Скачать 237.34 Kb.
|
Информатизация образовательного процесса Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. За последние десять лет произошло коренное изменение роли информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Информационный мир, информационные технологии… Каким же должен стать человек, живущий в это время? Как должны измениться цели и задачи, которые решает школа? Это те вопросы, ответы на которые мы попытались найти в процессе реализации образовательной программы. Разработка образовательной программы гимназии была связана с кардинальными изменениями, произошедшими в России в конце ХХ века, а также компьютеризацией и информатизацией всех сфер жизнедеятельности человека (в частности образования). Основная миссия гимназии - это оказание доступных, качественных и эффективных образовательных услуг на основе применения новых педагогических технологий и цифровых образовательных ресурсов в целях социализации и социальной адаптации обучающихся в изменяющемся социуме. В условиях динамично меняющегося мира, взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образование, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Информатизацию образования мы рассматриваем как комплексный процесс, охватывающий все сферы образовательной деятельности, т.е. массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе компьютерной техники и средств передачи информации, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач гимназии: образование - для всех и новое качество образования – каждому. Каждый этап информатизации гимназии – это изменение учебной среды, способа жизни участников образовательного процесса. И это не только компьютеры в кабинете информатики или Интернет. Главное изменение происходит в представлениях участников учебного процесса: учащихся, учителей, школьных администраторов, родителей. Цель Программы: создание и развитие в гимназии единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:
Задачи Программы:
Для достижения поставленных целей и задач в качестве основных видов деятельности гимназии были определены следующие:
Основные направления инновационной образовательной программы 1. Обновление содержания образовательного процесса.
2. Повышение квалификации педагогов.
- ПГ «Проектные технологии»; - ПГ «Интернет-технологии»;
3. Оснащение образовательными средствами информатизации.
В муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии № 26 г. Томска имеется 3 кабинета информатики с локальной сетью. Все кабинеты кроме учебного времени работают в режиме свободного доступа, имеют выход в Интернет. Педагогические работники гимназии используют дополнительную возможность доступа к информационным ресурсам за счет специально организованных рабочих мест в учебных кабинетах (имеются персональные компьютеры, проекторы, экран): 9-х кабинетах начальных классов, 3-х кабинетах русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, обществознания, в 3-х кабинетах информатики). В 3-х кабинетах информатики, в кабинете химии, в кабинете начальных классов установлены интерактивные доски. Используемая компьютерная техника и оргтехника отвечают современным требованиям.
4. Создание информационной среды.
Результаты внедрения инновационной образовательной программы в период реализации ПНПО. В гимназии для реализации программы созданы все условия, способные обеспечить следующие возможности: • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; • совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; • широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран; • свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам. Нормативно-правовые:
- Межрегиональным центром качества и инновации по реализации регионального педагогического проекта «Компьютерный грант»; - Московской цифротекой школьного наукограда по теме «Эффективность использования компьютерной и коммуникационной техники в учебно-воспитательном процессе. (Создание сети школьных компьютерных лабораторий «Московской цифротеки школьного наукограда») - Томским государственным университетом, Институтом дистанционного образования; - Центром планирования карьеры Образовательные (в соответствии с реализуемой образовательной практикой):
Одним из наиболее важных компонентов информатизации образования является использование информационных технологий в процессе обучения как средство управления познавательной деятельностью школьников и предоставление учителю и обучающемуся необходимой текстовой и наглядной информации, дополняющей содержания образования. Использование ИКТ в учебном процессе потребовало перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии используются на любом этапе урока: - во вступительном слове учителя или учащихся; - на этапе предъявления учебной информации; - на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; - на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений); - на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; Использование ИКТ на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к получению новых знаний. Благодаря рациональной организации урока, внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, наблюдается стабильность качественной успеваемости обучающихся: Динамика качества знаний обучающихся по ступеням обучения. Данные статистики, представленные в диаграмме, позволяют сделать вывод о том, что за последние 3 года наблюдается положительная динамика по качеству обучения: на начальной ступени обучения (1-4 классы) результаты стабильные; на второй ступени обучения (5-9 классы) незначительный рост кач. успеваемости (на 3 %); на старшей ступени (10-11 классы) рост качественной успеваемости на 22%; в целом по гимназии рост качественной успеваемости на 5 % . Динамика результатов ЕГЭ Сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в 11-х классах (средний тестовый балл) Все чаще на уроках и во внеурочной деятельности используется презентационно-иллюстративный материал, который готовят как учителя, так и обучающиеся. Кадровые: Без специальной подготовки и переподготовки учителей невозможно было осуществить реализацию программы. Повышение уровня квалификации учителей направлено, прежде всего, на освоение информационно-коммуникационных технологий, активных методов обучения. В результате
Мониторинг обученности педагогов по реализации ИКТ
- обсуждение инновационной программы «Информатизация образовательного процесса»; - «Применение современных информационных технологий на уроке и во внеурочное время». Кроме этого для учителей гимназии были организованы внутришкольные курсы повышения компьютерной грамотности |