Скачать 174.05 Kb.
|
Урок по теме «Гидролиз» в 11 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий (презентация прилагается) Учитель: Марченко Елена Павловна Урок был и остаётся основной формой взаимодействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: развитие личностных качеств учащихся, использование различных приёмов обучения, в том числе проблемного и дифференцированного. Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «Я». Это процесс сотрудничества учителя и ученика. Это возможно, используя ИКТ-технологии. Возможности компьютера огромны, его можно включать в образовательный процесс на любой стадии урока, для индивидуальной, групповой, фронтальной работы, для увеличения наглядности, понимания сущности процессов. Задача современного учителя как можно эффективнее использовать компьютерные технологии. Предлагаю вашему вниманию урок по теме «Гидролиз» в 11 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий Тема: «Химические реакции» 11 класс Тема урока: Гидролиз Цели урока:
Тип урока. Урок совершенствования знаний, умений, навыков. Методы: обучения – эвристический, преподавания – сообщающий, учения – частично-поисковый, исполнительский. Оборудование и реактивы. Таблицы «Окраска индикаторов», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»; подсветка для пробирок; 9 демонстрационных пробирок; на столах учащихся: растворы солей хлорида натрия NaCl, сульфата алюминия Al2(SO4)3 и карбоната натрия Nа2СО3, индикаторы, планшетки. Планируемые результаты обучения.
Термин «Гидролиз» впервые вводится в курсе органической химии в 10 классе и рассматривается эпизодически в темах: жиры, белки, углеводы, углеводороды на примере единичных свойств отдельных соединений. Поэтому знания не систематизированы. Как самостоятельная тема гидролиз рассматривается в 11 классе в разделе «Химические реакции». По программе отводится 2 часа. Важность знаний этой темы обусловлена прежде всего тем, что все части ЕГЭ по химии содержат вопросы по гидролизу. Поэтому необходимо, чтобы ученики за короткое время усвоили знания по теме и легко ориентировались в ней. Кроме того, знания гидролиза важны для целостного представления природы человеческого организма и формирования осознанной здоровьесберегающей позиции учеников. Исходя из того, что ученики имеют представления о процессе гидролиза, на предшествующем уроке целесообразно дать задание подготовить материал по гидролизу биологически значимых органических веществ: жиров, белков, углеводов. На уроке можно систематизировать эти знания в ходе беседы (слайд 4):
Необходимо обратить внимание уч-ся на то, что гидролиз является основой обмена веществ: белкового, жирового и углеводного. Поэтому имеет важнейшее значение в жизни живых организмов. Схемы процессов гидролиза уч-ся записывают сами: Обмен веществ: Белки + вода ↔ аминокислоты Жиры + вода ↔ глицерин + жирные кислоты Крахмал + вода ↔ глюкоза Обмен энергии: АТФ + вода ↔ АДФ + фосфорная кислота + энергия Вывод: Гидролиз – это обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению. (слайды 5, 6) В зависимости от подготовленности класса можно предложить уч-ся короткие сообщения по соответствующим темам. Уравнения реакций можно не записывать, основной акцент следует сделать на гидролиз солей – совершенно новый материал для учеников. Чтобы вызвать интерес к данному материалу, можно прибегнуть к приёму «удивить». Учитель: чтобы успешно прошёл гидролиз углеводов, необходимо создать щелочную среду. Для гидролиза белков необходима кислая среда. А какая среда образуется при растворении минеральных – неорганических солей? С помощью каких веществ определяем реакцию среды? Повторяем понятие «индикаторы» (вещества, которые меняют окраску в зависимости от среды) и повторяем по таблице, как окрашиваются индикаторы в разных средах. Демонстрационный опыт: к раствору соды Na2CO3 приливаем поочерёдно индикаторы (лакмус, метилоранж и фенолфталеин) Вывод: щелочная среда Повторяем и закрепляем понятия (слайды 7, 8): Что такое СОЛИ? (электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков) КАТИОНЫ – положительно заряженные ионы АНИОНЫ – отрицательно заряженные ионы ЭЛЕКТРОЛИТЫ – вещества, растворы которых проводят электрический ток СИЛЬНЫЕ электролиты практически полностью диссоциируют на ионы, к ним относятся:
Учитель предлагает провести исследование солей: NaCl, Na2CO3, Al2(SO4)3 и на основании наблюдений сделать вывод о среде. (слайды 9. 10) Наблюдения ученики вносят в заранее подготовленные таблицы
Далее учитель обозначает проблему (слайд 11) и переходит к пошаговому составлению уравнений гидролиза (слайды 12, 13, 14): Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой
Находим слабый ион (по нему и идёт гидролиз) → гидролиз идёт по аниону; Этот ион CO32- притягивает противоион H+ из воды →освобождается ион OH- → образуется щелочная среда
Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой
Находим слабый ион → гидролиз идёт по катиону; Этот ион Mg2+ притягивает противоион OH- из воды →освобождается ион H+→ образуется кислая среда
Ученики делают вывод:
Составляем алгоритм установления соответствия между составом соли, реакцией среды водного раствора соли и отношением к гидролизу. (слайд 15) Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой гидролизуются необратимо Al2S3 + H2O ↔ Al(OH)3↓ + H2S↑ Закрепление (слайды 16, 17, 18) Работа по плану:
Пример: карбонат натрия Na2CO3 – соль образована сильным основанием и слабой кислотой, гидролизуется по аниону с образованием щелочной среды Подведение итогов. Задание домой через Дневник.ру: выполнить оставшиеся задания Задания А-26 (ЕГЭ)
Задания В-4 (ЕГЭ) 1. Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора.
2. Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора.
3. Установите соответствие между названием соли и средой её водного раствора.
4. Установите соответствие между солью и реакцией среды в её водном растворе.
5. Установите соответствие между веществом и продуктами его гидролиза.
6. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу.
7. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу.
8. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу.
9. Установите соответствие между названием соли и её способностью к гидролизу.
10. Установите соответствие между названием соли и её способностью к гидролизу.
|