Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России» ФГОС
НОУ «Школа Виноградова» г.Тюмень
Учитель: Мелехова Светлана Михайловна
Тема: Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные результаты: знать и толковать значение слов «летопись», «монах-летописец», «келья», «Царьград», «гривна», «паволоки», «узорочье»;
называть некоторые отличительные особенности летописи, понимать содержание летописи, называть основные события, описываемые в ней.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: формулировать учебную задачу, исходя из целей, отражённых на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения;
– познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать её, передавать своими словами; извлекать информацию из текста летописи, необходимую для ответов на вопросы учителя; находить отличительные особенности летописи;
– коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников о выборе темы проекта, распределении ролей и заданий между участниками группы;
Личностные результаты: проявлять заинтересованность к истории своего Отечества, высказывать желание побольше узнать о времени княжения Олега (вещего).
Ресурсы и оборудование: учебник «Литературное чтение» (4 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др., компьютер, мульти-медиа-презентация со слайд-шоу, оценочные листы.
Ход урока
Целеполагание. Работа со шмуцтитулом.
Ребята, на прошлом уроке мы говорили, что учебник четвёртого класса включает в себя очень серьёзные произведения. Мы с вами готовимся стать настоящими читателями, поэтому с каждым произведением нам будет всё сложнее и сложнее его разгадывать, но в то же время интереснее и увлекательнее.
Прочитайте тему первого раздела учебника. Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы? (Летописи, былины, жития)
Прочитайте цели, обозначенные на шмуцтитуле. Расскажите о той цели, которая вас заинтересовала и как вы её понимаете? Задайте мне вопросы, если что-то непонятно.
Откройте с. 6 учебника, прочитайте первый вопрос статьи. Сформулируйте учебную задачу урока на основе данного вопроса. (Узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности).
Работа с научно-познавательной статьёй.
Школьники читают статью о летописях самостоятельно (тихое чтение) или цепочкой вслух.
Беседа по содержанию статьи:
Как появились летописи?
Почему летописи стали называться летописями?
Кто записывал летописи?
Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? (Это проблемный вопрос, на который учащиеся однозначно ответить сразу не смогут, поэтому мы его задаём для того, чтобы пробудить интерес к читаемому произведению. Ответ на него мы дадим в конце урока).
Нам пока трудно ответить на данный вопрос, ответить на него нам поможет внимательное чтение и наблюдение над деталями текста.
Подготовка к восприятию: рассказ учителя о летописях и летописцах с опорой на презентацию. Показ слайд-шоу.
Ребята, вы правильно поняли ту информацию, которая сообщается в статье, но я хочу вам рассказать и показать ещё кое-что интересное о летописях и летописцах.
(Далее идёт рассказ учителя, сопровождаемый слайд-шоу1: Когда-то давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они сочиняли сказки, загадки, прибаутки, песенки, небылицы. Чтобы сохранить их в памяти народной, люди стали передавать свои сочинения из поколения в поколение, от родителей детям из уст в уста. Так появились произведения устного народного творчества. Но когда появилась письменность (алфавит, буквы), люди стали записывать свои произведения на различных материалах – деревянных дощечках, глиняных табличках, папирусе, пергаменте, бересте, в Китае на шёлке.
С развитием письменности на Руси (так раньше называлась Россия) стали записываться и летописи, которые так же, как и сказки, сначала в виде сказаний передавались из уст в уста. В летописях записывались самые важные для русского народа исторические события. Записи вели монахи-летописцы, которые были самыми образованными людьми в древности. Они умели читать и писать. Монахи вели записи важных событий из года в год, то есть из лета в лето. Отсюда и название этих записей – летописи. Каждая запись начиналась со слов «В лето такое-то…» и дальше сообщалось, что произошло. Описывая события, летописец не был просто наблюдателем, он по ходу записи выражал свои чувства радости и восхищения победой кого-либо из великих князей, а также чувства горести и негодования в связи с поражением княжеского войска. Свои чувства монахи фиксировали в различных знаках на полях (например, в виде знака восклицания или в виде наших современных смайликов).
