Скачать 119.8 Kb.
|
Конструирование урока литературы в современной образовательной среде Николенко Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Гимназия № 62» г. Новокузнецка Современные дети – дети информационных технологий. Понимая глобальность перемен, осознавая, что мои ученики будут жить совсем в иной системе знаний и деятельности, я пересматриваю подходы к обучению. Мои обучающиеся уже несколько лет являются участниками дистанционных олимпиад: «Эйдос», «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс», участниками Всероссийского дистанционного проекта «Моя сказка». Разделяю убеждение, что знания выступают не как цель, а как способ развития учебных компетенций учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии. Мною использовались и используются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ – обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации), новые информационные технологии обучения (НИТ - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является персональный компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и интерактивные средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией). Вижу рациональный способ повышения эффективности урока и интенсификации образования и самообразования в применении ИКТ и НИТ. Конструируя урок, особое место уделяю мультимедиа технологии. Мультимедийные презентации к лекциям по биографии и творчеству писателей создаю я и мои ученики. ИД (интерактивная доска) на уроке используется как обычная доска, как демонстрационный экран, а именно для визуализации учебной информации изучаемого объекта; как интерактивный инструмент, продуманная заранее работа с заготовленной в цифровом виде информацией. ИКТ и НИТ применяю на разных этапах урока: как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда, самообразования и расширения зоны индивидуальной активности человека, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя. Очень активно использовались информационные технологии обучающимися в проектной деятельности по созданию школьных фильмов «Н.А. Некрасов», «Похожи встречи на подарки» (о поэтах и поэзии Новокузнецка). Ребята, создавая названные фильмы, проявили не только режиссерское, сценарное, артистическое видение темы, но и умение пользоваться средствами ИКТ на всех этапах проектной деятельности: организационном, поисково-исполнительском, обобщающем. Считаю, что нет лучшего способа оформления проекта, сбора, анализа информации по теме, ее хранения; составления сценария; создания фильма, его презентации, чем использование ИКТ. При подготовке к ЕГЭ использовала на уроках тесты онлайн, различные печатные издания. Кроме того, мною создано электронное пособие по русскому языку для подготовки к ЕГЭ (части 2В), которое позволяет выстроить индивидуальное обучение, обеспечивающее успешную подготовку тем, кто пропустил уроки, кто нуждается в повторении какой-то части курса. В нем представлены теоретический материал, необходимый для выполнения заданий части 2 В ЕГЭ по русскому языку; разборы заданий в формате КИМов ЕГЭ, типовые контрольные тестовые задания названной части. Таким образом, подводя итог вступительной части, следует отметить: во-первых, ИКТ и НИТ востребованы временем; во-вторых, в нашей гимназии созданы условия для их использования учителями в урочной и внеурочной деятельности, в-третьих, я и мои коллеги готовы работать в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В связи с введением ФГОС ООО в гимназии передо мной встала необходимость разработки рабочей программы, так как приняла 5 класс. Я опиралась на авторскую программу по литературе Б. А. Ланина и Л. Ю. Устиновой, в которой подчеркивается иной подход к использованию Интернет-ресурсов и НИТ: «Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности: не только в качестве источника информации, но и как средства развития интереса к изучению литературы» [2, с. 4]. Осознавая, что урок сегодня – это урок, влияющий на целостное развитие личности и отвечающий современным требованиям, я посредством урока «должна реализовывать следующие идеи ФГОС второго поколения:
