«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН» ГОСУДАРСТВЕННÖЙ РЫТЪЯ (СМЕНАÖН) ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
УКП «ВЕРХНИЙ ЧОВ»
КОНСПЕКТ УРОКА
«Выявление признаков научного и публицистического стилей»
Класс: 11
Предмет: русский язык
Учитель: Трушова Елена Алексеевна
Сыктывкар, 2013 год
Конспект учебного занятия
(классно-урочная система обучения)
Тема занятия «Выявление признаков научного и публицистического стилей»
Продолжительность занятия 45 минут. Место проведения занятия УКП «Верхний Чов» ГВ(с) ОУ РЦО.
Цели:
Познавательные: Закрепить знание особенностей научного и публицистического стилей и их языковые признаки.
Развивающие: - определять стилеобразующие средства речи, - самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
Воспитательные: Помочь обучающимся определить для себя необходимость знания стилей речи и применения их в жизни.
Методы: словесный – беседа, исследовательский: практический. Методические приемы: фронтальная работа, работа в парах.
Тип занятия: урок-практикум.
Ход урока
Организационный момент
| Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя
|
| Приветствует, настраивает учеников, создает эмоциональный фон на уроке
| Актуализация знаний
| - Мы изучили с вами понятие «стиль языка», рассмотрели особенности научного и публицистического стилей. Подумайте и ответьте:
- С какой целью в литературном языке была разработано понятие стиля языка и речи?
Ответ:…
- Фактически всю свою сознательную жизнь человек находится в сфере действия научного и публицистического стилей речи. Попробуйте опровергнуть мою точку зрения.
Ответ:…
- Если мы убедились в необходимости свободно владеть названными стилями речи, давайте выделим из нескольких свойств те, которые являются общими для научного и публицистического стилей речи
Прием выбора ответа
Предлагаются карточки с признаками: выразительность, безличностность, понятность, точность, логичность, убедительность, последовательность, яркость, запоминаемость, отвлеченность, доказательность, объективность, субъективность, эмоциональность, призывность, оценочность, информировать.
- Какая карточка «лишняя»? Почему (информировать – определяет цель стиля)
- Общими являются признаки (понятность, точность, логичность, убедительность, последовательность, доказательность, объективность)
Составление таблицы- схемы
Стили
Научный и публицистический
Цель
׀
ИНФОРМИРОВАТЬ
׀
Общие признаки
⁄ \
Специфические признаки Специфические признаки
- Как распределить оставшиеся признаки?
- К научному стилю относятся признаки «отвлеченность» и «безличностность».
- К публицистическому – субъективность, яркость, выразительность, эмоциональность, призывность, запоминаемость, оценочность
- Какую важную сторону публицистического стиля характеризуют эти признаки? Чего недостает в нашей схеме?
Ответ: - В публицистическом стиле есть вторая цель – воздействовать.
| Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя
| Участвуют в учебном диалоге, формулируют свои представления и демонстрируют знания, обосновывают ответ.
| Направляет мыслительную деятельность учеников с помощью наводящих вопросов
| Словарная работа
| 1.- Какие слова и сочетания слов наполняют научный текст? Как они называются? Выберите примеры из текста.
Экология – 1) раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой; 2) социальная Э. – раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.
Ответ: термины (экология, социология, раздел, микроорганизмы) терминологические сочетания (взаимоотношения животных, окружающая среда, проблемы взаимоотношений)
2. - Какими лексическими и синтаксическими средствами пользуется автор публицистического текста?
Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет! (М.Ганина)
Ответ: оценочные слова (опоганенную, разоренную, чистая, прекрасная земля), книжные слова (благодатная земля, цивилизация, возродится и будет простираться), фразеологизмы (Великая Вода, очищает Новый Потоп). Призыв (Пусть возродится…). Повтор (Будет!) Восклицательное предложение. Инверсия (Сегодня омывает Великая Вода). Сравнительный оборот (как после татаро-монгольского ига)
| Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя
|
| Ставит конкретную задачу в виде проблемного вопроса, уточняет ответы
|
|
| Практическая работа
| - Как вы понимаете цель нашего урока?
- Самим уметь работать с текстами.
( Работа в группах (5 минут)
Определите принадлежность текста к научному/ публицистическому стилю:
Рост дуба продолжается долго, лет до 150-200 и больше. Дуб развивает мощную крону. Летний дуб – порода довольно теплолюбивая. Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) способностью.
Особое и неповторимое своеобразие музыки среди других видов искусства определяется тем, что, стремясь, как и каждый вид искусства, к наиболее широкому и всестороннему охвату действительности и её эстетической оценке, она осуществляет это, непосредственно обращаясь к духовной содержательности мира человеческих переживаний, которые она с необычайной силой активизирует в своём слушателе.
Большой зал. В углу огромный глобус. На стенах карты материков, схемы. На них красными линиями вычерчены будущие витки полёта космического корабля. Горят голубые экраны электронных приборов. По ним непрерывно бегут белые линии. У телеэкранов, радиоприёмников склонились в деловом напряжении операторы.
Странная жизнь. Совсем не хрестоматийная. Я уже слышу голос: что тут поучительного для нашей замечательной молодёжи? Научили тебя – работай. Назначили – служи. А если все станут бегать с места на место, то до чего мы вообще дойдём? Так же нельзя! И я спешу согласиться: нельзя. Но потом я начинаю думать не вообще, не о всех (все, кстати, не станут бегать с места на место), а об одном человеке, данном, конкретном, с его упрямством, житейской неуклюжестью, со всеми его недостатками и со всеми достоинствами, я думаю о нём и убеждаюсь: прав.
Мы дружно проливаем слёзы умиления над Францией, где на высшем законодательном уровне борются за чистоту языка. А что у нас? Интервью только «эксклюзивное», встречи – «приватные», мышление – «креативное»… А что мы едим? Крекеры, чипсы, гамбургеры. От одних названий – несварение желудка…
«Спикеры», «брокеры», «рокеры» нам уже почти родные, «имиджмейкеры» и «спичрайтеры» отвоёвывают свои места под солнцем.
Рассмотрим возникновение электромагнитного излучения на языке теории Максвелла. Система зарядов колеблется с какой-то частотой. В такт этим колебаниям меняется электромагнитное поле. Скорость распространения этого поля 300 000 км/с, поделённая на частоту колебаний V, даёт нам значение длины волны излучения.
Информация о погоде в завершение выпуска. Завтра ожидается облачная с прояснениями погода. Ветер юго-восточный, пять- десять метров в секунду. Температура воздуха ночью минус 12-14, днём от 4 до 6 градусов мороза. Атмосферное давление 750 мм и будет постепенно расти, радиационный фон в норме.
Ведущий:
- Итак, относитесь к этому занятию как к шутке, но в каждой шутке есть доля шутки. Быстрые ответы на вопросы. Первый вопрос, цена вопроса 5 баллов: «Сколько бабушек за свою жизнь вы перевели через дорогу?»
- В.Меладзе: Не помню.
Книга академика РАН В.Г.Афанасьева посвящена одной из самых актуальных проблем современности – информатике.
Автор исследует сущность, типы, источники социальной информации. В работе рассматриваются информационные системы: их цели и задачи, операции с информацией, предмет информационного труда и средства этого труда, его оценка и результат.
Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществить оптимальное общение, т.е. такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих друг другу коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, для максимального раскрытия личности каждого.
| Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя.
| Планируют работу в паре, формулируют развернутый ответ с доказательством
| Ставит цель работы, проводит инструктаж выполнения задания наблюдает за работой пар, в случае необходимости уточняет ответ
| Опережающее задание
| Как можно было бы дополнить ваш ответ? Предлагаю выбрать названия жанров, которые определяют ваши тексты .
У кого
- научный (аннотация, научное описание, научное объяснение, энциклопедическая статья, научная статья)
- публицистический (репортаж, фельетон, очерк, интервью, заметка/информационное сообщение)
| Деятельность обучающихся.
| Деятельность учителя.
| Заинтересовываются
| Ставит учебную задачу на будущее
| VI. Подведение итогов урока.
| - Оцените свои успехи на сегодняшнем уроке.
- Оцениваю работу и подвожу итог.
Домашнее задание: подобрать свои тексты научного и публицистического текста.
|
|