Скачать 0.6 Mb.
|
Концептуальные аспекты воспитания безопасности (на примере курса «Технология») Аннотация Разработка данной темы посвящена концептуальным аспектам воспитания безопасной жизнедеятельности относительно курса "Технология". На сопоставленных примерах, альтернатив анализа систем безопасности показаны пути и возможности достижения благоприятного исхода в технологической деятельности. На основе определения положительных и отрицательных элементов в ситуациях технологической деятельности, обучаемые делают отбор наилучших вариантов с целью прогнозирования и моделирования эффективного результата деятельности. При этом главным считается сохранение жизни и здоровья участников деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ ТЕМЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬ- 6 НОМ ПРОЦЕССЕ 2. ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯ- ТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ ТЕХНОЛОГИИ 12 3. ЦЕЛ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ БЖД В КУРСЕ ТЕХНОЛОГИИ 17 4. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ БЖД В КУРСЕ ТЕХНОЛОГИИ 18 4.1. . Безопасность умственного воспитания 19 4.2.. Безопасность эстетического воспитания 21 4.3.. Безопасность нравственного воспитания 24 4.4.. Безопасность трудового воспитания 30 5 МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБУЧАЕМЫХ 36 5.1. Методологическая основа воспитания БЖД 39 5.2. Методы воспитания БЖД 40 5.3. Понятие о проектном методе и его содержание 44 ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ 48 ЛИТЕРАТУРА 49 Введение. Существует легенда о том, что Бог создавая человека, вложил в него частицу зла. Он сделал это для того, чтобы узнать сможет ли человечество избавится от злых намерений и действий во всем. Вся история развития человечества показывает нам, что этого не произошло. На протяжении всей жизни люди боролись и воевали друг с другом. Они уничтожали себе подобных по разным причинам. Одним не нравился цвет кожи и разрез глаз и черты лица. Другим не хватало жизненного пространства, четвертые завоевывали право господства в мире, пятые фанатично отстаивали свое видение божества... Измышлений, фантазий для оправдания конфликтов бесчисленное множество. Остановится ли человечество в своем самоуничтожении и когда? Ужасы войны, варварское истребление противников оставляет глубокий след в психике человека, рождает чувство мести и ненависти. Говоря о международных конфликтах, нельзя упускать из виду противоборство и столкновения внутри наций и стран. Противоборство групп, фракций по идейным соображениям, разногласиям по политическим мотивам, жажда власти со стремлением управлять людьми. Утверждение своего господствующего мнения, приводит к столкновению противоположных сторон. Серьезные разногласия приводят к столкновениям, а иногда перерастают в революцию. Ни одна из революций не обошлась без кровопролития. Масса негативных явлений кроется в межличностных отношениях в быту, семье. Причины преступности еще далеки от искоренения. Что же мешает людям относиться друг к другу достойно, с уважением и великодушно? Что поможет установить равенство и справедливость во взаимоотношениях между людьми? Готового рецепта нет, да и не может быть. Сложность жизненных ситуаций окружена взаимосвязями и переплетениями различных факторов. Эти взаимосвязи рассматриваются как системы. В системах различные компоненты и факторы, составляющие ее имеют различные (новые) характерные качества по отношению друг к другу, но во взаимодействии решают какую-то единую задачу. Мы уже знакомы с основной системой безопасности жизнедеятельности "Опасность - Причины - Последствия". Каждая система имеет свою структуру. Решение определенной задачи системы зависит от каждого компонента. Результат можно получить двумя способами. В первом случае все составляющие должны работать без искажений и изменений. Тогда такую систему называют самоорганизованной. Например, система, определяющая эффективный результат деятельности "Информация - Организация - Управление". В случае искажения любого компонента этой системы результат деятельности будет неблагоприятным. Во втором случае для получения положительного результата необходимо разрушить какой-либо фактор или компонент системы. Например, в системе "Опасность - Причины - Последствия", нужно, как правило, устранить причины. В этом случае потенциальные опасности не реализуются в реальные нежелательные последствия, т.к. исключают условия, которые могут к ним привести. Такой прием называют деструкцией, т.е. нарушением нормальной структуры. Но в данном случае такое разрушение в системе "Опасность - Причины - Последствия" разрушение приводит к безопасности любой деятельности. В безопасности жизнедеятельности любую структуру следует рассматривать с информационной точки зрения безопасности. Рассмотрим приведенную ранее систему "Информация - Организация - Управление" в сфере безопасности деятельности. В нашем случае следует рассмотреть безопасность информации, организации, управления деятельностью, т.е. безопасность вынести за скобки. Безопасность информации предполагает безопасность ее составляющих - передачи, приема, хранения и преобразования опасности. Передача информации заключаются в том, какие сведения будут передавать, сообщать человеку. Если эта информация о насилии, убийствах, драках и т.п. преподносимые с экрана телевизоров, кинотеатров, со страниц печати - то психологическое влияние на умы людей таит в себе негативные последствия. Опасность приема информации заключается в том, кто воспринимает ее. Если это взрослый человек, обогащенный жизненным опытом, умеющий анализировать и сопоставлять факты и аргументы, отсеять негативные составляющие информации, то большой беды не случиться. Но если это дети, еще не умеющие рассуждать и распознавать где хорошее, а где плохое: то последствия непредсказуемы. Так информация о больших заработках женщин легкого поведения или псевдогероизм киллера, жулика, вора подвигнет молодежь к деятельности далекой от гуманности. Иногда в защиту открытости сообщений через средства массовой информации приводят аргументацию о свободе прессы, ханжестве и т.п., совершенно отвергая понятие о не устоявшейся психике молодого поколения. Опасности преобразования и хранения информации могут привести к использованию сведений для неприятных, опасных, необдуманных действий. Безопасность организации деятельности заключается в создании благоприятной, комфортной структуры деятельности. Это связано с охраной труда, техникой безопасности, эргономикой рациональной организации деятельности. Безопасность управления связана с действенным, приемлемым, соответствующим воздействием на результаты деятельности и их участников. Если отсутствует умение управлять, что часто связано с незнанием предмета и объекта деятельности, то результаты будут самые нежелательные. Мы можем это наблюдать и в управлении страной, управлении образованием, управлении местными органами, где наряду с положительными результатами часто имеют место и неприемлемые, нежелательные результаты. Человек должен быть готов к созданию безопасных условий в любой деятельности. Для этого необходимо воспитать в себе чувство осторожного, трепетного отношения к созидательной деятельности, свободной от опасных, нежелательных действий и процессов. 1. Актуальность данной темы в учебно-воспитательном процессе Воспитывая детей, передавая им, опыт предыдущих поколений, мы пытаемся привить детям чувство прекрасного, умение создать "доброе" и "хорошее", "нести в жизнь радость". Но в ходе этого мы забываем о том, что и прекрасное может нести в себе опасность для жизни. Как быть? Как научить детей думать и предугадывать события, связанные с проблемой опасности жизнедеятельности. Как им передать опыт и знания, связанные с безопасностью жизнедеятельности. На этот вопрос можно ответить по-разному. Актуальность данной темы в учебно-воспитательном процессе имеет не последнее место. На мой взгляд,безопасность умственного воспитания это воздействие на подготовку готовности разума к усвоению понятий, действий, принятие решение ведущих, к благоприятным, безопасным для общества, природы, личности эффективных результатов. Совершенствование педагогических усилий в области внедрения системного анализа событий, ситуаций, действий, и т.п. на основе логических законов даст возможность находить и принимать решения безвредные и полезные, сообразные с представлениями комфорта, красоты, доброты и не причиняющих нежелательных последствий, как в искусственной, так и в естественной природной среде. Все эти вопросы связаны с условиями выживания общества в процессе его жизнедеятельности. Цивилизация как искусственная среда созданная человеком не только приносит блага, но плодит массу опасностей. Парадокс в БЖД заключается в том, что чем дальше движется научно-технический прогресс, тем больше он плодит опасностей вокруг. Обратимся к примерам. Как только человек взял палку в руки, сразу же она стала и объектом защиты и объектом нападения. Мысли ученых и изобретателей практически сразу же преобразовывались в опасные, агрессивные виды вооружения. Причем это происходило одновременно с несомненной возможностью использования плодов изобретения на благо людей. Изобретение пороха, электричества, радиации и атомной энергетики привело к невосполнимым потерям и уничтожению людей. Очевидно, что опасности, таящиеся в изобретениях, все более чаще имеют невидимый характер. Это может привести к самоуничтожению самой жизни на земле. Уже существуют глобальные опасности, которые при неосторожном, неразумном поведении людей покотат с существованием всего живого на планете. Таких глобальных опасностей ученые насчитывают более десяти в данное время. В их числе атомное, химическое, бактериологическое оружие, зомбирование, аннигиляция и др. Поиски и изыскания ученых могут привести к созданию антикислорода, антиводорода и т.п. К чему это может привести даже страшно представить. А ведь мы стоим на пороге таких изобретений, вплотную подошли, к ним. Вывод однозначен - разум человека может привести к полезным для человека результатам, но с таким же успехом и к вредным, негативным последствиям. Порождаемые опасности, иногда совсем не предсказуемы, невидимы и не ощущаемы в процессе своего проявления. Я считаю, что приведенные выше доводы предполагают острую необходимость поиска и разработки научно-педагогических теорий, обращенных к воспитанию детей и взрослых в области безопасности деятельности Необходимо с большой степенью вероятности прогнозировать положительные результаты в любой деятельности, и в первую очередь умственной. Как это сделать! Однозначного ответа быть не может т.к. сама деятельность широка, многообразна, имеет порой сложную структуру. Составляющими компонентами в современном представлении философов (акад. Р.Абдеев), деятельности является система - Информация - Организация-Управление (ИОУ). Рассмотрим эту систему с точки зрения сопоставительного, альтернативного анализа, используя законы логики, фотивосопоставления понятий в БЖД - такой анализ является стержнем, основой, уставом создания алгоритма безопасной деятельности и достижения с высокой степенью вероятности положительного результата. Проведению такого анализа необходимо приучать с детства. Способов и методов много. В стихотворении В.В. Маяковского: "Что такое хорошо и что такое плохо", имеет постоянное сопоставление плохого и хорошего, вредного и полезного, опасного и безопасного, красивого и безобразного, и т.п. Это даёт возможность распознать отрицательные факторы, определить условия, которые могут привести к реализации потенциальных опасностей в нежелательные последствия и разработать возможные пути устранения отрицательных условий. Такой образ мысли и действий в любых жизненных ситуациях даст наиболее полезные и эффективные результаты. Это позволит сохранить жизнь и здоровье людей, содержать природную среду в состоянии безопасном, благожелательном в своем взаимодействии. Вернемся к анализу системы ИОУ. Заключим ее в сферу безопасности. (Информация - Организация - Управление) Безопасность. Безопасность информации заключается в безопасности ее компонентов. Безопасность передачи информации определяется, какую и кому передают информацию. Сама информация - т.е. сведения, знания, о чем либо могут быть опасными и безопасными. С точки зрения воспитания передача информации о сексе, насилии, убийствах людям с не устоявшейся, несформированной психикой, а таковыми являются дети, является опасным. Такие сведения формируют культ силы, подавления слабых, достижения каких - либо результатов неправедными путями. Часто рассуждая о демократии, журналисты говорят, о свободе прессы, средств массовой информации и т.п. Говорят о ханжестве и правде жизни. Все это так и не так. Изливая потоки негативной правдивой информации на детские головы, мы плодим детскую преступность, вседозволенность, наркоманию и другие тяжкие последствия. Причем, в дальнейшем перевоспитать такого человека, вкусившего такие прелести жизни практически невозможно. Вывод очевиден - меньше отрицательной информации - больше пользы. При этом нельзя путать понятия об отрицательной информации воздействующей на сознание и знание отрицательной информации для создания безопасности деятельности. Такой, например, как поражающие факторы электротока, вредных и ядовитых веществ и т.п. Безопасность приема информации органично связана с ее передачей. Умение анализировать, сортировать информацию, определять ее пользу усвоения, искусство жизнедеятельности. Бекон сказал - ЗНАНИЕ - СИЛА. В самом этом выражении заложен элемент опасности. Сила в понятии мощности, могущества, принуждения, интенсивности может кроме положительных факторов приносить и архиотрицательные. Примеров тому множество. Что стоят одни только военно-политические конфликты. И то, что они принесли человечеству. Полезно обратить внимание на прием информации в природной среде. Принимая информацию, созданную климатическими условиями, природные структуры видоизменяются и трансформируются в новые образования (нефть, уголь и т.п.) Растения, принимая информацию, чутко реагируют. По годовым кольцам на деревьях, можно определить, когда и какой была погода. Специальные виды анализа позволяют определить возраст различных образований на земле. Безопасность преобразования информации, как было сказано выше, как только ученые предлагают новшество, практически сразу оно направляется или превращается в оружие. В сопоставительном линейном анализе ярко выражаются возможности использования тех или иных знаний на благо и уничтожение, пользы и вреда. Преобразование энергии в лазерное излучение может быть направлено на создание сверхмощного оружия и аппаратов для обработки материалов, лечения больных и т.п. То же самое можно сказать об ультразвуке, электромагнитном излучении и т.п. Путей преобразования информации бесчисленное множество. Все они связаны с протекающими жизненными процессами на земле. Человечество научилось преобразовывать звуковую информацию в электромагнитные волны и наоборот, теоретическую в практическую и т.п. Здесь важно отметить народную мудрость о том, что теория без практики - мертва, а практика без теории - слепа. Поэтому очевиден комплексный, системный подход к деятельности. Безопасность хранения информации, в памяти человека определяется отношением, мотивацией ее применения. Принципы равенства и справедливости, человеколюбия и уважения человеческого достоинства, забота о благе ближнего дадут возможность найти взаимно приемлемое решение спорных вопросов. В жизнедеятельности человека - память основополагающая функция, определяющая его существование. Память предопределяет хранение предшествующего опыта, как стереотипа поведения в настоящем и будущем. Важно чтобы она была направлена на созидание техники, произведений искусства, открытия, направленные на радость и благо людей. Наш разум должен преодолеть парадоксальные результаты развития цивилизации - чем дольше развитие, тем страшнее и жестче порождаемые опасности. Для этого необходим комплексный подход к обучению, учитывающий все компоненты, ведущие к совершенству деятельности. Образовательная область технологии предполагает ситуацию, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в безопасных условиях, которые еще полностью не сформированы и к решению задач, которые сегодня однозначно не сформулированы. Эти задачи, аналогов которым не было в прошлом, выдвигает сам процесс деятельности и элементы, определяющие её безопасность. России предстоит преодолеть за более короткие временные отрезки то, на что у других стран уходили десятилетия. Именно отсюда вытекают современные требования в области технологии подготовки в системе образования, которая должна воспитать активных, ответственных за принимаемые решения, самостоятельно мыслящих людей, способных творчески решать нестандартные задачи. В тоже время крайне необходимо сохранять жизнь и здоровье людей и окружающей среды, по мере того как меняется темп жизни, перестраивается и стиль мышления человека, и образ мира, в котором он живет. Все больше у обучаемых формируется понимание безопасного мышления. Это не может не сказаться на содержании обучения, на самом способе подачи информации, ее включения в систему знании личности. Хранить информацию можно в памяти, в книгах, видео и аудио пленках, лазерных компакт - дисках. Хранит информацию и составляющие природной среды - камни, горы, растения. Живые организмы хранят информацию согласно законов генетики- науки о законах наследственности и изменчивости организмов. Безопасность хранения информации в памяти человека определяется отношением, мотивацией ее применения. Допустим, если человек помнит недоброе отношение к себе в прошлом, его сознание ожесточено предыдущими жизненными событиями, строит на основании этого планы мести, преступлений, разумеется такая память опасна, в связи с непредсказуемыми нежелательными последствиями. Антагонизм между соседями, непримиримые отношения между нациями, вражда между религиозными конфессиями приводят к кровопролитию и уничтожению людей. Противопоставлением этим явлениям может и должен быть гуманизм. 2. Проблемы в воспитании безопасности жизнедеятельности в курсе технологии. Что такое опасность? Каждый из нас слышал и произносил слова «опасность», «опасный», вкладывая в них определенный смысл. Обычно эти слова связывают с объектами, событиями, явлениями, которые могут причинить человеку вред,— физические и психологические травмы, заболевания и даже смерть. С опасностями человек знаком с момента своего появления на Земле. Вначале это были природные опасности: пониженная или повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, встречи с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями, стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары и т. д.). С развитием человеческого общества к природным опасностям непрерывно прибавлялись техногенные опасности, т. е. рожденные техникой. К сожалению, научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия, как для человека, так и для окружающей природной среды. Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и других трудно предсказуемых событий. Люди, попадая в зону действия этих событий, рискуют получить заболевание или травмы различной степени тяжести и как страшное смерть. Нужно сказать, что и сам человек является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Опасности, создаваемые людьми, весьма разнообразны. Войны, социально-политические конфликты, преступления, алкоголизм, наркомания, СПИД, голод, нищета, низкая культура общения между людьми — эти и подобные им пороки человеческого общества относятся к социальным опасностям. Итак, опасности окружающего мира мы условно разделили на три четко выделенные группы: природные, техногенные и социальные. Ученые утверждают, что, какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это — потенциальные, т. е. возможные, опасности (потенциальный в переводе с латинского означает «скрытая сила»). Наличие вокруг нас потенциальных опасностей вовсе не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определенные условия. Эти условия называют причинами реализации потенциальных опасностей в нежелательные последствия. Мы каждый день пьем чай. Кипяток — это потенциальная опасность. В любой момент мы можем ошпарить себя. Но это происходит крайне редко. Причиной несчастного случая обычно служит наша собственная беспечность или неосторожность окружающих. Я уверен, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых происходит превращение потенциальных опасностей в действительные. К сожалению, уберечься от несчастья удается не всегда. Почему? Потому что некоторые опасности не зависят от наших действий, проявляются внезапно, не оставляя времени на размышление, на подготовку, на спасение. Например, землетрясение, взрыв. Но в большинстве случаев люди сами не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности — нарушение правил дорожного движения. Вряд ли найдется пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И, тем не менее, многие идут на красный свет. Итог этому — примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов. И здесь, естественно, возникает вопрос: почему, зная об опасностях, окружающие нас люди, к сожалению, часто ведут себя так неразумно? Ответ очевиден, они не умеют предугадывать результат своей деятельности, слабо ориентируются в анализе ситуации и т.п. А теперь совет для тех, кто совершает подобные небезопасные действия. Почаще спрашивайте себя: хотите жить долго и счастливо? Или вам больше по душе нервные потрясения и лечение в больнице? Если нет, то нужно умственно потрудиться, чтобы изменить свой взгляд на окружающий мир, свои привычки и поведение. Чтобы предотвратить несчастье, необходимо знать опасности, причины их проявления и умение их избежать. Поэтому нужно изучать опасности и способы защиты от них. Этими вопросами занимается наука, получившая название «безопасность жизнедеятельности» (жизнедеятельность — значит «существование»). Ее основная цель — обеспечить безопасность человека, исключить причинение вреда его существованию. А что такое безопасность? В словаре русского языка С. И. Ожегова сказано: «Безопасность — положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». Безопасность жизнедеятельности — это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека. БЖД( это наука изучает опасности и способы защиты от них. Из своего опыта работы я знаю, что главные проблемы безопасности возникают в содержании программы "Технология" так как возникает трудности с материально-техническим обеспечением ее преподавания. Множественные опасности исходят от: материала инструмента и его износа, приспособлений и оборудования, окружающей обстановки. Сложно оказывается руководителям учебных заведении и большой армии учителей труда осмыслить и воспринять новые задачи и подходы, в области создания условий безопасности из - за слабой материальной - технической базы, устарелого оборудования, изношенного инструмента. Для осуществления безопасных условий способствуют формирования творческих качеств, воспитания привычки к активной жизненной позиции необходимо, чтобы педагоги сами были способны создавать условия безопасной деятельности. Мыслить творчески, отчетливо понимать огромную ответственность упущений подготовки школьников в области охраны труда, техники безопасности, когда платою становится не просто недостаточные знания людей, а жизнь и здоровье обучаемых. Современными учеными России, занимающимися проблемами БЖД разработана образовательная концепция БЖД. В то же время крайне слабо освещается подготовка молодого поколения по вопросам БЖД. Этот цельный пласт подготовки детей к будущей деятельности ждет своих исследователей. Отношение к детскому травматизму работников образования, да и не только их, еще далеко негуманистично. Динамику развития детского травматизма на региональных и федеративном уровне выявить практически невозможно, так как отсутствуют достоверные статистические данные, отсутствует объективная информация с мест от руководителей школ, дополнительных учреждений образования, отделов и комитетов по образованию. Над педагогическими работниками довлеет стереотип старого мышления: "Есть травма или несчастный случай - то следует наказание." Это в корне неверно. Без статистических объективных, не искажающих действительность данных, невозможно определить мероприятия по улучшению условий безопасности. Это и требования к помещениям, оборудованию, методам работы, что и где необходимо заменить, закрепить, модернизировать и т.п. Только на основе анализа происшествий можно сделать выводы и определить цели и содержание, средства и формы работы по созданию благоприятных условий деятельности. Цифры же Детского травматизма впечатляют. Всего от 10 до 14% здоровых детей заканчивают школу. Только в школах, как показывает статистика, происходит в среднем 10 травм в год. Это без неучтенных микротравм, которые никем и никогда не фиксируются и без учета болезней из-за нарушения санитарно-гигиенических требований в учреждениях образования. Тот факт, что дети теряют зрение вследствие нарушения норм освещенности, дает основания предъявлять самые жесткие требования к педагогическому корпусу. Что же происходит? Гуманные законы, нормативные акты, пропаганда ЗОЖ (здорового образа жизни), а результаты негативные. Становясь взрослыми, мы конструируем опасную и металлоемкую технику, превышаем всяческие ПДК и ПДУ, а также другие параметры вредных и опасных факторов. Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что основным аспектом неприятия БЖД является невоспитанность наших граждан и в первую очередь самих педагогов в вопросах защиты и сохранения собственной жизни и окружающей природной среды. Это серьезнейшее упущение нашего образования. Одним из основных факторов исключения негативных явлений в жизнедеятельности человека должно и необходимо стать ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, непрерывное, систематическое и последовательное, начиная с раннего детского возраста (воспитывают родители), продолжающееся в системе образования и в течении всей жизни. Пока на всех возрастных уровнях, независимо от занимаемого положения это воспитание не станет образом мышления, то возрождение и становление нации немыслимо.Существующее положение определяет направление в воспитании БЖД. 3. Цели и задачи воспитания БЖД в курсе технологии В учебно-воспитательном процессе "Технология" следует руководствоваться следующими целями и задачами в обучении безопасной деятельности. 3.1. Воспитание БЖД является неотъемлемой частью обще гуманистического образования человека.
3.3.Умение систематизировать научные знания по вопросам БЖД и эффективно применять их в повседневной жизни. 3.4. Совершенствовать правовое, нравственное, экономическое, экологическое, эстетическое понимание задач безопасности. 3.5. Формировать взгляды, убеждения, идеалы жизненных позиций, согласующихся с Международной Декларацией прав человека. 3.6. Воспитание критического отношения к существующим вредным технологиям. Проявление инициативы, самостоятельности и желания рационализировать процессы деятельности на благо человека и окружающей среды. 4. Принципы воспитания БЖД в курсе технологии Для осуществления решения поставленных целей и задачи необходимо учитывать следующие принципы, изложенные в работе Антюхина Э. Г. и Сулл М. Б. "Концепция воспитания БЖД." 1 .Принцип благотворного взаимодействия системы человек-среда основывается на широко известном понятии "Не навреди". Я уверен, что каждое действие должно основываться на научных исследованиях, психологическом анализе оценок и выводов экологов и других ученых. Тогда не станут появляться проекты, которые будут наносить вред окружающей среде вести к потере жизни здоровью людей т.п. 2.Принцип системности, как было ранее сказано, является основой концепции образования БЖД. Я знаю, что необходимо рассматривать безопасность в комплексе закономерностей связанных явлений и устанавливать определенную последовательность этих процессов, где результатом деятельности будет, является безопасность. 3.Принцип социальной безопасности определяет благоприятное воздействие общественных явлений в индустрии, семье, политических отношениях и т.п. Я предполагаю, что при этом подразумевается непременное выполнение норм, правил, требований безопасности и других норм документации. Травмированный, больной человек создает определенные трудности для функционирования общества, а если это ребенок-инвалид с детства, то затраты на его содержание возрастают в большей степени. Следует учитывать, что если травмирован взрослый, он уже внес свой вклад в производство общего продукта. Ребенок же не успел ничего произвести. Он останется потребителем на всю жизнь, если он инвалид. 4.Принцип пронизывающей безопасности должен стать элементом любой деятельности детей, взрослых, родителей, педагогов, воспитателей. Я считаю, что раннего детства необходимо разъяснять суть явлений, объяснять опасности, таящиеся в окружающем мире. Этому должны помочь школы для молодых родителей. Педагоги и воспитатели в своей учебно-воспитательной деятельности должны на занятиях с детьми, учащимися, студентами, курсантами, независимо от изучаемых дисциплин и предметов, будь то физика, химия, труд или литература, должны сообразовывать образовательные вопросы с безопасностью деятельности. 5.Принцип гуманизации и демилитаризации общества опирается на общечеловеческие принципы взаимоуважения, равенства наций, справедливости в человеческих отношениях, заботе о благе людей, создания условий для здорового образа жизни. 6.Принцип самоорганизации воспитательного процесса безопасности жизнедеятельности основан на функционировании системы "Информация-Организация-Управление". В случае деформации или отсутствия любого компонента наступает явление энтропии (хаоса) в действии системы. Необходимо во взаимодействии с внешней средой формировать благоприятный стиль действий и основу самопрограммирования психики, саморегуляции и самоорганизации деятельности, основанной на ступенчатом подходе и анализе. |