В методических рекомендациях по литературе для 5 класса указывается на целесообразность использования следующих видов работы с Интернет-ресурсами: «1) обзор сайтов; 2) поиск художественных текстов, иллюстраций; 3) создание тематических презентаций и коллективных проектов; 4) публикация собственных произведений на тематических сайтах» [3, с.6] Иной подход в использовании Интернет-ресурсов и новых информационных технологий на уроках литературы подчеркивается и в учебнике вышеназванного автора. Уже на первом уроке, обсуждая статью «О рубриках учебника, или как мы с вами будем работать», знакомлю с рубрикой «Виртуальная кладовочка». Сначала предлагаю обсудить вопросы: «Как вы понимаете название рубрики?», «Что такое кладовочка?», «Почему она названа виртуальной?». Затем ребята читают: «Эта рубрика для тех, кто владеет компьютером. Здесь мы будем знакомить вас с информацией на литературных сайтах Интернета (Всемирной компьютерной сети). Вы сможете пообщаться с любителями чтения, узнать о книжных новинках и даже опубликовать свои тексты. Обратите внимание на «компьютерный» принцип построения и поиска информации, отраженный в самом оформлении учебника и сигнал-знаках в тексте. А теперь – в путь-дорогу! С весельем и отвагой!» [4, c. 6]. В тематическом планировании по разделу «Истоки литературы. Фольклор» выделяю урок «Интернет: знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения». Формулирую метапредметные умения к данному уроку: * регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; *познавательные: под руководством учителя сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). *коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. На уроках по русским народным сказкам планирую работу с сайтами. Самый большой интерес вызвал адрес www.skaska.com.ru. Здесь мои ученики не только нашли и почитали много сказок, но и самые смелые авторы опубликовали свои сказки, в которых проявили понимание образности данного жанра. На первом уроке по теме «Мифы Древней Греции» отправляю ребят к сайтам, на которых они могут познакомиться с легендами и мифами народов мира. Затем отмечаю, что есть красочный и содержательный сайт, где можно найти не только тексты мифов, но и картины на мифологические сюжеты; а также каталог фильмов и мультфильмов, снятых на основе мифов: http: // www.mify.org/. Предлагаю познакомиться с этими сайтами дома, объясняю, что названные сайты в знакомой им «Виртуальной кладовочке» на странице 44. На следующем уроке предлагаю поделиться находками в форме «живой газеты». Каждый новый урок – это открытие непознанного, открытие своих учеников, самого себя, поиск новых методов: словесных, наглядных, практических, поисковых, исследовательских, … - сколько раз обращалась к ним. В свете требований ФГОС ООО – это снова открытие непознанного, открытие своих учеников, самого себя, осмысление прежних и поиск новых методов. Обратимся к рубрикам названного учебника: «Встреча», «Обсудим вместе», ВЛЭ (Ваша литературная энциклопедия), «Решаем читательские задачи», «Творческие задания» (исследования, проекты), «Литературная мастерская», «Выскажи свое отношение к прочитанному», «Давай поспорим», «Виртуальная кладовочка». «Уже в самих названиях рубрик проявляется ориентация содержания учебников на деятельностный подход»… [2, c.12]. Следует добавить: ориентация на уроки, организующие деятельностный подход в обучении. Название рубрики – это не просто название, это тип урока, урока нетрадиционного. Таблица 1 Типы уроков, ориентирующих на деятельностный подход в обучении
Остановлюсь на проектной деятельности, так как в течение первых трех месяцев данного учебного года в 5 В классе запущены три проекта. Результативность данного метода очевидна: проектная деятельность дает возможность осуществить индивидуальный подход при обучении, активизировать деятельность учащихся, повышать мотивацию обучения, помогать им самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников, использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач, формировать коммуникативные умения и навыки. Как я это организую? Во-первых, использую урок как пространство организации проектной деятельности обучающихся; продолжается работа ребят и мои консультации во внеурочное время; завершается защитой результата на уроке. На первом уроке по басням И. А. Крылова даю домашнее задание к следующему уроку и опережающее - к заключительному уроку. Объясняю, что на заключительном уроке хотелось бы поиграть; играя, закрепить пройденное, проверить их знания по теме и уровень самостоятельности. Спрашиваю, какую интеллектуальную игру предложили бы? Ребята останавливают свой выбор на «Своей игре по басням И.А. Крылова». «”Своя игра” - это будет результат вашей проектной деятельности. Прошу остаться после урока тех, кто хотел бы участвовать в данном проекте. Все должны понимать, что в нашем классе с данного момента будет жить секрет. Кроме первого организационного заседания всей группы, где определим цель, задачи, распределим роли, определим сроки, остальную работу будем выполнять парами»,- продолжаю я. Определяя актуальность проекта, ребята пишут: «И.А. Крылов и поныне через басни наставляет нас, «… что делом, не сведя конца, не надобно хвалиться» («Синица»), «… что если голова пуста, то голове ума не придадут места» («Парнас»). Почти в каждой жизненной ситуации можно применить крылатые слова из басен И.А. Крылова. Они помогают нам жить честно, не бросать слов на ветер, уметь отличать дурака от умного, не поддаваться на лесть и не льстить самим. Басни И.А. Крылова помогают нам познавать жизнь, видеть недостатки людей, бороться со своими недостатками. Ведь никому не хочется, чтобы его сравнивали с героями великого баснописца!». Обобщающий урок – урок-презентация результата проектной деятельности: «Своя игра по басням И.А. Крылова». Рис. 1. Своя игра по басням И.А. Крылова. Слайд 1 Рис. 2. Табло «Своя игра по басням И.А. Крылова» Заключительная часть по проекту состоялась на этом же уроке: анализ и оценка. Задаю вопрос: чему научились во время проектной деятельности? Ребята под моим руководством отмечают: определять цель; составлять план проекта; распределять задачи и роли; отработали навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации; навык хранения информации на персональном компьютере; приобрели навык формулирования запросов, поиска информации в Интернете; первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства. Ребята были довольны своим результатом. Работали с удовольствием: когда Шкарупин Никита и Утюжников Дима устанавливали гиперссылки на слайдах, у Никиты невольно вырвалось: «Такую игру не стыдно выложить и на гимназический сайт». Выражая свое мнение по проектной деятельности, отмечаю, что я как учитель ставила тоже цели: формирование у обучающихся умения учиться через овладение проектной деятельностью; формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Подчеркиваю, что цели достигнуты: на всех этапах проектной деятельности прослеживалось эффективное применение информационных технологий. Еще изучались басни И.А. Крылова, а ребятам, не задействованным в предыдущем проекте, был предложен новый проект: «Ученые описывают развитие литературы и производят ее анализ с помощью особых слов – терминов. И вы будете знакомиться с этими терминами по мере изучения литературы. Однако память имеет свойство забывать. Закончив 1 полугодие, мы начнем второе и сменим учебник. На следующий год - снова будут новые учебники, новые термины. А как повторить прежние? Предлагаю новый проект по созданию «Электронной литературной энциклопедии». Есть желающие? Есть». Пять минут работаем со стартовой презентацией. Определяем цели: формирование литературоведческой культуры учащихся, а также ключевых компетенций: информационной, коммуникативной и др. Формулируем задачи: узнать, как составляются терминологические словари, справочники, энциклопедии; какие особенности нужно знать лексикографу; зачем нужны эти сведения читателю; чем была бы полезна школьникам информация о литературоведческих терминах. Распределяем роли: составители электронной литературной энциклопедии (набор); редактор; оформитель проекта; составители интеллектуальной игры по электронной литературной энциклопедии, презентация электронной литературной энциклопедии и интеллектуальной игры. Приступив к изучению поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», погружаю в новый проект «Мультфильм по прологу поэмы «Руслан и Людмила». Мотивирую: «Ребята, реализуя проект рисованной мультипликации, вы сформируете навык художественного творчества с использованием ручных и ИКТ-инструментов, приобретёте опыт Рис 3. Распределение ролей общения в Интернете, взаимодействия в групповой работе по созданию мультфильма пролога поэмы «Руслан и Людмила»; усовершенствуете умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука). Этот проект - межпредметный: предмета литературы и внеурочной деятельности «Компьютерная анимация». Я думаю, что уроки с использованием ИКТ технологий и НИТ будут способствовать формированию высокого уровня ИКТ - компетентности учеников, повышению качества обучения, развитию обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Список литературы
|