Скачать 173.8 Kb.
|
Институт управления образованием Российской академии образования Российский тренинговый центр ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ серия «Дайджест учебных материалов Российского тренингового центра» выпуск №1 , август 2011
СОДЕРЖАНИЕ 1-2 Системы оценки обучения 3-6 Виды и назначение программ оценки 7-8 Факторы, определяющие качество системы оценки 9-10 Рамка построения системы оценки 11 Системы оценки: уроки Англии и Уэльса Системы оценки обучения
Система оценки представляет собой сочетание политики, различных структур, практик и инструментов, направленных на получение и использование информации об учебных достижениях учащихся. Эффективные системы оценки качества образования - это те, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся. Критерии эффективной системы оценки
Основные цели системы оценки 1) Определение прогресса в обучении конкретного школьника. 2) Сертификация (подтверждение завершения обучения, отбор для продолжения обучения или получения рабочего места). 3) Оценка результатов деятельности педагогов, образовательных учреждений, муниципалитетов. 4) Оценка деятельности национальной образовательной системы. Уроки международного опыта в области оценки качества образования
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Программа PISA Эффективная система оценки строится на сочетании разнообразных методов оценки. Стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения качества обучения.
Растущее внимание к оценке учебных достижений в мире (Всемирный банк) Свинья не прибавляет в весе от того, что её часто взвешивают. Английская поговорка Но если свинья прибавляет в весе, то доказать это без взвешивания весьма затруднительно. Из наблюдений животноводов Виды и назначение программ оценки Внутриклассное оценивание Цель. Поддержать прогресс ученика. Помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения. Внутриклассное оценивание (оценка на уровне класса) – процесс поиска и интерпретации достоверных данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, где обучаемые находятся в процессе своего учения, куда им необходимо двигаться дальше, и как сделать это наилучшим образом (программа Assessment for Learning, Великобритания). Базовые вопросы. Как учится ученик и как лучше его обучать? Каковы сильные стороны конкретного ученика и как их можно развить? В чём ученик испытывает трудности, и как они могут быть преодолены? Используемые методы – учебные задания, вопросы, наблюдения, собеседования с учителем, самооценка учащегося, оценка учащихся друг другом и т.п. Оценка в целях обучения направлена на признание всех образовательных достижений учащихся. Государственные экзамены Выпускной экзамен Цель. Сертификация учащихся Базовый вопрос. Как осваивает государственный образовательный стандарт /образовательную программу конкретный учащийся? Вступительный экзамен Цель. Селекция/отбор для продолжения образования. Базовый вопрос. Кто из учащихся может продолжать обучение на следующей ступени образования? Примеры экзаменов ЕГЭ (Россия) – Единый государственный экзамен, www.ege.edu.ru, SAT (США) - Scholastic Achievement Test, тест для поступления в вузы, sat.collegeboard.org/home, GCSE (Великобритания) - General Certificate of Secondary Education, экзамен на получение сертификата о завершении школьного образования www.direct.gov.uk/en/EducationAndLearning/. Крупномасштабное оценивание (мониторинги) Международные сравнительные исследования Цель. Сравнение достижений своих учащихся с достижениями учащихся других стран. Примеры международных исследований Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA
Организация экономического сотрудничества и развития – OECD
Базовые вопросы. Какой уровень учебных достижений в конкретных областях знаний показывают учащиеся страны в сравнении с учащимися других стран? Что школьные системы других стран «делают лучше»? Как изменяются результаты с течением времени? Международные сравнительные исследования становятся причиной пересмотра национального учебного плана, введения новых стандартов, изменения программ подготовки учителей и часто вынуждают проводить анализ несоответствия в школьных ресурсах, структуре и организации школы, учительской практике. Национальная/региональная оценка Цель. Выяснить, насколько эффективно работает система образования. Примеры национальных/региональных оценок NAEP (США) – национальная оценка прогресса образования, nces.ed.gov/nationsreportcard/ SACMEQ – Южноафриканский консорциум по мониторингу качества обучения, www.sacmeq.org LLECE – Латиноамериканская лаборатория по оценке качества обучения. Это сетевая организация, которая занимается общей оценкой качества образования в Латинской Америке и странах Карибского бассейна, www.llece.org Базовые вопросы. Насколько эффективно учащиеся овладевают знаниями и навыками в системе образования? Какие достижения демонстрируют представители различных групп учащихся? Какие факторы оказывают влияние на результаты обучения? Главная задача - получение данных, позволяющих судить о том, в какой мере достигаются цели, предусмотренные государственным стандартом. В рамках национальной/региональной оценки изучаются факторы, негативно или позитивно влияющие на учебные достижения. Такая информация необходима для разработки политики на различных уровнях образования. Проводится 1 раз в 3-5 лет, по нескольким предметам, на основе выборки учащихся, используются тесты и вопросники, для сбора контекстной информации. ______________________ Экзамены относятся к программам оценки с высокими ставками. От их результатов очень сильно зависит будущее учащегося (например, продолжение образования в вузе или получение работы). Кроме того, результаты экзаменов могут использоваться для оценки работы педагогов и школ. Крупномасштабное оценивание наряду с внтуриклассным оцениванием относится к программам оценки с низкими ставками. В таких программах низкие результаты тестов, полученные школьниками, не могут быть использования для наложения санкций на учеников, учителей или школы. Пирамида образовательного оценивания Использование процедур оценки качества образования: опыт России Экзамены, мониторинговые исследования и внутриклассное оценивание используются:
Внешняя и внутренняя оценка деятельности школы Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся используются при проведении внутренней и внешней оценки деятельности школы. Внутренняя оценка - процедуры, организуемые и проводимые самой школой (силами педагогов, администрации, родителей). Полученные данные используются для выработки оперативных решений и лежат в основе школьного планирования. Примеры. Самооценка школы, оценивание учащихся на уровне класса, школьный мониторинг, сбор статистических данных, опросы родителей и учащихся и т.п. Внешняя оценка проводится органами управления образованием, негосударственными агентствами. Её результаты публичны и позволяют не только определять собственный прогресс за определённый промежуток времени, но и сравнивать свои достижения с другими школами в муниципалитете, регионе и стране. Примеры. Государственные экзамены, государственная инспекция, внешний независимый аудит, исследования, в которых школа принимает участие.
Самооценка школы Самооценка - процедура оценки состояния различных элементов образовательной системы школы, проводимая на систематической основе с целью улучшения деятельности ОУ. Характеристики:
Внешний аудит деятельности школы Цели внешнего аудита:
Характеристики:
Факторы, определяющие качество системы оценки Три основных фактора, которые обуславливают качество системы оценки:
(AERA, APA, & NCME, 1999; Darling-Hammond & Wentworth, 2010) Благоприятная внешняя среда связана с более широким контекстом, в котором происходит оценивание, и с тем, насколько этот контекст способствует и помогает проведению оценивания. Факторы, влияющие на способность стабильно и эффективно заниматься оцениванием - Политика, Финансовые ресурсы, Организационные ресурсы, Человеческие ресурсы. Политика
Финансовые ресурсы
Организационные ресурсы
Человеческие ресурсы
Координация и согласованность с образовательной системой показывает, насколько система оценивания взаимоувязана с остальными компонентами системы образования. Включает связь оценочных мероприятий и системных целей обучения, стандартами и учебным планом, учебниками и методическими материалами, профессиональным развитием учителя. Учебный план
Учебные и методические материалы
Подготовка и повышение квалификации учителей
Технология относится к психометрическому качеству инструментария, процессов и процедур, применяемых при оценочной работе. Дизайн
Администрирование Процедура проведения должна быть
Анализ результатов Анализ и интерпретация данных проводится в соответствии
Применение Грамотное использование результатов оценки поможет избежать некорректных решений в отношении учащихся школ и системы образования. Рамка построения системы оценки Представленные выше параметры (виды программ оценки и факторы, определяющие её качество) определяют рамку, которая может использоваться в качестве «дорожной карты» для построения более эффективной системы оценки. Дорожная карта может применяться к системе оценки любой страны как путь, определяющий, в чем система сильна и над чем нужно больше работать. Данная рамка дает политикам и другим заинтересованным группам структурированную основу для дискуссии или консенсуса при обсуждении приоритетов и ключевых усилий, необходимых для их формирования и развития систем оценки. Ключевые параметры эффективной системы оценивания Виды программ оценки Политика Финансовые ресурсы Организационные структуры Человеческие ресурсы Внутриклассное оценивание Экзамены Крупномасштаб. оценивание (мониторинги) Факторы/ параметры качества Благоприятная среда Согласованность с системой Дизайн Администрирование Анализ Применение Учебный план Учебные и методические материалы Подготовка и повышение квалификации учителей Технология Уровни развития системы оценки Латентный уровень – самый низкий, он показывает отсутствие определяющих признаков. Создаваемый уровень - частично присутствуют определяющие признаки. Созданный уровень – система обладает минимальным набором желаемых показателей. Зрелый уровень – представлены идеальные или лучшие практики. Критерии для определения уровней развития систем оценки
Системы оценки: уроки Англии и Уэльса Как наилучшим образом использовать оценивание для улучшения результатов обучения? Система оценки необходима для обслуживания системы образования, но не наоборот профессор Дэвид Хокер College of Teachers, UK Формальное тестирование должно быть отделено от оценивания в классе
Осмысленное использование данных оценивания
Валийский бакалавриат Предлагается на трех уровнях – базовый, средний, продвинутый ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ Основа:
Предметы по выбору:
+ Необходимо наблюдать практику внутри системы для подтверждения данных Четыре вопроса для системы оценки в Англии
__________________________________ Российский тренинговый центр, Институт управления образованием РАО 119111, Москва, ул. Погодинская, д.8, стр. 2 rtc.imerae@gmail.com www. rtc-edu.ru Российский тренинговый центр, 2011 |