Скачать 66.43 Kb.
|
УРОК РИТОРИКИ 4 класс Учитель начальных классов: Кузьмина О.А. Тема урока: «Информационные жанры». Тип урока: обобщающий урок с компонентом проектной деятельности. Цель: – повторить изученные информационные жанры: хронику, заметку, репортаж; – познакомить с информационными жанрами – интервью, рекламой; – развивать речь, творческие способности учащихся; – создать атмосферу комфортного речевого общения. Оформление: – плакат с высказыванием Антуана де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения»; – эпиграф на доске: «Твоя речь – бесценное богатство. Владей им!» Ход урока. I. Организационный этап Учитель: Приглашаю вас, ребята, в храм науки «Риторика», которая учит говорить так, чтобы вас слушали и понимали. Итак, «В начале было слово...». Слово! Как много смысла в нем заключено. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести! 1-й ученик: Священное уменье говорить, 2-й ученик: Произносить слова и строить фразу, – 3-й ученик: Как просто это: стоит рот раскрыть, 4-й ученик: И чудо слова возникает сразу. 5-й ученик: Как ты проста, осмысленная речь! 6-й ученик: Слова умеют плакать и смеяться, 7-й ученик: Приказывать, молить и заклинать, 8-й ученик: И, словно сердце, кровью обливаться 9-й ученик: И равнодушно холодом дышать. 10-й ученик: На доброе слово не надо скупиться, 11-й ученик: Сказать это слово – что дать напиться. 12-й ученик: Со словом обидным нельзя торопиться, 13-й ученик: Чтоб завтра себя самого не стыдиться. Учитель: Тема нашего урока – «Информационные жанры». Сегодня мы познакомимся с новыми видами информационных жанров, такими как интервью и реклама. А главным событием нашего урока станет выпуск классной газеты. II. Актуализация знаний Давайте вспомним, что такое информация и откуда люди получают ее. Ученик: Информация – это то, что один человек сообщает другому. Ученик: Информацию можно передавать по телефону, радио, телевидению, через газету. Учитель: Давайте вспомним, какие виды информационных жанров вы уже знаете. Мы выслушаем сообщения ребят по каждому виду (это было домашним заданием). Ученик: Мы уже знакомы с такими видами информационных жанров, как хроника, заметка, репортаж. Учитель: Что такое хроника? Ученик: Хроника – это самый малый газетный жанр, где сжато и кратко сообщается о чем-то важном. Ученик: Пример хроники: «7 марта в актовом зале школы № 3 прошел праздник "ОРТ-4 – мамам". Участие в празднике приняли все ребята нашего класса. Праздник прошел весело, с песнями, танцами, играми». Учитель: Что такое заметка? Ученик: Заметка – это краткое сообщение о каком-то факте или событии, в котором автор выказывает свое отношение к этому событию. Ученик: Ну, например: «20 марта в спортивном зале средней школы № 23 состоялось веселое соревнование "Папа, мама, я – спортивная семья". Родители учеников с большим удовольствием участвовали в конкурсах. Победителями стали: семья Антоновых, 4 "б" класс, и семья Борисовых, 4 "в" класс. Мне и всем присутствующим очень понравились эти соревнования». Учитель: А в чем особенность репортажа по сравнению с заметкой? Ученик: В репортаже сообщается о событиях, очевидцем которых был сам автор. Журналистов, которые пишут репортажи, называют репортерами. III. Введение новых понятий Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым информационным жанром – интервью. Как часто мы слышим слово «интервью». Вы смотрите телевизор, слушаете радио или просматриваете газету и везде слышите или читаете слова: предлагаем вашему вниманию интервью нашего корреспондента, взятое у известного актера, певца или у прохожих на улице. Почему же интервью стало таким распространенным жанром массовой информации? Наверное, потому, что в нашем современном обществе возрос интерес к мнению каждой личности, к человеку вообще. Интервью – как вы уже, наверное, догадались, – это встреча, беседа двух или нескольких человек. А интервьюер – это человек, ведущий беседу. Интервью состоит из вопросов и ответов. Вопросы должны быть четкими, продуманными. Обращайтесь к своему собеседнику по имени и отчеству или по имени. Общение должно быть свободным, не скованным. Постарайтесь очень внимательно слушать собеседника, не перебивать его и смотреть ему в глаза. Говорите уважительным тоном. К интервью обращаются журналисты, психологи, социологи. Сегодня у нас премьера. Наши юные корреспонденты (называются фамилии) берут первое в своей жизни настоящее интервью. Пожелаем им удачи. Платон, ученик известного древнегреческого философа Сократа, обращаясь к нему, говорил: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно». Я надеюсь, наши юные корреспонденты это учтут. 1-й корреспондент: Мы решили взять интервью у ребят, которым осталось совсем немного до окончания начальной школы. Ребята, меня интересует ваше мнение, с каким чувством вы покинете свой класс, своего первого учителя? (Ответы детей.) 2-й корреспондент: Ребята, как вы думаете, что дала вам начальная школа? (Ответы детей.) 3-й корреспондент: Вспомните, пожалуйста, самый веселый эпизод в вашей жизни. (Ответы детей.) 2-й корреспондент: Большое спасибо за откровенную беседу. Желаем вам успешно закончить 4-й класс. 3-й корреспондент: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Надеюсь, они не откажут нам в интервью? Уважаемая (имя, отчество), я очень признателен, что Вы согласились дать интервью. Нам очень интересно узнать Ваше мнение о нашем классе. (Ответы гостей.) 1-й корреспондент: Нам также интересно узнать Ваше мнение о нашем уроке. Ваши замечания, пожелания? (Ответы гостей.) 2-й корреспондент: Большое спасибо за приятные слова. 3-й корреспондент: Надеемся, что вы еще проведете много приятных минут в нашем классе. Учитель: Следующий вид информации – реклама. Реклама – необычное объявление, главная цель которого – создать широкую известность чему-либо, привлечь потребителей к чему-нибудь. Реклама бывает устная и письменная, часто она начинается с хвалебных слов. С рекламой мы достаточно часто встречаемся, и, надеюсь, с составлением ее справимся. IV. Речевая разминка Конкурс скороговорок. V. Групповая работа. Учитель: Итак, школа – это наш второй дом. Включим скороговорки в рекламный текст и посвятим рекламу своей школе. Лучшей будет признана реклама той группы, которая:
Рекламный ролик Мальчик: Привет! Девочка: Привет! (Пьет «Фанту».) Мальчик: Что это у тебя? Вкусно? Девочка: Очень! Все дело в волшебных пузырьках. Мальчик: Чего? Чего? Девочка (хохочет): Рекламная пауза! Мальчик: Да! А колготки, какие… Девочка: «Леванте»! Колготки для любимых женщин. Мальчик: Ну и ну! А волосы у тебя какие красивые! Девочка: Ну, так «Хед энд Шолдерс». Мальчик: Лихо ты в рекламе рубишь! Девочка: А чё? Мальчик: А я вот в школе, бывает, так проголодаюсь, батарейки «Энерджайзер» съел – и порядок. Так что пока, тете Асе привет! Девочка: Пока! Учитель: А сейчас конкурс на лучшую рекламу. Каждая группа выступает со своим «рекламным роликом». VI. Проектная работа «Классная газета» в группах Учитель: Заканчивается учебный год. Весна! Перед вами лист, вы – редколлегия. Хорошо бы выпустить классную газету! Мы так и назовём её «Классная газета». Дома все готовились к этому заданию. Кто-то написал хронику или информационную заметку о событиях, кто-то – стихи или объявление. Поместите свою рекламу, дополните тексты рисунками и фотографиями. Не забудьте о необыкновенной красоте весенней природы, о том, что вам удалось увидеть, услышать, почувствовать. Обсуждение страниц выпущенной «Классной газеты». VII. Подведение итогов Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Я хочу поблагодарить всех ребят за юмор, изобретательность, оригинальность, артистичность. Мы подарили друг другу радость человеческого общения. - Что запомнили? - Что нового узнали? - Что было самым интересным? Спасибо всем за урок. VIII. Домашнее задание Семейные фотографии – это рассказы о семье, это её история. Расскажите истории самых интересных семейных фотографий. |