Муниципальное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
прогимназия №18 «Родничок»
городского округа город Шарья Костромской области
Обобщенный опыт работы по теме:
Апробирование
программы информатика для малышей
А.Горячева
«Все по полочкам»
г. Шарья 2009 г.
Перечень материалов:
Сведения об авторе …………………………………….………2 стр.
Аннотация …………………………………………………..…..3 стр.
Описание опыта:
Концептуальные основы и методологические подходы……………4 стр.
Актуальность темы ……………………………………………..….…4 стр.
Формирование цели……………….…………………………………...5 стр.
Задачи ……………………………………………………………..…...5 стр.
Условия …………………………………………………………….….7 стр.
Принципы ………………………………………………………….…..9 стр.
Методы и приемы …………………………………………………....14 стр.
Формы работы ………………………………………………………..18 стр.
Средства …………………………………………………………….…19 стр.
Результат ………………………………………………………………21 стр.
Приложения ……………………………… ……….………...….20 стр.
Приложение №1 Фото класса
Приложение №2 Сертификат класса
Приложение №3 Лицензию игры
Приложение №4 Индивидуальная тетрадь
Приложение №5 Фото пенала и его содержимого
Приложение №6 Материалы со стенда «История возникновения компьютера»
Приложение №7 Демонстрационные плакаты «Правильная посадка»
Приложение №8 Критерии диагностики умственного развития
Приложение №9 Критерии диагностики уровня прохождения программы.
Приложение №10 Итоговое занятие подготовительная группа «Кодирование»
Приложение №11 Выступление на общей городской родительской конференции
Приложение №12 Программа «Компьютер и ребенок» Супер - ТВ
Приложение №13 Перспективное планирование программы «Все по полочкам»
Приложение №14 Слайды презентации «Гимнастика для глаз»
Приложение №15 Интегрированное занятие по экологии «Все о грибах»
Приложение №16 Занятие «Осень в лесу»
Приложение №17 Проект «Путешествие в компьютерную страну»
Приложение №18 Газета «Ключикум»
Приложение №19 Буклет для педагогов
Приложение №20 Буклет для родителей «Ребенок и компьютер»
Приложение №21 Консультация для родителей
Приложение №22 Консультация для педагогов
Приложение №23 Фото с личных кабинетов на интернет ресурсах
Приложение №24 Отзыв с открытого занятия для курсов повышения кв.
Приложение №25 Отзыв о работе тьютера в газете «Ветлужский край»
Приложение №26 План работы профессионального объединения «ИКТ в ДОУ»
Приложение №27 Интеллектуальная игра
Приложение №28 Программа индивидуального сопровождения
Приложение№29 Достижения детей
Приложение№30 График работы
Приложение №31 Программа кружка «Логические игры»
Литература … …………………………………………..……….23 стр.
Рецензия …………………………………………………………24 стр.
Сведения об авторе
Шиганова Ирина Николаевна – воспитатель компьютерного игрового класса МОУ прогимназии №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области
Дата рождения – 5.05.1964 г.
Образование – высшее, окончила Костромской государственный педагогический университет в 1998 году по специальности «Педагогика и психология дошкольная»
Квалификация - преподаватель дошкольной педагогики, методист по дошкольному воспитанию.
Педагогический стаж -27 лет,
В должности воспитателя компьютерно – игрового класса - 5 лет
Квалификационная категория - высшая
Награждена в 2003 году грамотой Министерства образования и науки
Курсы повышения квалификации - повышение квалификации КОИКПРО 2007 год: «Партнерство в образовании»
«Intel – обучение для будущего»
2009 год: «1С. Хронограф. Проф.»
Аннотация
Позиция
| Задача современного образования - формирование личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в конце дошкольного и начале школьного возраста становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности.
| Цель
| Апробация программы информатика для малышей, А.В.Горячева «Все по полочкам»
| Задачи
| Обучающие:
создать базу знаний связанную с информатикой,
развивать образное и логическое мышления;
формировать понятия и способы информационной деятельности;
Воспитывающие:
воспитывать умения работать в группе,
самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей,
воспитывать положительное отношения к сверстникам и взрослым;
Развивающие:
развивать творческие способности и наклонности детей,
создать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач,
создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе
| Содержание
| Содержание работы по апробированию программы А.В.Горячева «Все по полочкам» (пропедевтический курс информатики) раскрыт в перспективном плане занятий.
Во время обучения по программе дети узнают:
о свойствах, признаках и составных частях предметов
о действиях предметов, последовательности и порядку действий, ведущих к цели.
об элементах логики: истинных и ложных высказываниях, отрицаниях, разрешающих и запрещающих знаках, логической операции «И».
А так же развивают творческое воображение.
| Методы и приемы
| Словесные (беседа, рассказ, загадки, вопросы)
Наглядные (презентации, карточки, тетради, способы действия, жест)
Практические (упражнение)
| Игровые (дидактическая игра)
Проектирование (проект)
Метод интерактивной игры
| Формы
| Фронтальные – вся группа
Групповые – группа в 8 человек
Индивидуальные
| Средства
| Печатные (индивидуальные тетради, дидактические игры)
Электронные образовательные ресурсы (игровая среда Перволого демо версия)
Аудиовизуальные (компьютерные игры, учебные программы)
| Демонстрационные (плакаты)
Учебная техника (компьютеры)
Наглядные плоскостные (стенды для детей и родителей)
| Результат
| Апробировав программу «Все по полочкам» я добилась следующих результатов:
Высокий уровень освоения программы – 32%
Средний уровень освоения программы – 60%
Низкий уровень прохождения программы – 8%
| Концептуальные основы и методологические подходы решения проблемы и исследовательских ученых классиков и современных педагогов и психологов.
Информатизация дошкольного уровня образования в нашей стране началась с 1986 года, когда в Москве был открыт первый детский сад с компьютерами.
У истоков информатизации дошкольного образования стояли ученые и специалисты НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца), ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им.Ломоносова, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО) и других организаций, объединившихся позднее в 1990 г. В независимую Ассоциацию «Компьютер и детство». Первоначальный этап исследований был связан с разработкой подходов к пониманию места компьютера в ряду других развивающих средств дошкольной дидактики.
В результате критического анализа отечественного и зарубежного опыта информатизации образования было признано нецелесообразным приобщение дошкольников к «мини – информатике». На ступени дошкольного образования необходимо идти не от информатики к деятельности, а наоборот: от деятельности к информатике.
Актуальность темы в теории и практике
Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.
Основная цель комплексной программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Апробируемая мною программа имеет отличительную особенность:
программа А.В.Горячева «Все по полочкам» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования по курсу информатики,
согласуется с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах», рекомендованной министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0 – 11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.
программа А.В.Горячева «Все по полочкам» актуальна для реализации в МОУ прогимназия №18 «Родничок» так, как в начальной школе обучение ведется по курсу А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»
При этом использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, и даже дошкольников.
Цель:
Апробировать программу А.В.Горячева по курсу информатики для дошкольников «Все по полочкам»
Задачи:
Перед любым курсом обучения дошкольников стоят такие задачи, как формирование мотивации учения, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, формирование общеучебных умений и навыков, воспитание интереса к процессу обучения. Специфические задачи обучения дошкольников информатике можно условно разделить на три группы:
Обучающие:
создать базу знаний связанную с информатикой,
развивать образное и логическое мышления;
формировать понятия и способы информационной деятельности;
Эти задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению - построению информационно-логических моделей, деятельности, требующей применения умственных операций:
абстрагирования;
иерархической декомпозиции (т.е. разделения целого на составные части и представление целого в виде иерархии составных частей);
создание иерархии понятий (т.е. разделение набора понятий на более и менее общие и представление системы понятий в виде иерархии). Объектом применения таких операций будут не только предметы, процессы, явления, но и действия, которые объекты могут выполнять (или над ними можно выполнять);
Воспитывающие:
воспитывать умения работать в группе,
самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей,
воспитывать положительное отношения к сверстникам и взрослым;
Эти задачи, связанные с предстоящим освоением базисного аппарата формальной логики и формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений
Развивающие:
развивать творческие способности и наклонности детей,
создать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач, создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе
Эти задачи, связанные с подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения.
К первой группе можно отношу следующие задачи:
научить выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством:
научить обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
познакомить с вложенными подмножествами (не вводя термин);
научить сопоставлять части и целое (для предметов и действий);
познакомить с главной функцией (назначением) предметов;
научить расставлять события в правильной последовательности;
научить описывать свои действия;
научить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
познакомить с функцией как действием, применяемым по отношению к разным предметам;
научить описывать порядок действий для достижения заданной цели;
научить находить ошибки в неправильной последовательности действий.
Ко второй группе - следующие задачи:
познакомить с истинными и ложными высказываниями [не вводя термин);
познакомить с отрицанием (не вводя термин);
научить формулировать отрицание по аналогии;
познакомить с использованием разрешающих и запрещающих знаков;
познакомить с логической операцией "И" (не вводя термин).
К третьей группе - задачи:
научить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
научить видеть пользу и вред того или иного свойства в разных ситуациях;
научить проводить аналогию между разными предметами;
научить находить похожее у разных предметов;
научить переносить свойства одного предмета на другие;
научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов.
Так как многие из этих задач в отношении к сложным объектам, действиям, высказываниям могут быть весьма сложными (например, задача поиска ошибки в неправильной последовательности действий для сложного действия), то перечисленные задачи ставятся только в отношении простейших предметов, действий, высказываний.
При решении задач по развитию творческого воображения активно применяются приемы, разработанные в системе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
|