Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации08.05.2014
Размер0.6 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Информатика > Литература
  1   2   3
Концептуальные аспекты воспитания безопасности (на примере курса «Технология»)

Аннотация

Разработка данной темы посвящена концептуальным аспектам воспи­тания безопасной жизнедеятельности относительно курса "Технология". На сопоставленных примерах, альтернатив анализа систем безопасности показа­ны пути и возможности достижения благоприятного исхода в технологиче­ской деятельности.

На основе определения положительных и отрицательных элементов в ситуациях технологической деятельности, обучаемые делают отбор наилуч­ших вариантов с целью прогнозирования и моделирования эффективного ре­зультата деятельности. При этом главным считается сохранение жизни и здо­ровья участников деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ТЕМЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬ- 6
НОМ ПРОЦЕССЕ

2. ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯ­-
ТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ ТЕХНОЛОГИИ 12

3. ЦЕЛ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ БЖД В КУРСЕ ТЕХНОЛОГИИ 17

4. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ БЖД В КУРСЕ ТЕХНОЛОГИИ 18

4.1. . Безопасность умственного воспитания 19

4.2.. Безопасность эстетического воспитания 21

4.3.. Безопасность нравственного воспитания 24

4.4.. Безопасность трудового воспитания 30

5 МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБУЧАЕМЫХ 36

5.1. Методологическая основа воспитания БЖД 39

5.2. Методы воспитания БЖД 40

5.3. Понятие о проектном методе и его содержание 44

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ 48

ЛИТЕРАТУРА 49

Введение.

Существует легенда о том, что Бог создавая человека, вложил в него частицу зла. Он сделал это для того, чтобы узнать сможет ли человечество избавится от злых намерений и действий во всем.

Вся история развития человечества показывает нам, что этого не про­изошло. На протяжении всей жизни люди боролись и воевали друг с другом. Они уничтожали себе подобных по разным причинам. Одним не нравился цвет кожи и разрез глаз и черты лица. Другим не хватало жизненного про­странства, четвертые завоевывали право господства в мире, пятые фанатично отстаивали свое видение божества... Измышлений, фантазий для оправдания конфликтов бесчисленное множество. Остановится ли человечество в своем самоуничтожении и когда?

Ужасы войны, варварское истребление противников оставляет глубо­кий след в психике человека, рождает чувство мести и ненависти. Говоря о международных конфликтах, нельзя упускать из виду противоборство и столкновения внутри наций и стран. Противоборство групп, фракций по идейным соображениям, разногласиям по политическим мотивам, жажда власти со стремлением управлять людьми. Утверждение своего господ­ствующего мнения, приводит к столкновению противоположных сторон. Серьезные разногласия приводят к столкновениям, а иногда перерастают в революцию. Ни одна из революций не обошлась без кровопролития.

Масса негативных явлений кроется в межличностных отношениях в быту, семье. Причины преступности еще далеки от искоренения.

Что же мешает людям относиться друг к другу достойно, с уважением и великодушно? Что поможет установить равенство и справедливость во взаимоотношениях между людьми? Готового рецепта нет, да и не может быть. Сложность жизненных ситуаций окружена взаимосвязями и перепле­тениями различных факторов. Эти взаимосвязи рассматриваются как систе­мы. В системах различные компоненты и факторы, составляющие ее имеют различные (новые) характерные качества по отношению друг к другу, но во взаимодействии решают какую-то единую задачу.

Мы уже знакомы с основной системой безопасности жизнедеятельно­сти "Опасность - Причины - Последствия". Каждая система имеет свою структуру. Решение определенной задачи системы зависит от каждого ком­понента. Результат можно получить двумя способами. В первом случае все составляющие должны работать без искажений и изменений. Тогда такую систему называют самоорганизованной. Например, система, определяющая эффективный результат деятельности "Информация - Организация - Управ­ление". В случае искажения любого компонента этой системы результат дея­тельности будет неблагоприятным. Во втором случае для получения положи­тельного результата необходимо разрушить какой-либо фактор или компо­нент системы. Например, в системе "Опасность - Причины - Последствия", нужно, как правило, устранить причины. В этом случае потенциальные опас­ности не реализуются в реальные нежелательные последствия, т.к. исключа­ют условия, которые могут к ним привести. Такой прием называют деструк­цией, т.е. нарушением нормальной структуры. Но в данном случае такое раз­рушение в системе "Опасность - Причины - Последствия" разрушение при­водит к безопасности любой деятельности.

В безопасности жизнедеятельности любую структуру следует рассмат­ривать с информационной точки зрения безопасности. Рассмотрим приве­денную ранее систему "Информация - Организация - Управление" в сфере безопасности деятельности. В нашем случае следует рассмотреть безопас­ность информации, организации, управления деятельностью, т.е. безопас­ность вынести за скобки.

Безопасность информации предполагает безопасность ее составляю­щих - передачи, приема, хранения и преобразования опасности. Передача ин­формации заключаются в том, какие сведения будут передавать, сообщать человеку. Если эта информация о насилии, убийствах, драках и т.п. преподносимые с экрана телевизоров, кинотеатров, со страниц печати - то психоло­гическое влияние на умы людей таит в себе негативные последствия.

Опасность приема информации заключается в том, кто воспринимает ее. Если это взрослый человек, обогащенный жизненным опытом, умеющий анализировать и сопоставлять факты и аргументы, отсеять негативные со­ставляющие информации, то большой беды не случиться. Но если это дети, еще не умеющие рассуждать и распознавать где хорошее, а где плохое: то последствия непредсказуемы.

Так информация о больших заработках женщин легкого поведения или псевдогероизм киллера, жулика, вора подвигнет молодежь к деятельности далекой от гуманности. Иногда в защиту открытости сообщений через сред­ства массовой информации приводят аргументацию о свободе прессы, хан­жестве и т.п., совершенно отвергая понятие о не устоявшейся психике моло­дого поколения.

Опасности преобразования и хранения информации могут привести к использованию сведений для неприятных, опасных, необдуманных действий.

Безопасность организации деятельности заключается в создании бла­гоприятной, комфортной структуры деятельности. Это связано с охраной труда, техникой безопасности, эргономикой рациональной организации дея­тельности. Безопасность управления связана с действенным, приемлемым, соответствующим воздействием на результаты деятельности и их участни­ков. Если отсутствует умение управлять, что часто связано с незнанием предмета и объекта деятельности, то результаты будут самые нежелательные. Мы можем это наблюдать и в управлении страной, управлении образовани­ем, управлении местными органами, где наряду с положительными результа­тами часто имеют место и неприемлемые, нежелательные результаты.

Человек должен быть готов к созданию безопасных условий в любой деятельности. Для этого необходимо воспитать в себе чувство осторожного, трепетного отношения к созидательной деятельности, свободной от опасных, нежелательных действий и процессов.

1. Актуальность данной темы в учебно-воспитательном процессе

Воспитывая детей, передавая им, опыт предыдущих поколений, мы пы­таемся привить детям чувство прекрасного, умение создать "доброе" и "хо­рошее", "нести в жизнь радость". Но в ходе этого мы забываем о том, что и прекрасное может нести в себе опасность для жизни. Как быть? Как научить детей думать и предугадывать события, связанные с проблемой опасности жизнедеятельности. Как им передать опыт и знания, связанные с безопасно­стью жизнедеятельности. На этот вопрос можно ответить по-разному.

Актуальность данной темы в учебно-воспитательном процессе имеет не последнее место.

На мой взгляд,безопасность умственного воспитания это воздействие на подготовку готовности разума к усвоению понятий, действий, принятие решение веду­щих, к благоприятным, безопасным для общества, природы, личности эффек­тивных результатов.

Совершенствование педагогических усилий в области внедрения сис­темного анализа событий, ситуаций, действий, и т.п. на основе логических законов даст возможность находить и принимать решения безвредные и по­лезные, сообразные с представлениями комфорта, красоты, доброты и не причиняющих нежелательных последствий, как в искусственной, так и в есте­ственной природной среде. Все эти вопросы связаны с условиями выживания общества в процессе его жизнедеятельности. Цивилизация как искусственная среда созданная человеком не только приносит блага, но плодит массу опас­ностей. Парадокс в БЖД заключается в том, что чем дальше движется науч­но-технический прогресс, тем больше он плодит опасностей вокруг. Обра­тимся к примерам. Как только человек взял палку в руки, сразу же она стала и объектом защиты и объектом нападения. Мысли ученых и изобретателей практически сразу же преобразовывались в опасные, агрессивные виды воо­ружения. Причем это происходило одновременно с несомненной возможностью использования плодов изобретения на благо людей. Изобретение поро­ха, электричества, радиации и атомной энергетики привело к невосполнимым потерям и уничтожению людей. Очевидно, что опасности, таящиеся в изобре­тениях, все более чаще имеют невидимый характер. Это может привести к самоуничтожению самой жизни на земле. Уже существуют глобальные опас­ности, которые при неосторожном, неразумном поведении людей покотат с существованием всего живого на планете. Таких глобальных опасностей ученые насчитывают более десяти в данное время. В их числе атомное, хи­мическое, бактериологическое оружие, зомбирование, аннигиляция и др.

Поиски и изыскания ученых могут привести к созданию антикислоро­да, антиводорода и т.п. К чему это может привести даже страшно предста­вить. А ведь мы стоим на пороге таких изобретений, вплотную подошли, к ним. Вывод однозначен - разум человека может привести к полезным для че­ловека результатам, но с таким же успехом и к вредным, негативным послед­ствиям. Порождаемые опасности, иногда совсем не предсказуемы, невидимы и не ощущаемы в процессе своего проявления.

Я считаю, что приведенные выше доводы предполагают острую необходимость по­иска и разработки научно-педагогических теорий, обращенных к воспитанию детей и взрослых в области безопасности деятельности Необходимо с боль­шой степенью вероятности прогнозировать положительные результаты в лю­бой деятельности, и в первую очередь умственной.

Как это сделать! Однозначного ответа быть не может т.к. сама деятель­ность широка, многообразна, имеет порой сложную структуру. Составляю­щими компонентами в современном представлении философов (акад. Р.Абдеев), деятельности является система - Информация - Организация-Управление (ИОУ).

Рассмотрим эту систему с точки зрения сопоставительного, альтерна­тивного анализа, используя законы логики, фотивосопоставления понятий в БЖД - такой анализ является стержнем, основой, уставом создания алгоритма безопасной деятельности и достижения с высокой степенью вероятности положительного результата. Проведению такого анализа необходимо при­учать с детства. Способов и методов много. В стихотворении В.В. Маяков­ского: "Что такое хорошо и что такое плохо", имеет постоянное сопоставле­ние плохого и хорошего, вредного и полезного, опасного и безопасного, кра­сивого и безобразного, и т.п. Это даёт возможность распознать отрицатель­ные факторы, определить условия, которые могут привести к реализации по­тенциальных опасностей в нежелательные последствия и разработать воз­можные пути устранения отрицательных условий. Такой образ мысли и дей­ствий в любых жизненных ситуациях даст наиболее полезные и эффективные результаты. Это позволит сохранить жизнь и здоровье людей, содержать природную среду в состоянии безопасном, благожелательном в своем взаи­модействии. Вернемся к анализу системы ИОУ. Заключим ее в сферу безо­пасности. (Информация - Организация - Управление)

Безопасность.

Безопасность информации заключается в безопасности ее компонентов.

Безопасность передачи информации определяется, какую и кому пе­редают информацию. Сама информация - т.е. сведения, знания, о чем либо могут быть опасными и безопасными. С точки зрения воспитания передача информации о сексе, насилии, убийствах людям с не устоявшейся, несфор­мированной психикой, а таковыми являются дети, является опасным. Такие сведения формируют культ силы, подавления слабых, достижения каких - либо результатов неправедными путями. Часто рассуждая о демократии, жур­налисты говорят, о свободе прессы, средств массовой информации и т.п. Го­ворят о ханжестве и правде жизни. Все это так и не так. Изливая потоки нега­тивной правдивой информации на детские головы, мы плодим детскую пре­ступность, вседозволенность, наркоманию и другие тяжкие последствия. Причем, в дальнейшем перевоспитать такого человека, вкусившего такие прелести жизни практически невозможно. Вывод очевиден - меньше отрицательной информации - больше поль­зы. При этом нельзя путать понятия об отрицательной информации воздейст­вующей на сознание и знание отрицательной информации для создания безо­пасности деятельности. Такой, например, как поражающие факторы электро­тока, вредных и ядовитых веществ и т.п.

