Приложение 1 Формирование культуры безопасности жизнедеятельности посредством ИКТ XXI век – эпоха информационного общества. Поэтому в соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя приоритетов развития образовании, считаю, что цель учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в том чтобы содействовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности посредством ИКТ. Данной теме была посвящена VII Всероссийская конференция «Современное состояние и перспективы развития курсов ОБЖ и БЖД», состоявшаяся в феврале 2008 года в Москве, участницей которой я была. Необходимость знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль, то есть выполнить триединую задачу: воспитания, обучения и развития личности.
Очевидным сегодня является тот факт, что создание соответствующих компьютерных программ и педагогических методов их использования требует не просто переложения существующей методики на язык программирования, а разработку технологии обучения на основе концепции компьютеризации и информатизации всей системы образования, и ОБЖ, в частности. В настоящий момент для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ необходимо использовать все виды организации учебных занятий, с использованием компьютерных технологий, все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую).
Использование ИКТ открывает для учителя ОБЖ новые возможности в преподавании своего предмета. Тем более наш предмет не является главным в системе образования и не пользуется авторитетом среди детей , но является необходимым для них.
Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. На сегодняшний день никого не удивит наличие в образовательных учреждениях компьютерных классов, классов с мультимедиа проекторами, электронными досками и т.п. Мало кто не согласится с утверждением, что грамотное, полноценное использование подобных вспомогательных устройств позволяет значительно повысить качество обучения. Особый интерес представляют мультимедиа проекторы, позволяющие проводить уроки с использованием, так называемых мультимедиа лекций и электронных учебников, включающих в себя красочные иллюстрации, анимацию, фото- и видеоматериалы, и многое другое. Презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.
На уроках ОБЖ я использую не только готовые электронные издания и презентации, но и создаю свои собственные, что гораздо удобнее. Для создания обучающих программ, презентаций привлекается дополнительный материал из разных источников; делает материал нагляднее, а сам урок эмоциональнее; даёт возможность получать новую информацию о предмете; позволяет выйти на новый уровень осмысления способов подачи материала; иметь стимул для личного роста; повысить квалификацию; стоять на одном уровне с учащимися. За последние два года работы мною и моими учениками созданы презентации по трём разделам: ЧС природного и техногенного характера; основы военных знаний; основы медицинских знаний.
Создание слайдов начинается с 5 класса, когда ребёнку даётся задание подготовить небольшой текст и найти соответствующую картинку. Затем из детских слайдов создаётся коллективная презентация. Постепенно задание усложняется. А в старших классах учащиеся используют свои презентации при проверке домашнего задания и оказывают помощь учителю при объяснении нового материала.
Каковы же результаты применения ИКТ на уроках ОБЖ:
улучшилось качество обученности учащихся МОУ СОШ № 81 с 70% в 2006 году до 88% в 2009 году;
учащиеся сами включились в процесс создания презентаций, так ученик 11 класса Жуков Алексей представил свою презентацию «Мой город родной – Воронеж» на финале областного конкурса «Победа» в июле 2008 года;
Тарабукин Владислав и Волокитина Екатерина заняли 1 место в городском конкурсе презентаций «Азбука чистоты»;
Мои ученики: Шведков Михаил (11 класс) и Волокитина Екатерина (9 «А» класс) заняли призовые места на школьной научно-практической конференции;
своими работами делюсь с преподавателями ОБЖ Советского района;
в своём выступлении - мастер-класс для преподавателей ОБЖ города Воронежа использовала две презентации «Применение инновационного педагогического опыта работы победителей ПНПО» и «Внеурочная деятельность по курсу ОБЖ»;
кабинет ОБЖ максимально оснащён ТСО: телевизором, DWD, компьютером, мультимедийным проектором.
Приложение 2
Таблица знаний ученика (цы) ______________________ I вариант.
№ ответов
| Ответ
| Оценка
| I
|
|
| 1.
|
|
| 2.
|
|
| 3.
|
|
| II
|
|
| 1.
|
|
| 2.
|
|
| 3.
|
|
| 4.
|
|
| 5.
|
|
|
| Итого:
|
|
Приложение 3
Статья.
Природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся для России настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы.
С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. От задымления страдают жители городов и поселков. По оценкам медиков, задымление Москвы в результате лесных и торфяных пожаров летом 2002 г. могло привести к гибели более 100 человек. Особенно опасно задымление воздуха для детей первого года жизни и новорожденных. У них под воздействием дыма увеличивается частота врожденных пороков сердца и заболеваний органов дыхания.
На тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам современной России средства. В самые "горячие" месяцы практически все организации лесной сферы России переключается на борьбу с пожарами, и вынужденно оставляют все остальные дела. Приложение 4 Статистические данные: по данным Рослесхоза в 2005 году возникло 19 249 пожаров и уничтожено 844 200 га леса; 2006 год - 22 699 пожаров, 1 300 000 га; 2007 год – 25 000 пожаров, 1 881 599 га; 2008 год – 38 588 пожаров, 4 139 517 га. |