Над летописями трудились и простые писцы. Труд писца требовал большого напряжения и внимания. За день переписывалось всего 1,5 – 2 страницы. На полях от усталости делались приписки «Ох, голова моя болит!». Всё, что описывалось, иллюстрировалось картинками. Так в исторические тексты вносились элементы художественности. Таким образом, летописи являются прообразом, или точнее сказать прародителем художественной литературы. Когда мы будем читать летописи, мы постараемся разглядеть в них элементы художественности).
Что ещё нового вы узнали о летописях и их создателях? Постарайтесь построить небольшой рассказ.
Первичное восприятие летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Прочитайте название летописи. Как вы понимаете слова «щит», «врата», «Царьград»? (В этот момент нужно с помощью иллюстраций (слайдов) разъяснить школьникам, что значат эти слова, показать на карте, где находится Стамбул, бывший Царьград).
Я начну читать летопись, а вы продолжите (учитель читает первый абзац, а хорошо читающие дети продолжают чтение).
Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию летописи.
Кто главный герой летописи? (князь Олег)
Как вы понимаете слово «князь»? Кого называли на Руси князьями? (Если школьники не знают ответа на эти вопросы, нужно показать иллюстрации с изображением князя Олега и дать толкование слова «князь» из словаря).
Какие события описываются в летописи? Кратко назовите их.
Что вас особенно удивило (поразило) в описываемых событиях?
Что означал щит, повешенный на вратах Царьграда?
Перечитывание текста летописи с предварительным заданием.
Сейчас мы перечитаем летопись ещё раз. При этом вы должны быть очень внимательными. Обратите внимание на глаголы, которые очень часто встречаются в летописи, отметьте их аккуратно карандашом по ходу чтения. Также постарайтесь запомнить всё, что говорится о князе Олеге.
Выявление элементов художественности в тексте летописи.
Что интересного заметили при перечитывании летописи?
Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи (школьники должны обратить внимание на простое перечисление исторических фактов, а учитель обратит их внимание на короткие, как бы «рубленые» фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах).
Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить в начале урока? (Можно считать его с доски, если учитель его записал: можно ли назвать летопись художественным произведением).
Назовите глаголы в том порядке, в котором они употребляются в тексте летописи. Выпишем их в столбик (один ученик записывает на доске, остальные в тетради). Как вы думаете, зачем в тексте летописи так много глаголов? Что летописец стремится передать с помощью потока глаголов? (Дети высказывают предположения).
Правильно, ребята. Такое большое количество называемых глаголов передаёт стремительное движение русского войска. У нас уже возникает образ многочисленного мощного войска, готового потеснить противника и победить. Это первый элемент художественности, который мы обнаруживаем в тексте летописи.
Можете ли вы сказать, прочитав летопись о том, каким полководцем был князь Олег? Что помогло вам составить о нём такое мнение? (Опять же глаголы, характеризующие действия Олега по отношению к своему войску: повелел, приказал, остановил).
Действительно, в тексте нет ни слова о характере Олега, но мы живо представляем полководца по его поступкам: «повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли» (проявление гибкости, смекалки, военной хитрости), «приказал Олег … дать дани для русских городов» (забота о русских городах, князьях и людях). С одной стороны летописец описывает реальные действия воина, а с другой стороны наделяет его фантастической (вымышленной) мощью и силой, что также является чертой художественности летописного отрывка.
Вот мы и нашли ещё один элемент художественности в летописном отрывка. Не имея перед глазами подробного описания князя Олега, мы живо представляем его действия, а следовательно, и сильный характер замечательного полководца.
Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям? (Конечно, нет, это только элементы художественности, а не художественное произведение).
Правильно, ребята, летопись – это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.
Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто создавал и записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.
Итоги урока. Рефлексия.
Вспомните учебную задачу урока. Оцените ее достижение по шкале оценивания («+», « - », «?»).
Знаю, что такое летопись ___.
Знаю, кто создавал летописи ___.
Могу назвать три отличительных особенности летописи ____.
Домашнее задание.
Перечитать летопись, научиться безошибочно читать незнакомые слова.
Разработать индивидуальный план работы над проектом.
задание по желанию и возможностям учащихся: найти в Интернет ссылку на просмотр мультфильма «Детство Ратибора».
|