Безопасность приема информации органично связана с ее передачей. Умение анализировать, сортировать информацию, определять ее пользу ус­воения, искусство жизнедеятельности. Бекон сказал - ЗНАНИЕ - СИЛА. В самом этом выражении заложен элемент опасности. Сила в понятии мощно­сти, могущества, принуждения, интенсивности может кроме положительных факторов приносить и архиотрицательные. Примеров тому множество. Что стоят одни только военно-политические конфликты. И то, что они принесли человечеству. Полезно обратить внимание на прием информации в природ­ной среде. Принимая информацию, созданную климатическими условиями, природные структуры видоизменяются и трансформируются в новые образо­вания (нефть, уголь и т.п.) Растения, принимая информацию, чутко реагиру­ют. По годовым кольцам на деревьях, можно определить, когда и какой была погода. Специальные виды анализа позволяют определить возраст различных образований на земле.

Безопасность преобразования информации, как было сказано выше, как только ученые предлагают новшество, практически сразу оно направля­ется или превращается в оружие. В сопоставительном линейном анализе ярко выражаются возможности использования тех или иных знаний на благо и уничтожение, пользы и вреда. Преобразование энергии в лазерное излучение может быть направлено на создание сверхмощного оружия и аппаратов для обработки материалов, лечения больных и т.п. То же самое можно сказать об ультразвуке, электромагнитном излучении и т.п. Путей преобразования ин­формации бесчисленное множество. Все они связаны с протекающими жиз­ненными процессами на земле. Человечество научилось преобразовывать звуковую информацию в электромагнитные волны и наоборот, теоретиче­скую в практическую и т.п. Здесь важно отметить народную мудрость о том, что теория без практики - мертва, а практика без теории - слепа. Поэтому очевиден комплексный, системный подход к деятельности.

Безопасность хранения информации, в памяти человека определяет­ся отношением, мотивацией ее применения.

Принципы равенства и справедливости, человеколюбия и уважения че­ловеческого достоинства, забота о благе ближнего дадут возможность найти взаимно приемлемое решение спорных вопросов. В жизнедеятельности чело­века - память основополагающая функция, определяющая его существование.

Память предопределяет хранение предшествующего опыта, как стерео­типа поведения в настоящем и будущем. Важно чтобы она была направлена на созидание техники, произведений искусства, открытия, направленные на радость и благо людей. Наш разум должен преодолеть парадоксальные ре­зультаты развития цивилизации - чем дольше развитие, тем страшнее и жест­че порождаемые опасности. Для этого необходим комплексный подход к обучению, учитывающий все компоненты, ведущие к совершенству деятель­ности. Образовательная область технологии предполагает ситуацию, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в безопас­ных условиях, которые еще полностью не сформированы и к решению задач, которые сегодня однозначно не сформулированы. Эти задачи, аналогов кото­рым не было в прошлом, выдвигает сам процесс деятельности и элементы, определяющие её безопасность. России предстоит преодолеть за более ко­роткие временные отрезки то, на что у других стран уходили десятилетия.

Именно отсюда вытекают современные требования в области техноло­гии подготовки в системе образования, которая должна воспитать активных, ответственных за принимаемые решения, самостоятельно мыслящих людей, способных творчески решать нестандартные задачи. В тоже время крайне не­обходимо сохранять жизнь и здоровье людей и окружающей среды, по мере того как меняется темп жизни, перестраивается и стиль мышления человека, и образ мира, в котором он живет. Все больше у обучаемых формируется по­нимание безопасного мышления. Это не может не сказаться на содержании обучения, на самом способе подачи информации, ее включения в систему знании личности.

