не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни. В своей работе я применяю:
В качестве примера хочу привести разработанные мной материалы для подготовки к урокам физики в 7 классе с применением ЭОР: по теме «Введение»
по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Например, при изучении темы «Что изучает физика?» в качестве домашнего задания дать обучающимся ссылку на информационный модуль «Что изучает физика?» (http://fcior.edu.ru/card/14470/chto-izuchaet-fizika.html) и используя текст параграфа выполнить творческое задание ( на месте выделенных слов просто пропуск или …): Ученые, которые внесли вклад в изучение физики как науки. Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа. Оно впервые появилось в сочинениях одного из величайших мыслителей древности Аристотеля , жившего в IV веке до н.э. В русский язык слово «физика» было введено М.В. Ломоносовым, когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка. Возникновение физической теории связано с именем выдающегося английского физика и математика Исаака Ньютона. Этот ученый изложил важные законы механики, которые были названы его именем. Общую теорию электромагнитных явлений создал Джеймс Максвелл. Его теория объяснила природу света и помогла разработке новых технических приборов и устройств, основанных на явлениях электромагнетизма. Что изучает физика? Физические явления |