Скачать 227.23 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.п.п. Ч.Боры Буйского муниципального района Костромской области. Программа курса начальной профессиональной подготовки по профилю «Секретарь - референт» Автор: учитель информатики Васнина О.В. Пояснительная записка За последние годы профессия секретаря-референта претерпела существенные изменения. Если совсем недавно секретаря принято было называть «лицом фирмы», то сегодня его уже можно сравнить с «центральной нервной системой предприятия», регулирующей многие происходящие в нем процессы. На секретаре сходятся все внутренние и внешние связи предприятия. Именно секретарь-референт должен быть безупречным связующим звеном между руководителем и сотрудниками, воплощающим его решения, распоряжения в жизнь; между руководителем и его деловыми партнерами, отвечая по телефону, организуя приемы, совещания, презентации, обмениваясь деловыми бумагами. С появлением персонального компьютера на рабочем столе секретаря упростились процедуры подготовки документов, их регистрации, поиска и хранения, однако, в последнее время возросла роль секретаря как организатора, диспетчера, консультанта. Данная программа включает в себя изучение следующих дисциплин:
В процессе обучения, по предложенной программе, учащиеся должны сформировать следующие умения и навыки:
Содержание учебного материала должно обеспечить выполнение должностных обязанностей на рабочем месте секретаря-референта. Должностные обязанности: Выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия (учреждения, фирмы и др.) и его подразделения. Организует телефонные переговоры руководителя, принимает и передает телефонограммы, записывает в его отсутствие принятые сообщения и доводит до сведения руководителя их содержание. Осуществляет работу по подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте и повестке дня заседания или совещания, их регистрацию), ведет и оформляет протоколы. Обеспечивает рабочее место руководителя канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники, создает условия способствующие его эффективной работе. Передает и принимает информацию по приемно-переговорным устройствам. Печатает по указанию руководителя различные материалы. Ведет делопроизводство, принимает и регистрирует поступающую на имя руководителя корреспонденцию, осуществляет ее систематизацию в соответствии с принятым на предприятии порядком и направляет после ее рассмотрения руководителем в подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе их работы либо подготовки ответа, следит за сроками выполнения поручений руководителя, взятых на контроль. Ведет учет отправляемой корреспонденции, систематизирует и хранит документы текущего архива. Принимает документы на подпись руководителя и личные заявления трудящихся. Организует прием посетителей, проявляя при этом тактичность и внимание к ним, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений работников. Формирует дела в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечивает их сохранность и в установленные сроки сдает в архив. Использует в работе современные виды оргтехники. В обучение по данной специальности входит практика в объеме 20 часов, необходимое условие для получения свидетельства после прохождения данных курсов. Учебные занятия проходят в виде лекций, практических занятий и лабораторных работ, консультаций, семинаров. Контроль знаний проводится в виде текущего контроля при выполнении самостоятельных и практических работ, индивидуального выполнения заданий в течение установленного времени после изучения теоретического блока с последующей сдачей зачета, написание рефератов. Квалификационный экзамен включает в себя элементы изучаемых дисциплин. По результатам экзамена присваивается квалификация «Секретарь-референт» и выдается свидетельство. Условия реализации:
Категория обучаемых – учащиеся 10 -11 классов. Объем данной учебной программы – 272 часов. Программа разработана с учетом требований ОСТ 9 ПО 240-97. Раздел I Техника машинописи Тема 1. Организация машинописного труда. Основные профессиональные обязанности секретаря-референта. Организация рабочего места. Безопасность труда. Гимнастика для рук, глаз, и др. Тема 2. Изучение клавиатуры персонального компьютера. Посадка за компьютером. Ритм письма. Изучение 10-пальцевого слепого метода набора текста на клавиатуре с русским и латинским алфавитом. Основная позиция рук. Изучение первого, основного, третьего и четвертого рядов клавиатуры. Правила написания знаков препинания. Арабские цифры. Римские цифры. Нумерация пунктов. Написание дат. Тема 3. Оформление машинописных работ. Оформление заголовков и подзаголовков. Нумерация страниц. Правила и способы выделения в тексте. Текстовые сокращения. Прямая речь. Цитаты. Оформление сносок, примечаний, приложений, оснований. Разбивка текста на составные части. Корректурные знаки. Правила оформление таблиц. Литература
Раздел II. Секретарское дело и основы делопроизводства. Основы редактирования текстов и реферирование информации. Тема 1. Делопроизводство и его значение в работе учреждений. Процесс управления предприятием; делопроизводство как часть управления. Документ. Схема организации работы с документами предприятия. Форма организации делопроизводства. Сферы использования документов; виды, свойства и назначение документов. Юридическое значение документов. Унификация и стандартизация документации. Тема 2. Документирование управленческой деятельности. Документы и их роль. Сферы использования документов; виды, свойства и назначения документов. Реквизиты документа. Организационно-распорядительная документация. Тема 3. Составление и оформление документов личного характера. Виды и назначение личных документов: заявление, автобиография, расписка, доверенность, резюме. Составление текста и оформление документов. Тема 4. Требования к бланкам и правила оформления управленческих документов. Виды бланков; реквизиты; формуляр. Единые требования и правила оформления документов управления, установленные государственными нормативными актами — стандартами. Тема 5. Организация работы с документами. Виды работ с документами: прием и регистрация, рассмотрение руководителем, обеспечение порядка прохождения документов в организации, исполнение документов, контроль исполнения, формирование дел, подготовка и передача дел в архив. Понятие о документообороте и документопотоке. Группы документов: входящие и исходящие, внутренние. Тема 6. Составление и оформление телеграмм и телефонограмм. Правила составления и оформления телеграмм и телефонограмм. Тема 7. Виды распорядительных документов и их назначение. Положение. Устав. Инструкция. Правила. Постановление. Решение. Распоряжение. Приказ. Тема 8. Подготовка документов к заседанию коллегиального органа. Составление и оформление протокола и выписки из протокола. Тема 9. Составление и оформление актов, договоров и трудовых соглашений. Правила составления и оформления актов, договоров и трудовых соглашений. Тема 10. Составление и оформление справок, докладных записок. Правила составления и оформления справок, докладных записок. Тема 11. Оформление документов по личному составу. Трудовые контракты. Приказы по личному составу. Трудовые книжки. Личные карточки. Личные дела. Тема 12. Официально-деловой стиль. Стилевые особенности деловой информации; доклады, рефераты, сообщения и др. Письменная речь делового стиля. Текст служебного документа. Справочные издания по русскому языку и практической стилистике: применение. Тема 13. Техника редактирования текстов. Техника предварительного чтения текста; проверка фактического материала. Виды правки текста: правка-вычитка, правка-сокращение, комплексная. Техника правки текста. Корректурные знаки. Редактирование рукописных материалов и документов. Тема 14. Сбор и реферирование информации. Поиск информации; предварительный анализ. Этапы работы; порядок проведения. Основные требования к информации для руководителя. Виды и формы представления информации. Реферирование информации. Информационно-обзорный реферат; примерная схема реферата; требования к составлению и оформлению. Литература
Раздел III Использование персонального компьютера в секретарском деле. Тема 1. Назначение персонального компьютера. Устройство компьютера. Понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера. Схема основных этапов обработки информации на компьютере. Память компьютера. Характеристики памяти: объем, скорость доступа к данным. Понятие внутренней и внешней памяти. Виды внешней памяти: жесткие магнитные диски, гибкие магнитные диски, лазерные диски. Понятие процессора и микропроцессора как устройства выполнения арифметических и логических операций. Определение устройств ввода. Клавиатура и назначение клавиш и зон. Назначение других устройств ввода: мышь, сканер, устройство распознавания речи. Определение устройств вывода. Назначение устройств вывода: монитор, плоттер. Принтер, устройства звукового вывода. Назначение устройств передачи данных. Назначение модема. Тема 2. Программное обеспечение компьютера. Классификация программного обеспечения: системное, прикладное, инструментарий программирования. Назначение системного программного обеспечения. Назначение прикладного программного обеспечения. Назначение инструментария программирования. Соотношение классов программного обеспечения и аппаратной части. Тема 3. Операционная среда WINDOWS. Графический интерфейс и его объекты. Знакомство с объектом “Рабочий стол”. Запуск приложений и документов. Знакомство с объектами: “документ”, “файл”. Знакомство с объектом “папка” и программой Проводник. Работа с файлами и папками (создание, копирование, удаление, перенос, архивирование). Утилиты. Сканирование диска и исправление ошибок. Форматирование диска. Создание системной дискеты. Антивирусные программы. Тема 4. Прикладная среда – текстовый процессор WORD. Структура интерфейса текстового процессора. Назначение его элементов. Объекты текстового процессора и их параметры. Типовые действия над объектами текстового процессора. Создание и редактирование текстовых документов. Форматирование текстовых документов. Шрифты. Проверка правописания. Создание текста в форме таблицы. Создание графических объектов. Вставка и редактирование рисунков (коллекция Microsoft Clip Gallery 3.0). Вставка в текстовый документ художественных заголовков (коллекция WordArt). Создание и редактирование формул. Вставка нумерации страниц документа. Сортировка текстовых данных в WORD. Дополнительные возможности форматирования для подготовки печатной продукции. Издательские системы. Тема 5. Электронные таблицы Excel. Структура интерфейса электронных таблиц Excel. Объекты электронной таблицы и их параметры. Данные, хранящиеся в объектах электронной таблицы. Типовые действия над объектами. Создание и копирование формул в табличном документе. Создание и редактирвоание диаграмм. Форматирование табличных документов. Тема 6. Система управления базами данных (СУБД) ACCESS. Представление о базе данных и СУБД. Инструменты СУБД. Создание и структура базы данных. Типы данных. Организация поиска. Создание и форматирование отчетов. Заполнение типовых писем по шаблону с использованием готовой базы данных. Интеграция документов, созданных в различных средах. Тема 7. Создание презентаций в среде PowerPoint. Мультимедийные технологии. Представление возможностей и назначение программы PowerPoint. Создание презентации. Добавление эффектов мультимедиа. Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов. Создание управляющих кнопок. Тема 8. Компьютерная коммуникационная среда. Коммуникации в глобальной сети Internet. Представление о коммуникациях. Виды компьютерных сетей. Аппаратно-программное обеспечение работы компьютерных сетей. Основные понятия среды Internet. Работа в браузерах. Internet Explorer. Электронная почта в работе секретаря-референта. Тема 10. Автоматизированное рабочее место секретаря-референта. Понятие автоматизированного рабочего места секретаря-референта (АРМ). Понятие АРМа. Основные возможности АРМов. Microsoft Outlook. Основные сведения о программе. Интерфейс Outlook. Календарь. Дневник. Сообщения. Контакты. Задачи. Заметки. Использование Outlook с другими программами. Литература
Раздел IVЭлементы профессиональной этики,основы делового общения и имиджаТема 1. Выбор одежды. Устройство на работу. Составляющие имиджа: внешний облик, манеры поведения, речь, умение общаться. Устройство на работу. Тема 2. Работа секретаря в приемной. Коммуникация; эффективность действия. Прием посетителей. Культура телефонного разговора. Тема 3. Правила ведения деловой беседы. Этикет в деловом общении. Стили общения. Основные правила поведенческого этикета. Речевой этикет в деловом общении. Элементы речевого этикета: формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в деловых ситуациях и др. Сущность деловой беседы. Виды бесед. Подготовка беседы. Структура деловой беседы. Методы, используемые на разных этапах деловой беседы. Этикет деловой беседы. Тема 4. Организация и проведение протокольных мероприятий. Подготовка сувениров и памятных подарков. Определение понятий “деловой протокол”, его роль в проведении деловых встреч (переговоров, приемов, презентаций). Общепринятые формы протокольных мероприятий; порядок их организации. Требования этикета к проведению протокольных мероприятий. PR-технологии в создании репутации фирмы. Требования к подготовке сувениров и памятных подарков. Тема 5. Секретарь и руководитель. Подготовка бизнес-поездок руководителя. Личностные деловые и психологические качества руководителя. Рабочее место руководителя. Имидж руководителя. Основные этапы подготовки бизнес-поездок руководителя. Тема 6. Секретарь и сотрудники предприятия. Действия секретаря в конфликтных ситуациях. Нормы отношений в коллективе. Отношения руководителя и подчиненных; субординация. Конфликты: виды, причины, стратегия поведения. Методы преодоления конфликтов. Действия секретаря в конфликтных ситуациях. Тема 7. Интерьер современного офиса. Организационная техника. Требования к организации и оформлению интерьера рабочего помещения: освещение, цвет, офисная мебель, декоративные элементы и др. Средства оргтехники. Современное оснащение помещений управленческих служб: компьютерное обеспечение, телефонная, телексная связь. Средства связи (факсимильная, телефаксимильная, электронная почта, телефоны, радиотелефоны, АТС, сотовая связь, пейджеры). Средства копирования и оперативного размножения документов. Тема 8. Международный деловой этикет. Понятие о дипломатическом этикете. Протокол встреч, переговоров в практике международного общения. Правила, традиции, условности в международном общении. Литература
Изувекова Н. Этикет на отдыхе. Этикет в общественных местах. www.cabinet.chat.ru
Примерное тематическое планирование
Переченьпримерных тем рефератов
© О.В. Васнина |