Хранить информацию можно в памяти, в книгах, видео и аудио плен­ках, лазерных компакт - дисках. Хранит информацию и составляющие при­родной среды - камни, горы, растения. Живые организмы хранят информа­цию согласно законов генетики- науки о законах наследственности и измен­чивости организмов.

Безопасность хранения информации в памяти человека определяется отношением, мотивацией ее применения. Допустим, если человек помнит не­доброе отношение к себе в прошлом, его сознание ожесточено предыдущими жизненными событиями, строит на основании этого планы мести, преступле­ний, разумеется такая память опасна, в связи с непредсказуемыми нежела­тельными последствиями. Антагонизм между соседями, непримиримые от­ношения между нациями, вражда между религиозными конфессиями приво­дят к кровопролитию и уничтожению людей. Противопоставлением этим яв­лениям может и должен быть гуманизм.

2. Проблемы в воспитании безопасности жизнедеятельности в кур­се технологии. Что такое опасность?

Каждый из нас слышал и произносил слова «опасность», «опасный», вкладывая в них определенный смысл. Обычно эти слова связывают с объек­тами, событиями, явлениями, которые могут причинить человеку вред,— фи­зические и психологические травмы, заболевания и даже смерть. С опасностями человек знаком с момента своего появления на Земле. Внача­ле это были природные опасности: пониженная или повышенная темпера­тура воздуха, атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, встречи с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями, стихийные явле­ния природы (землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары и т. д.).

С развитием человеческого общества к природным опасностям непре­рывно прибавлялись техногенные опасности, т. е. рожденные техникой. К сожалению, научно-технический прогресс наряду с благами принес и неис­числимые бедствия, как для человека, так и для окружающей природной сре­ды.

Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий техниче­ских систем, пожаров, взрывов и других трудно предсказуемых событий. Люди, попадая в зону действия этих событий, рискуют получить заболевание или травмы различной степени тяжести и как страшное смерть.

Нужно сказать, что и сам человек является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окру­жающих реальную угрозу жизни и здоровью. Опасности, создаваемые людь­ми, весьма разнообразны. Войны, социально-политические конфликты, пре­ступления, алкоголизм, наркомания, СПИД, голод, нищета, низкая культура общения между людьми — эти и подобные им пороки человеческого обще­ства относятся к социальным опасностям.

Итак, опасности окружающего мира мы условно разделили на три чет­ко выделенные группы: природные, техногенные и социальные.

Ученые утверждают, что, какой бы деятельностью ни занимался чело­век, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это — потенциальные, т. е. возможные, опасности (потенциальный в переводе с латинского означает «скрытая си­ла»).

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей вовсе не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определенные условия. Эти условия называют причинами реализации потенциальных опасностей в нежелательные последствия.

Мы каждый день пьем чай. Кипяток — это потенциальная опасность. В любой момент мы можем ошпарить себя. Но это происходит крайне редко. Причиной несчастного случая обычно служит наша собственная беспечность или неосторожность окружающих.

Я уверен, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевре­менно устранять причины, при которых происходит превращение потенци­альных опасностей в действительные.

К сожалению, уберечься от несчастья удается не всегда. Почему? По­тому что некоторые опасности не зависят от наших действий, проявляются внезапно, не оставляя времени на размышление, на подготовку, на спасение. Например, землетрясение, взрыв.

Но в большинстве случаев люди сами не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. Характерный пример пренеб­режительного отношения к опасности — нарушение правил дорожного дви­жения. Вряд ли найдется пешеход, не знающий, для чего установлены свето­форы. И, тем не менее, многие идут на красный свет. Итог этому — примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.

И здесь, естественно, возникает вопрос: почему, зная об опасностях, окружающие нас люди, к сожалению, часто ведут себя так неразумно?

Ответ очевиден, они не умеют предугадывать результат своей дея­тельности, слабо ориентируются в анализе ситуации и т.п.

А теперь совет для тех, кто совершает подобные небезопасные дейст­вия. Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно умственно потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение.

Чтобы предотвратить несчастье, необходимо знать опасности, причины их проявления и умение их избежать. Поэтому нужно изучать опасности и способы защиты от них. Этими вопросами занимается наука, по­лучившая название «безопасность жизнедеятельности» (жизнедеятель­ность — значит «существование»). Ее основная цель — обеспечить бе­зопасность человека, исключить причинение вреда его существованию.

А что такое безопасность? В словаре русского языка С. И. Ожегова сказано: «Безопасность — положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».

Безопасность жизнедеятельности это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда су­ществованию человека. БЖД( это наука изучает опасности и способы за­щиты от них.

Из своего опыта работы я знаю, что главные проблемы безопасности возникают в содержании программы "Технология" так как возникает трудности с материально-техническим обес­печением ее преподавания. Множественные опасности исходят от: материала инструмента и его износа, приспособлений и оборудования, окружающей об­становки. Сложно оказывается руководителям учебных заведении и большой армии учителей труда осмыслить и воспринять новые задачи и подходы, в области создания условий безопасности из - за слабой материальной - технической базы, устарелого оборудования, изношенного инструмента. Для осуществления безопасных условий способствуют формирования творческих качеств, воспитания привычки к активной жизненной позиции необходимо, чтобы педагоги сами были способны создавать условия безопасной деятель­ности. Мыслить творчески, отчетливо понимать огромную ответственность упущений подготовки школьников в области охраны труда, техники безопас­ности, когда платою становится не просто недостаточные знания людей, а жизнь и здоровье обучаемых.

Современными учеными России, занимающимися проблемами БЖД разработана образовательная концепция БЖД. В то же время крайне слабо освещается подготовка молодого поколения по вопросам БЖД. Этот цельный пласт подготовки детей к будущей деятельности ждет своих исследователей. Отношение к детскому травматизму работников образования, да и не только их, еще далеко негуманистично. Динамику развития детского травматизма на региональных и федеративном уровне выявить практически невозможно, так как отсутствуют достоверные статистические данные, отсутствует объек­тивная информация с мест от руководителей школ, дополнительных учреж­дений образования, отделов и комитетов по образованию. Над педагогиче­скими работниками довлеет стереотип старого мышления: "Есть травма или несчастный случай - то следует наказание." Это в корне неверно. Без стати­стических объективных, не искажающих действительность данных, невоз­можно определить мероприятия по улучшению условий безопасности. Это и требования к помещениям, оборудованию, методам работы, что и где необ­ходимо заменить, закрепить, модернизировать и т.п. Только на основе анали­за происшествий можно сделать выводы и определить цели и содержание, средства и формы работы по созданию благоприятных условий деятельности.

Цифры же Детского травматизма впечатляют. Всего от 10 до 14% здо­ровых детей заканчивают школу. Только в школах, как показывает статисти­ка, происходит в среднем 10 травм в год. Это без неучтенных микротравм, которые никем и никогда не фиксируются и без учета болезней из-за нару­шения санитарно-гигиенических требований в учреждениях образования. Тот факт, что дети теряют зрение вследствие нарушения норм освещенности, да­ет основания предъявлять самые жесткие требования к педагогическому кор­пусу.

Что же происходит? Гуманные законы, нормативные акты, пропаганда ЗОЖ (здорового образа жизни), а результаты негативные. Становясь взрос­лыми, мы конструируем опасную и металлоемкую технику, превышаем вся­ческие ПДК и ПДУ, а также другие параметры вредных и опасных факторов.

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что основным аспек­том неприятия БЖД является невоспитанность наших граждан и в первую очередь самих педагогов в вопросах защиты и сохранения собственной жиз­ни и окружающей природной среды. Это серьезнейшее упущение нашего об­разования.

Одним из основных факторов исключения негативных явлений в жиз­недеятельности человека должно и необходимо стать ВОСПИТАНИЕ БЕЗО­ПАСНОСТИ, непрерывное, систематическое и последовательное, начиная с раннего детского возраста (воспитывают родители), продолжающееся в сис­теме образования и в течении всей жизни. Пока на всех возрастных уровнях, независимо от занимаемого положения это воспитание не станет образом мышления, то возрождение и становление нации немыслимо.Существующее положение определяет направление в воспитании БЖД.

3. Цели и задачи воспитания БЖД в курсе технологии

В учебно-воспитательном процессе "Технология" следует руково­дствоваться следующими целями и задачами в обучении безопасной деятель­ности.

3.1. Воспитание БЖД является неотъемлемой частью обще гуманистиче­ского

образования человека.

    1. Необходимость создания системы непрерывного образования и воспитания БЖД, имеющей четыре этапа: дошкольный, школьный, вузов­ский и поствузовский с целенаправленной программой человекоохранительных и природоохранительных сил и понятий, приемлемых для детей и взрослых.

3.3.Умение систематизировать научные знания по вопросам БЖД и эффек­тивно применять их в повседневной жизни.

3.4. Совершенствовать правовое, нравственное, экономическое, экологиче­ское, эстетическое понимание задач безопасности.

3.5. Формировать взгляды, убеждения, идеалы жизненных позиций, согла­сующихся с Международной Декларацией прав человека.

3.6. Воспитание критического отношения к существующим вредным тех­нологиям. Проявление инициативы, самостоятельности и желания ра­ционализировать процессы деятельности на благо человека и окру­жающей среды.

4. Принципы воспитания БЖД в курсе технологии

Для осуществления решения поставленных целей и задачи необходимо учитывать следующие принципы, изложенные в работе Антюхина Э. Г. и Сулл М. Б. "Концепция воспитания БЖД."

1 .Принцип благотворного взаимодействия системы человек-среда основывается на широко известном понятии "Не навреди".

Я уверен, что каждое действие должно основываться на научных исследованиях, психологическом анализе оценок и выводов экологов и других ученых. Тогда не станут появляться проекты, которые будут наносить вред окружающей среде вести к потере жизни здоровью людей т.п.

2.Принцип системности, как было ранее сказано, является основой концепции образования БЖД. Я знаю, что необходимо рассматривать безопасность в комплексе закономерностей связанных явлений и устанавливать определен­ную последовательность этих процессов, где результатом деятельности будет, является безопасность.

3.Принцип социальной безопасности определяет благоприятное воздействие общественных явлений в индустрии, семье, политических отно­шениях и т.п. Я предполагаю, что при этом подразумевается непременное выполнение норм, правил, требований безопасности и других норм документации. Травмиро­ванный, больной человек создает определенные трудности для функциони­рования общества, а если это ребенок-инвалид с детства, то затраты на его содержание возрастают в большей степени. Следует учитывать, что если травмирован взрослый, он уже внес свой вклад в производство общего про­дукта. Ребенок же не успел ничего произвести. Он останется потребителем на всю жизнь, если он инвалид.

4.Принцип пронизывающей безопасности должен стать элементом любой деятельности детей, взрослых, родителей, педагогов, воспитателей. Я считаю, что раннего детства необходимо разъяснять суть явлений, объяснять опасности, таящиеся в окружающем мире. Этому должны помочь школы для молодых родителей.

Педагоги и воспитатели в своей учебно-воспитательной деятельности должны на занятиях с детьми, учащимися, студентами, курсантами, незави­симо от изучаемых дисциплин и предметов, будь то физика, химия, труд или литература, должны сообразовывать образовательные вопросы с безопасно­стью деятельности.

5.Принцип гуманизации и демилитаризации общества опирается на общечеловеческие принципы взаимоуважения, равенства наций, справедли­вости в человеческих отношениях, заботе о благе людей, создания условий для здорового образа жизни.

6.Принцип самоорганизации воспитательного процесса безопасно­сти жизнедеятельности основан на функционировании системы "Информа­ция-Организация-Управление". В случае деформации или отсутствия любого компонента наступает явление энтропии (хаоса) в действии системы. Необ­ходимо во взаимодействии с внешней средой формировать благоприятный стиль действий и основу самопрограммирования психики, саморегуляции и самоорганизации деятельности, основанной на ступенчатом подходе и анали­зе.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск