Схема анализа и оценки урока с применением ИКТ
1. Определяются этапы урока с использованием ИКТ.
2. Анализируется деятельность учителя по следующим критериям:
- методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету);
- обоснованность методов использования средств ИКТ (служат активизации познавательной деятельности учащихся, способствуют решению дидактических задач урока, способствуют достижению цели урока);
- организация учащихся при работе с использованием ИКТ (повышение эффективности учебной деятельности учащихся, способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, расширение зоны индивидуальной активности учащихся, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении);
- соблюдение санитарно – гигиенических требований (соблюдаются технические требования к проведению урока с использованием компьютера, соблюдаются эргономические требования к проведению урока в компьютерном классе);
- влияние использования ИКТ на результативность обучения (способствует пониманию и усвоению знаний, способствует эффективному закреплению материала, способствует оперативному контролю знаний учащихся).
3. Анализируется влияние использования ИКТ на выполнение плана урока; достижение целей урока; повышение эффективности и качества обучения.
4. Дополнительные критерии оценки урока
- Уместность применения ПК, по сравнению с традиционным уроком
- Степень самостоятельности педагога при работе с ПК
- Степень самостоятельности работы учащихся при работе с ПК
- Степень интерактивности предложенного ресурса
5. Эффективность использования ИКТ (по 10-бальной шкале).
Эффективность использования ИКТ определяется тем, улучшаются ли результаты урока от использование ИКТ или нет.
Эффективность использования ИКТ
| Баллы
| Используемые средства ИКТ неуместны в данной дисциплине, их использование отрицательно влияет на процесс изучения материала.
| 1
| Используемые средства ИКТ неуместны в данной дисциплине, их использование никак не влияет на процесс изучения материала.
| 2
| Применение средств ИКТ в текущий момент времени неуместны в данной дисциплине, но в перспективе их внедрение поможет в изучении материала обучающимися.
| 3
| Используемые средства ИКТ помогают в усвоении материала, но незначительно.
| 4
| Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, но их потенциал полностью не используется.
| 5
| Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, используются их основные функции, однако для полноты использования предоставляемых функций необходима доработка демонстрируемого материала (создание мультимедийных презентаций, Интернет-сайтов и др.).
| 6
| Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, используются их основные функции, но материал недостаточно нагляден.
| 7
| Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, все материалы представлены в виде мультимедийных презентаций, преподаватель грамотно использует оборудование и программное обеспечение; представляемый материал выстроен в чёткой логической последовательности, сопровождается схемами, графиками и наглядными примерами.
| 8
| Ведение дисциплины невозможно без использования ИКТ. Изучаются либо элементы самих информационных технологий и телекоммуникаций, либо предмет, где в современной ситуации работа без применения ИКТ невозможна. Используются основные функции оборудования и программ, но потенциально функциональность оборудования позволяет использовать его более интенсивно и эффективно.
| 9
| Ведение дисциплины невозможно без использования ИКТ. Изучаются либо элементы самих информационных технологий и телекоммуникаций, либо предмет, где, в современной ситуации, работа без применения ИКТ не возможна. Учитель и учащиеся грамотно используют оборудование и программное обеспечение; представляемый материал выстроен в чёткой логической последовательности, сопровождается схемами, графиками и наглядными примерами, в том числе видеороликами, интерактивными моделями, обучающими программами. Процесс изучения материала происходит очень динамично, учащиеся могут проявлять свои творческие способности.
| 10
| Оценивание урока (в общем) будет происходить по следующей бальной системе.
1. Личный вклад учителя в разработку урока с использованием ИКТ
3 – использовались существующие образовательные ресурсы
4 – применялась адаптированная методика использования средств ИКТ
5 – применялась авторская методика использования средств ИКТ
2. Форма использования программного обеспечения
0 - выбранная форма использования средств ИКТ не способствует решению дидактических задач
урока
3 - выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению не всех задач урока
(обучающих, или развивающих, или воспитывающих)
5 – выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению всех задач урока
(обучающих, развивающих и воспитывающих)
3. Организация деятельности учащихся на уроке
0 – использование средств ИКТ снижает эффективность учебной деятельности учащихся
3 – эффективность учебной деятельности учащихся соответствует традиционному уроку
5 – повышается эффективность учебной деятельности учащихся
4. Уровень методической подготовки учителя в области использования средств ИКТ
3 - недостаточный уровень методической подготовки учителя
4 - достаточный уровень методической подготовки учителя
5 – высокий уровень методической подготовки учителя, ярко выраженный индивидуальный стиль
работы учителя
5. Соблюдение санитарно – гигиенических требований
0 – нарушены санитарно-гигиенические требования к проведению урока в компьютерном классе
3 – оборудование класса соответствует санитарно-гигиеническим требованиям к проведению
урока в компьютерном классе
5 – оборудование и работа учащихся соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям к
проведению урока в компьютерном классе
6. Влияние информационных технологий на результативность
0 – искусственное внедрение в урок средств ИКТ
3 – фрагментарное (незначительно влияющее на достижение дидактических целей урока)
использование средств ИКТ
5 – системное (интегрированное в содержание урока) использование средств ИКТ
7. Индивидуализация обучения за счет использования средств ИКТ
0 – использование ИКТ не способствует индивидуализации обучения;
3 – использование средств ИКТ частично повышает степень индивидуализации обучения;
5 – использование ИКТ направлено на индивидуализацию обучения. Главный критерий в оценке уроков следующий: повышается ли эффективность урока
(измеряется как указано в пункте 5 ) за счет использования средств ИКТ. Рекомендации по подготовке к уроку с использованием ИКТ.
При подготовке к уроку нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.
Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесозидающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.
Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствует эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения. |