Скачать 86.58 Kb.
|
ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКО – ЗАЧЕТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Этот тип технологии состоит из форм учебной деятельности, характерных для вузов. Поскольку старшая школа ориентирована в большей мере на поступление в вузы и ссузы и в ней реализуется профильное обучение, старшеклассников следует заранее готовить к новой образовательной среде. Элементы лекции и семинара оправданны и при организации учебной деятельности восьми и девятиклассников. Тем не менее учителю следует освоить следующие частные технологии: -подготовка к лекции, семинару, зачету, дискуссии, консультации; -организация учебной деятельности; -управление учебной деятельностью учащихся; -самоанализ результатов обучения . Для достижения качества обученности учащихся лекция, семинар и зачет выстраиваются в технологию. Лекционно - семинарско- зачетная технология – это системный дидактический комплекс, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие интенсификацию самостоятельной работы деятельности школьников в процессе их обучения и развития. Таким образом лекция, семинар , зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции: -Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися; -Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки. -Методическую, означающую методическое руководство деятельностью учащихся. Оно осуществляется как через логику науки, так и непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом. В условиях лекционно-семинарской системы обучения все названные функции неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют, а в ряде случаев переходят одна в другую. К лекционно-семинарской системе обучения предъявляются следующие важнейшие дидактические требования: 1) Высокая идейность, методологическая и мировоззренческая направленность. 2) Познавательная ценность: высокий научный уровень уроков, отражение на занятиях научно-технического прогресса, использование четких и точных доказательств, высказанных положений и суждений. 3) Неразрывная связь изучаемого материала с жизнью и окружающей действительностью. 4) Мотивация учения: умение использовать различные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала, характеру познавательной деятельности и возрасту учащихся. 5) Реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов: развитие творческого мышления, обучение умению учиться, формирование умений и навыков, опора на все виды внимания, восприятия, запоминания и т. д., создание условий для использования учащимися своих сил и возможностей. 6) Правильный выбор и применение преподавателем разнообразных источников приобретения знаний учащимися, использование различных приемов учебной деятельности. 7) Гибкость методики, умение соотносить ее с возрастом учащихся, уровнем их подготовленности и развития. 8) Развитие у учащихся стремления к знаниям, самообразованию, умения самостоятельно расширять и углублять свои знания. 9) Соблюдение педагогического такта, обеспечивающего правильные взаимоотношения между преподавателем и учащимися. Школьная лекция – это форма организации учебного процесса, которая предполагает широкую демонстрацию личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу. В условиях школы лекция должна непременно включать в себя элементы беседы (особенность школьной лекции). Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учителю необходимо неоднократно прерывать изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершении лекции необходимо закрепить новый материал при помощи беседы с учащимися; В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, использовать сокращения и обозначения ,учить дополнять материал, применять схемы, таблицы, чертежи, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Как показывает опыт, продолжительность школьной лекции не более 1-2 уроков. Основные требования к школьной лекции: она должна быть безукоризненна в научном отношении, учить мыслить, а не мыслям, давать образцы анализа, разбора, обобщения, выходя за рамки учебника; изложение материала должно быть образным, доступным, но вместе с тем логичным, системным и последовательным; в ходе лекции могут быть использованы наглядные пособия, схемы, раздаточный материал; лекция должна быть длительно-монологической; неприемлемо в лекции этапы осмысления, закрепления, запоминания и применения переносить на дом Классификация школьных лекций: знакомство в свернутом виде с основными теоретическими положениями темы и с общей характеристикой крупной проблемы; установочные лекции рассматривают сжатое изложение основного содержания какой-либо темы; текущие лекции разъясняют сложные темы, если для традиционного изучения у учащихся отсутствует необходимый потенциал; обобщающие лекции анализируют ранее изученный материал и систематизируют знания; обзорные лекции рассматривают основные вопросы темы в порядке ознакомления типы лекций: -установочная лекция; -вводная; - обзорная;- тематическая;- проблемная;- лекция-дискуссия;- лекция- консультация. После школьной лекции учителем планируется семинар как форма самостоятельного творческого поиска знаний , их осмысление и закрепление Школьный семинар – это форма занятия, представляющая собой групповое сотрудничество учащихся и учителя по обсуждению проблем, темы под непосредственным руководством педагога. Цели и задачи семинарских занятий Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. Задачи семинарских занятий: 1. Образовательные: - расширение общего научного кругозора; - углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем курса; - формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме; - овладение методикой конкретной науки; - выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы. 2. Развивающие: - развитие умений доказать, обобщать; -умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать; - развитие эмоций, чувств; - развитие волевых усилий; - развитие памяти; - совершенствование искусства устного и письменного изложения темы, вопроса, проблемы ,опыта в соответствии с заданной целью. 3. Воспитывающие: - формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования. Уроки – семинары – особые уроки уже потому, что на рабочем месте учеников, кроме привычных учебников, лежат новые книги , индивидуально – творческие и исследовательские работы, рефераты , справочники. Работа учеников на уроке – это участие в общем процессе познания. Урок – семинар требует серьезной подготовки и учащихся и учителя. Семинарские занятия дают хороший результат только в том случае, когда школьники к ним хорошо подготовлены. С этой целью на лекции учащихся необходимо познакомить с вопросами, которые подлежат рассмотрению, порекомендовать литературу, по мере необходимости проводить консультации. А также можно определить докладчиков и содокладчиков, оппонентов. По способу проведения семинары можно разделить на следующие типы: -семинары на основе рефератов, докладов, сообщений; -семинары- собеседования (когда учащиеся готовят одни и те же вопросы); -семинары смешанного типа; -семинары-диспуты -семинары с преобладанием самостоятельной работы. На последнем этапе работы семинара вырабатывается общая позиция, интегрирующая общую точку зрения групп. Учитель оценивает работу детей и подводит итоги семинарского занятия. Семинар дает возможность учащимся закрепить знания, осуществить самоконтроль самостоятельно приобретенных знаний. Методическая ценность семинара для школы заключается в том, что в ходе подготовки и непосредственно в процессе деятельности обеспечивается развитие самостоятельного мышления у учащихся, формируются общеучебные интеллектуальные умения ( в процессе группировки информации, ее анализа, обобщения и т.д), совершенствуется самоорганизация. Недопустимо превращение семинара в механическое заслушивание докладов, т к создается фрагментарность восприятия информации ,аудитория становится пассивной,а это деформирует отношение и настрой учащихся к предмету и учителю. Целесообразно наряду с семинаром включить в данную технологию и практическое занятие . Практикум - это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы,решать задачи. Здесь выполняются различные практические работы После семинара целесообразно провести урок – зачет. Урок - зачет одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала. Уроки – зачеты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результат учебы. Успешность проведения урока – зачета во многом зависит от того, насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя, так и учащихся. Еще до изучения темы , по которой планируется проведение зачета, учитель должен определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков. Во время проведения зачета задания могут быть даны как всему классу, так и части учащихся. На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса. Вполне уместно, что активная работа учащегося на лекции, семинаре может стать основанием для освобождения его от зачета. Вопросы и задания зачета сообщаются учащимся на лекции, с тем, чтобы учащимся было легче сориентироваться в содержании материала. По содержанию зачеты классифицируются на: -развивающие ( разнообразные вопросы и задания исследовательского характера) -корректирующие -контролирующие По форме организации зачеты классифицируются следующим образом: - устные -письменные -письменно-устные -компьютерные -дифференцированные Дифференцированный зачет организуется по форме экзамена (устно или письменно либо в сочетании): учащиеся выбирают карточку с вопросом, перевернутую чистой стороной верх. Всего вопросов должно быть не более 10. Наиболее оптимальным вариантом для реализации лекционно-семинарской системы в старших классах является модульное изучение материала (лекция –практикум-семинар –консультация -зачет), что позволяет расширить и углубить работу над содержанием учебных курсов, формируя научный потенциал старшеклассника. Уровни познания в условиях лекционно-семинарско-зачётной системы Первый уровень познания - урок-лекция, на котором учащиеся коллективно воспринимают, осмысливают, усваивают новый материал. Второй уровень познаний - урок-практикум, на котором учащиеся не только осмысливают, но и применяют свои знания. Третий уровень познания - урок-семинар, на котором происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. Четвертый уровень познания - урок-консультация, на котором происходит не только применение знаний, умений и навыков, но и их коррекция. Пятый уровень познания - урок-зачет, на котором учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме. Таким образом, лекционно-семинарско-зачетная технология дает возможность ученику многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом. Выполняемые на уроках действия прежде всего помогают интенсифицировать процесс обучения, обеспечивают всестороннее и прочное усвоение знаний каждым учащимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием. Преимущества лекционно-семинарско-зачётной системы Использование лекционно-семинарской системы обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ: - осознанность школьниками процесса учения; - возможность активного включения в него; - планирования ими своей деятельности; - возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности; - возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения |