Тема: «Поверхностное натяжение жидкости».
Урок в 10 классе с углубленным изучением физики (2 часа).
Урок разработан по технологии проблемного обучения с использованием исследовательского метода и компьютерно-информационной поддержки .
Постановка проблемных опытов в начале урока активизирует познавательную деятельность учащихся, что приводит к активному мыслительному поиску решения вопросов, требующих анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Обучение организуется на деятельностной основе, поэтому урок строится в виде этапов научного познания мира (наблюдения–выдвижение гипотез–разработка теории–следствия и применение на практике), что формирует теоретическое мышление и позволяет применять полученные знания для объяснения некоторых удивительных явлений природы и опытных фактов. Использование компьютера для показа опытов и виртуальных лабораторных работ усиливает исследовательскую составляющую.
Цель урока: используя мультимедийные средства, ознакомить учащихся с закономерностями возникновения сил поверхностного натяжения, продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы, способствовать овладению методами научного исследования, пробуждать познавательный интерес к окружающим явлениям.
Оборудование: набор для демонстрации поверхностного натяжения, мультимедийный проектор , PowerPoint-презентация, виртуальные лабораторные работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Выполнение экспериментальных заданий.
1. Обнаружение силы поверхностного натяжения жидкости.
Оборудование: стакан с водой и мыльным раствором, лезвие, проволочные рамки.
Порядок выполнения работы:
1. . Осторожно положите лезвие на поверхность воды. Рассмотрите форму поверхности воды около лезвия. 2. Погрузите лезвие в воду. Почему в этом случае оно тонет? 3. Опустите проволочную петлю в стакан с водой, а затем осторожно выньте ее из воды. В петле образовалась пленка. Осторожно изменяйте площадь поверхности плёнки. Для этого раздвигайте и сближайте концы проволочной петли. Какая сила удерживает воду в петле?
2. Выяснение зависимости силы поверхностного натяжения жидкости от температуры и наличия примесей в жидкости.
Оборудование: стакан с холодной водой, стакан с горячей водой, пробирка с тальком, кусочек мыла, кусочек пластилина, петля проволочная.
Порядок выполнения работы:
1. Скатайте из кусочка пластилина шарик диаметром 2-3 мм. Положите его с помощью проволочной петли сначала на поверхность холодной воды, а затем – горячей.
Сравните результаты опытов и объясните их.
Ответьте на вопросы:
Зависит ли коэффициент поверхностного натяжения воды от температуры?
По какому признаку об этом можно судить?
2. Посыпьте тальком поверхность холодной воды в стакане. Для этого закройте отверстие в пробирке кусочком марли и просейте тальк над водой.
3. Коснитесь поверхности воды кусочком мыла, а затем посыпьте сначала сахар, потом соль. Что при этом наблюдается?
Ответьте на вопросы:
Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении мыла?
Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении сахара?
Как изменился коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении соли?
3. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.
Оборудование: пластинки стеклянные – 2 шт., стакан с водой, кусочек пластилина.
Порядок выполнения работы:
1. Соедините две стеклянные пластины друг с другом так, чтобы между ними образовался воздушный клин (см. рисунок). Для этого между пластинами с края поместите кусочек пластилина.
2. Отпустите пластинки в стакан на глубину 0,5 – 1 см. наблюдайте за поднятием воды между пластинами.
3. Зарисуйте в тетради форму поверхности воды между пластинами.
|
| Ответьте на вопросы:
Что можно сказать о зависимости высоты поднятия воды от толщины воздушного клина?
Какая сила поднимает воду между пластинами?
5. Сформулируйте вывод.
III. Контрольные вопросы и задания.
1 уровень:
Почему расплавленный жир плавает на поверхности воды в виде кружков?
Почему чернилами нельзя писать на жирной бумаге?
Почему мокрое платье становится узко?
На каком физическом явлении основано употребление полотенец?
С какой силой действует мыльная пленка на проволоку (рис. 1), если длина проволоки 3 см? Какую работу надо совершить, чтобы переместить проволоку на 2 см?
На какую высоту поднимется спирт в трубке радиусом 0,5 мм?
2 уровень:
Рис. 2
Для получения свинцовой дроби расплавленный свинец сквозь узкие отверстия льют с некоторой высоты. Во время падения свинец принимает форму шариков. Почему?
Почему две капельки ртути, приведенные соприкосновение, сливаются в одну?
Если на поверхность воды положить нитку и с одной стороны от нее капнуть эфиром, то нитка будет перемещаться. Почему это происходит и в какую сторону она перемещается?
Почему бывает трудно налить жидкость в пузырек с узким горлышком?
Почему волоски кисточки в воде расходятся, а вынутые из воды слипаются?
В тонкой стеклянной трубке, лежащей горизонтально (рис. 2), находится столбик воды. Какое явление будет иметь место, если один конец трубки подогревать?
3 уровень.
Почему уменьшаются размеры мыльного пузыря, если перестать дуть в трубку, на конце которой держится пузырь?
У какой воды больше поверхностное натяжение: у чистой или у мыльной? Почему мыльная вода дает такие прочные пузыри, каких из чистой воды получить нельзя?
Бумажная рамка (рис. 3) плавает на поверхности воды. Что произойдет, если внутрь рамки капнуть мыльным раствором?
Какую жидкость можно лить в стакан выше краев?
Должны ли смазочные материалы смачивать трущиеся металлы?
Лабораторная работа (виртуальная).
Для закрепления материала проводим в кабинете информатики виртуальную лабораторную работу.
Рефлексивная деятельность (формирует компетенцию личностного самосовершенствования).
Учитель. Что на уроке было новым?
Что было главным?
Что было интересным?
Что вызвало затруднения? Оцените свои учебные достижения. |