Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 86.58 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.05.2014
Размер86.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКО – ЗАЧЕТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Этот тип технологии состоит из форм учебной деятельности, характерных для вузов. Поскольку старшая школа ориентирована в большей мере на поступление в вузы и ссузы и в ней реализуется профильное обучение, старшеклассников следует заранее готовить к новой образовательной среде. Элементы лекции и семинара оправданны и при организации учебной деятельности восьми и девятиклассников. Тем не менее учителю следует освоить следующие частные технологии:
-подготовка к лекции, семинару, зачету, дискуссии, консультации;

-организация учебной деятельности;

-управление учебной деятельностью учащихся;

-самоанализ результатов обучения .

Для достижения качества обученности учащихся лекция, семинар и зачет выстраиваются в технологию.

Лекционно - семинарско- зачетная технология – это системный дидактический комплекс, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие интенсификацию самостоятельной работы деятельности школьников в процессе их обучения и развития. Таким образом лекция, семинар , зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала

Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции:
-Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися;
-Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.
-Методическую, означающую методическое руководство деятельностью учащихся. Оно осуществляется как через логику науки, так и непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над учебным материалом.
В условиях лекционно-семинарской системы обучения все названные функции неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют, а в ряде случаев переходят одна в другую.
К лекционно-семинарской системе обучения предъявляются следующие важнейшие дидактические требования:
1) Высокая идейность, методологическая и мировоззренческая направленность.
2) Познавательная ценность: высокий научный уровень уроков, отражение на занятиях научно-технического прогресса, использование четких и точных доказательств, высказанных положений и суждений.
3) Неразрывная связь изучаемого материала с жизнью и окружающей действительностью.
4) Мотивация учения: умение использовать различные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала, характеру познавательной деятельности и возрасту учащихся.
5) Реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов: развитие творческого мышления, обучение умению учиться, формирование умений и навыков, опора на все виды внимания, восприятия, запоминания и т. д., создание условий для использования учащимися своих сил и возможностей.
6) Правильный выбор и применение преподавателем разнообразных источников приобретения знаний учащимися, использование различных приемов учебной деятельности.
7) Гибкость методики, умение соотносить ее с возрастом учащихся, уровнем их подготовленности и развития.
8) Развитие у учащихся стремления к знаниям, самообразованию, умения самостоятельно расширять и углублять свои знания.
9) Соблюдение педагогического такта, обеспечивающего правильные взаимоотношения между преподавателем и учащимися.
Школьная лекция – это форма организации учебного процесса, которая предполагает широкую демонстрацию личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу.

В условиях школы лекция должна непременно включать в себя элементы беседы (особенность школьной лекции). Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учителю необходимо неоднократно прерывать изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершении лекции необходимо закрепить новый материал при помощи беседы с учащимися;
В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо указывать, что записывать, использовать сокращения и обозначения ,учить дополнять материал, применять схемы, таблицы, чертежи, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи.

Как показывает опыт, продолжительность школьной лекции не более 1-2 уроков.

Основные требования к школьной лекции:
 она должна быть безукоризненна в научном отношении, учить мыслить, а не мыслям, давать образцы анализа, разбора, обобщения, выходя за рамки учебника;
 изложение материала должно быть образным, доступным, но вместе с тем логичным, системным и последовательным;
 в ходе лекции могут быть использованы наглядные пособия, схемы, раздаточный материал;
 лекция должна быть длительно-монологической;
 неприемлемо в лекции этапы осмысления, закрепления, запоминания и применения переносить на дом

Классификация школьных лекций:
 знакомство в свернутом виде с основными теоретическими положениями темы и с общей характеристикой крупной проблемы;
 установочные лекции рассматривают сжатое изложение основного содержания какой-либо темы;
 текущие лекции разъясняют сложные темы, если для традиционного изучения у учащихся отсутствует необходимый потенциал;
 обобщающие лекции анализируют ранее изученный материал и систематизируют знания;
 обзорные лекции рассматривают основные вопросы темы в порядке ознакомления

типы лекций: -установочная лекция; -вводная; - обзорная;- тематическая;- проблемная;- лекция-дискуссия;- лекция- консультация.

После школьной лекции учителем планируется семинар как форма самостоятельного творческого поиска знаний , их осмысление и закрепление

Школьный семинар – это форма занятия, представляющая собой групповое сотрудничество учащихся и учителя по обсуждению проблем, темы под непосредственным руководством педагога.

Цели и задачи семинарских занятий

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.

Задачи семинарских занятий:

1. Образовательные:

- расширение общего научного кругозора;

- углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем курса;

- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;

- овладение методикой конкретной науки;

- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

2. Развивающие:

- развитие умений доказать, обобщать;

-умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;

- развитие эмоций, чувств;

- развитие волевых усилий;

- развитие памяти;

- совершенствование искусства устного и письменного изложения темы, вопроса,

проблемы ,опыта в соответствии с заданной целью.

3. Воспитывающие:

- формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования.

Уроки – семинары – особые уроки уже потому, что на рабочем месте учеников, кроме привычных учебников, лежат новые книги , индивидуально – творческие и исследовательские работы, рефераты , справочники. Работа учеников на уроке – это участие в общем процессе познания. Урок – семинар требует серьезной подготовки и учащихся и учителя. Семинарские занятия дают хороший результат только в том случае, когда школьники к ним хорошо подготовлены. С этой целью на лекции учащихся необходимо познакомить с вопросами, которые подлежат рассмотрению, порекомендовать литературу, по мере необходимости проводить консультации. А также можно определить докладчиков и содокладчиков, оппонентов.

По способу проведения семинары можно разделить на следующие типы:

-семинары на основе рефератов, докладов, сообщений;

-семинары- собеседования (когда учащиеся готовят одни и те же вопросы);

-семинары смешанного типа;

-семинары-диспуты

-семинары с преобладанием самостоятельной работы.

На последнем этапе работы семинара вырабатывается общая позиция, интегрирующая общую точку зрения групп. Учитель оценивает работу детей и подводит итоги семинарского занятия.

Семинар дает возможность учащимся закрепить знания, осуществить самоконтроль самостоятельно приобретенных знаний. Методическая ценность семинара для школы заключается в том, что в ходе подготовки и непосредственно в процессе деятельности обеспечивается развитие самостоятельного мышления у учащихся, формируются общеучебные интеллектуальные умения ( в процессе группировки информации, ее анализа, обобщения и т.д), совершенствуется самоорганизация.

Недопустимо превращение семинара в механическое заслушивание докладов, т к создается фрагментарность восприятия информации ,аудитория становится пассивной,а это деформирует отношение и настрой учащихся к предмету и учителю. Целесообразно наряду с семинаром включить в данную технологию и практическое занятие .

Практикум - это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы,решать задачи. Здесь выполняются различные практические работы
После семинара целесообразно провести урок – зачет.

Урок - зачет одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала.

Уроки – зачеты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результат учебы.

Успешность проведения урока – зачета во многом зависит от того, насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя, так и учащихся. Еще до изучения темы , по которой планируется проведение зачета, учитель должен определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков.
Во время проведения зачета задания могут быть даны как всему классу, так и части учащихся.
На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса.

Вполне уместно, что активная работа учащегося на лекции, семинаре может стать основанием для освобождения его от зачета.

Вопросы и задания зачета сообщаются учащимся на лекции, с тем, чтобы учащимся было легче сориентироваться в содержании материала. По содержанию зачеты классифицируются на:

-развивающие ( разнообразные вопросы и задания исследовательского характера)

-корректирующие

-контролирующие

По форме организации зачеты классифицируются следующим образом:

- устные

-письменные

-письменно-устные

-компьютерные

-дифференцированные

Дифференцированный зачет организуется по форме экзамена (устно или письменно либо в сочетании): учащиеся выбирают карточку с вопросом, перевернутую чистой стороной верх. Всего вопросов должно быть не более 10.

Наиболее оптимальным вариантом для реализации лекционно-семинарской системы в старших классах является модульное изучение материала (лекция –практикум-семинар –консультация -зачет), что позволяет расширить и углубить работу над содержанием учебных курсов, формируя научный потенциал старшеклассника.

Уровни познания в условиях

лекционно-семинарско-зачётной системы
Первый уровень познания - урок-лекция, на котором учащиеся коллективно воспринимают, осмысливают, усваивают новый материал.

Второй уровень познаний - урок-практикум, на котором учащиеся не только осмысливают, но и применяют свои знания.

Третий уровень познания - урок-семинар, на котором происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков.

Четвертый уровень познания - урок-консультация, на котором происходит не только применение знаний, умений и навыков, но и их коррекция.

Пятый уровень познания - урок-зачет, на котором учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме.

Таким образом, лекционно-семинарско-зачетная технология дает возможность ученику многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом. Выполняемые на уроках действия прежде всего помогают интенсифицировать процесс обучения, обеспечивают всестороннее и прочное усвоение знаний каждым учащимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием.

Преимущества лекционно-семинарско-зачётной системы
Использование лекционно-семинарской системы обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ:

- осознанность школьниками процесса учения;

- возможность активного включения в него;

- планирования ими своей деятельности;

- возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;

- возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск