Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 75.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.05.2014
Размер75.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Использование ИКТ на уроках физики.

В 60-80 годы характерной формулой образования была следующая: «Знать все о немногом и немного обо всем». К концу 20 века возникла новая формула: «Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность». Естественно, что такой подход предполагает синтез естественных, гуманитарных и технических наук.                   

    Компьютерные технологии обучения лежат на стыке наук, и они должны применяться, с учетом современных представлений о мышлении в философии, психологии, физиологии, логике и информатике.

    Обучение на основе КТ создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс. Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных математических и физических понятий, процессов и явлений при помощи компьютера.

    Информационные (компьютерные) технологии, являясь современным средством обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач.

    Можно придумать много различных способов использования ПК: компьютерные демонстрации, лабораторно – компьютерные практикумы, интегрированные курсы, компьютерное моделирование физических процессов, компьютерное тестирование и т.д. Но учитель – практик не всегда может ими воспользоваться по ряду причин: недостаточная техническая оснащенность, трудоемкость, наличие свободного компьютерного класса, деление класса на подгруппы. Используя ПК на занятии, в каждом конкретном случае, приходится решать проблему уместности применения  компьютера и соотношения компьютерных и реальных экспериментов.

   В нашей школе созданы условия  для эффективного применения информационных компьютерных технологий на разных предметах: укомплектованы два компьютерных класса (Celeron 1200), ПК установлены в кабинетах физики, биологии, математики, литературы, в начальной школе, в библиотеке, есть локальная сеть и выделенная линия подключения к Интернету.

Чтобы воспользоваться этой материальной базой пришлось самой сесть за парту. Ликвидировала пробелы в знаниях на курсах ИПК РО: «Интернет - технологии в образовании» весной 2003 года, «Использование информационных технологий на уроках физики» осенью 2003 года и на годичных курсах «Новые подходы в обучении физике на современном этапе» 2003-2004г.г. Курсы не только помогли освоить ИКТ, познакомиться с медиаресурсами, но и понять место компьютера на уроке. Запомнились слова  одного из преподавателей ИПК РО (делал анализ проекта урока): «Вы подготовили урок с использованием  информационных технологий, а если в школе погаснет свет, что вы будете делать?» и «Зачем Вам ПК? Ту же информацию проще было написать на доске».

  Составляя планы уроков, всегда стараюсь предусмотреть различные варианты работы. Работа с компьютером – один из вариантов,   активизирующий процесс усвоения знаний, усиливающий мотивацию обучения. Поэтому, наряду с традиционными методами  изучения физики (начиная с 2003г), на уроках практически постоянно используется  персональный компьютер, проектор «Panasonic», медиаресурсы: «Открытая физика», «Office  2000 -  физика», «Медиатека по физике».

Медиаресурсы применяю при объяснении нового материала с целью создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и формулировки гипотезы, а также с целью ее экспериментальной проверки (виртуальный эксперимент). При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся работают фронтально (проектор), в малых группах - решая видеозадачи, выполняя различные тесты, просматривая  или создавая презентации по пройденной теме. Медиаресурсы применяются для демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов, не заменяя совсем, а, дополняя и иногда, при необходимости, дублируя реальный эксперимент, т.к. разнообразное представление демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления.

 «Медиатека по физике» сетевая версия  2003г., согласно аннотации к диску является составным элементом учебно-методического комплекса «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Она предназначена, в первую очередь, для учителей средней общеобразовательной школы.

С  2003учебного года целенаправленно в системе работаю с программой  «Медиатека» и могу отметить как положительные, так и отрицательные стороны использования данного учебного материала.

Убеждена, что современном процессе обучения «Медиатека» является незаменимым помощником учителя, с помощью которого можно насытить уроки физики богатейшим иллюстративным материалом – от несложных графических иллюстраций, до интерактивных анимаций и физических видеоэкспериментов.

Медиатека содержит:

        Рубрикатор предметной области (80 тем по 8 разделам);

        Более 300 иллюстраций;

        Более 75 видеофрагментов;

        Более 55 диаграм, схем, таблиц;

        Более 80 анимаций;

        20 объектов интерактивного взаимодействия;

        Более 360 текстовых описаний, определений, физических формул.

К сожалению, содержание Медиатеки можно увидеть, только установив программу на ПК, программа редактируется только в рамках сетевой версии и не работает в связке с другими программами (в частности, с Power Point).

Поэтому приходилось отдельно сохранять все ресурсы Медиатеки на рабочем столе, а это более 300 папок! Кроме того, без подробного предметно-формульного каталога (далее ПФК), позволяющего узнать содержание, форму и качество приводимых видеофрагментов, иллюстраций и т.д.  очень сложно в них ориентироваться.

  Первым этапом работы с Медиатекой  было составление предметно-формульного каталога на электронном и бумажном носителе,  что позволяло легко ориентироваться и применять ресурсы «Медиатеки» при планировании уроков. Например, готовя урок по теме Основные положения МКТ просматриваю ПФК и  вижу,  что по данной теме могу продемонстрировать: ионный проектор  (анимация, файл с адресом с:/С&M/VSCHOOL2003-NET/Files/4a/{4a…) броуновское движение в жидкости (видео, адрес…); диффузия в газе (видео, адрес…);  диффузия двух газов – анимация, адрес… и т.д. Все эти файлы  находятся на Рабочем столе, что позволяло  создавать презентации в PowerPoint. Сейчас необходимость в каталоге отпала,  так как выучила все ресурсы.

Еще одним недостатком программы, по моему мнению, является ограниченные возможности т.н. конструктора - презентаций. В отличие от него презентации к урокам, составленные в программе Power Point, являются более качественными и интересными. Неудобство в работе создает и просмотр презентаций с большим количеством слайдов 30 – 45. Даже при показе  через плеер презентаций, объемные презентации – долго загружаются, объекты интерактивного взаимодействия могут совсем не появиться. Понимаю, что Медиатека – сетевая версия, предназначена для работы в компьютерном классе, где можно избежать подобных проблем, но в кабинете один компьютер…

Однако, конструктор – презентаций позволяет очень быстро, в течение 10 - 30 минут подготовить нужную для урока информацию (подготовка такого же рода презентации в программе PP займет час - полтора). Кроме того, простота работы с конструктором делает возможным его применение на коллективных учебных занятиях, где малая группа учащихся может самостоятельно и быстро подготовить сообщение по заданной теме, может создавать собственные темы и работать с ними, может получать рекомендации от учителя на просмотр готовых презентаций.

К примеру, строение атома и опыт Резерфорда по рассеянию α – частиц дети изучали в восьмом классе  на уроках химии, в девятом на уроках физики, поэтому в одиннадцатом предлагаю ученикам самостоятельную работу в парах по обобщенным планам (§ 392). В то же время, двум ученикам предлагается индивидуальное задание -  подготовить презентацию по данной теме, используя ресурсы  Медиатеки (модель атома Томпсона, модель опыта Резерфорда – анимация и схема, планетарная модель атома и др.). Через 10 -15 минут они представляют результат своей работы (проектор),  5 минут дается классу на обсуждение в парах, затем ответ на вопросы после параграфа. Положительный результат, быстро вспоминают.?

Хороший материал по данной теме, а также по другим темам курса есть и на диске Открытая физика. Виртуальные опыты сопровождаются объяснением и звуковым и текстовым. Недостатком данного диска считаю то, что модели опытов  невозможно увеличить на весь экран, но для работы в компьютерном классе и индивидуальной работы с отстающими по разным причинам, а также с обучающимися на дому учениками, это несущественный недостаток.

Периодически использую на уроках диск Microsoft Office в школе. Физика. С помощью этого учебно-методического пособия создаю компьютерные лекции с демонстрацией слайдов, видеофрагментов, звуковых фрагментов, небольшие презентации в PowerPoint, тесты. Качество многих видеофрагментов здесь лучше, чем в Медиатеке. Например, видео - «Абсолютно упругий удар». Опыт - «Закон сохранения импульса». Модель - «Тепловое движение молекул». Анимации - «Изобарный, изохорный, изотермический процессы» и т.д.

 К сожалению, тестовая оболочка диска не позволяет включать в тесты графики, диаграммы, таблицы, хотя в ЕГЭ по физике много таких заданий.

 

Итак, пришла к выводу, что персональный компьютер целесообразнее использовать, с моей точки зрения, на уроках для демонстрации, компьютерного тестирования, создания программируемой учебной среды (диалог ученик или группа учеников – компьютер), выполнения виртуальных лабораторных работ; во внеурочное время -  для подготовки учащимися рефератов, докладов, участия в медиавикторинах.

  Так в октябре – ноябре 2003года ученики 11х классов принимали участие во всероссийской медиавикторине. Детям пришлось вместе составлять приветствие другим командам, отвечать на вопросы блиц – тура, самим составлять вопросы, для других команд занимаясь самостоятельным поиском и анализом информации не только в справочниках и вузовских учебниках, но и в  Интернете. Оценивать приветствия и ответы соперников, планировать и выполнять экспериментальное задание, формулировать выводы. Кроме того, все работы необходимо было оформлять в электронном виде и отправлять по электронной почте.

Применение информационных компьютерных технологий способствует организации специальной стимульной среды для изучения физики, повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний.

Компьютер – простой инструмент, который призван освободить Вас от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в вашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт. Компьютер в кабинете физики просто необходим.

Литература:

1.     Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А.Использование Microsoft Office в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА-пресс, 2003. – 112 с ил.

2.     Громов С.В.Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение вещества: Учеб. для 11 кл. общкобразоват. Учреждений/С.В.Громов; Под ред. Н.В. Шароновой.-3-е изд.-М.; Просвещение, 2002.-287с.

3.     Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996. С.167.

4.     Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений/С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого и  С.В.Степанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 304с.

5.     Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».- Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 288с.

6.     Усова А.В., Бобров А.А.Формирование учебных навыков на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988. – 112.: ил.- (Б-ка учителя физики).

7.     Хорошавин С.А.Физический эксперимент в средней школе: 6-7 кл.-ил.: Просвещение. 1988. -175 с.: ил. – (Б-ка учителя физики).

8.     Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Сетевая версия 2003. Медиатека по физике.

.

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск