Скачать 142.75 Kb.
|
"Урок информационной безопасности"Урок-игра по информатике для 11 классаЦель: повторение и контроль знаний по теме «Защита информации». Задачи: Обучающая: расширить кругозор учащихся об информационной защите, о видах вирусов, о существующих законах о защите информации; Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство дружбы, формировать умении работать в коллективе. Развивающая: развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального уровня развития. Оформление:
Подготовка к игре. В игре принимают участие 2 команды. Команды должны придумать название команды, девиз, составить вопросы соперникам. Предварительно был пройден раздел «Защита информации», состоящий из уроков по темам:
Данная игра проводится как урок-обобщение. Выбирается жюри. План игры:
I гейм. Разминка “Дальше, дальше!”II гейм “Заморочки из бочки III гейм “Темная лошадка”.IV гейм “Ты – мне, я – тебе”.V гейм “Гонка за лидером”3. Подведение итогов – 5 минутПродолжительность игры: 45 минут. Ход игры 1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока-игры.Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать всех в этом зале на игре "Счастливый случай". Сегодня мы встретились здесь, чтобы провести «Урок безопасности». Как много интересного таит в себе эта тема. Данный урок является заключительным в разделе «Защита информации». Я представляю участников игры. Поприветствуем их (команды должны объявить свое название и озвучить девиз). Пожелаем, им удачи, счастливого случая. Итак, вперед к успеху! 2. Проведение игрыУчитель: Сегодня между командами сраженье. Но пусть обид не будет среди вас. Ведь победитель или побежденный Сегодня будет кто-то среди вас. Мы будем рады, если вы в сраженьях Покажите находчивость свою. Уменье, знанья и веселье позволят вам Сыграть в ничью. Учитель: Не в театре телевизионном, а среди наших школьных стен, начинаем сейчас мы весёлую игру "Счастливый случай". I гейм. Разминка “Дальше, дальше!”Учитель: На первый гейм, вот шутка, Даны всего лишь полминутки. Поспеши-ка, не зевай, Правильный ответ давай. Учитель: За 30 секунд команды должны ответить на 5 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда ответов не знает, они говорят: «Дальше». (У жюри секундомер). Команды приглашаются по очереди. Вопросы 1 команде.
Вопросы 2 команде.
Учитель: Слово жюри. С каким счетом закончили I гейм команды? Жюри: - (озвучивает результаты) Звучит музыка “ Счастливого случая” II гейм “Заморочки из бочки”Учитель: Для этого задания Приложите все старания. И победу тот возьмёт, У кого счастливый лот. Учитель: Представители команд по очереди выбирают бочонки (каждый бочонок имеет цвет, соответствующий определенной тематике, и определенный номер от 1 до 10) и отвечают на вопрос, который содержится в нем. На обсуждение вопроса отводится одна минута.Если команда ответила неверно, дается возможность ответить другой команде. Один из бочонков является счастливым, т.к. задания нет, а балл присуждается. Это так называемый “счастливый случай”. Какие же темы мы затронем в этом гейме? Зеленый бочонок – вопрос о вредоносных программах. Красный бочонок – вопрос о физической защите данных на дисках Желтый бочонок – общие вопросы о защите информации. Вопросы в бочонках: № 1 (зелёный) – Вредоносные программы - это Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) шпионские программы 2) программы, наносящие вред данным и программам, находящимся на компьютере 3) антивирусные программы 4) программы, наносящие вред пользователю, работающему на зараженном компьютере 5) троянские утилиты и сетевые черви № 2 (жёлтый) – К биометрической системе защиты относятся: Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) Защита паролем 2) Системы распознавания речи 3) Антивирусная защита 4) Идентификация по радужной оболочке глаз 5) Идентификация по отпечаткам пальцев № 3 (красный) – RAID-массив это Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) Набор жестких дисков, подключенных особым образом 2) Антивирусная программа 3) Вид хакерской утилиты 4) База защищенных данных 5) Брандмауэр № 4 (зелёный) – Вредоносная программа, которая подменяет собой загрузку некоторых программ при загрузке системы называется... Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) Загрузочный вирус 2) Макровирус 3) Троян 4) Сетевой червь 5) Файловый вирус № 5 (жёлтый) – Пользователь (потребитель) информации это: Выберите один из 3 вариантов ответа:
№ 6 (зелёный) – К вредоносным программам относятся: Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) Потенциально опасные программы 2) Вирусы, черви, трояны 3) Шпионские и рекламные программы 4) Программы-шутки, антивирусное программное обеспечение 5) Межсетевой экран, брандмауэр № 7 (красный) – Счастливый бочонок № 8 (жёлтый) – Защита информации это: Выберите один из 5 вариантов ответа:
Учитель: Слово жюри. С каким счетом закончили 2 гейм команды? Жюри - (озвучивает результаты II гейма и общего счета) Звучит музыка “ Счастливого случая” III гейм “Темная лошадка”.Учитель: Этот гейм самый интересный, таинственный. Наша жизнь устроена так, что все тайное когда-нибудь становится явным. Мы говорим о «темной лошадке». Учитель: В гости к нам пришёл Человек из прошлого. Угадайте, кто же он? Учитель: Перед вами сейчас будет представлена фотография “темной лошадки” - известного человека. Но эта фотография будет закрыта. Чтобы открыть фотографию необходимо будет угадать, кто на ней изображен. Сделать это можно будет с помощью подсказок, но с каждой подсказкой количество баллов уменьшается. Максимальное количество балов – 4. Чья команда быстрее поднимет руку, та и отвечает. Учитель: «Темная лошадка» (Евгений Касперский) Подсказки:
Учитель: Слово жюри. С каким счетом закончили 3 гейм команды? Жюри : (озвучивает результаты III гейма и общего счета) Звучит музыка “ Счастливого случая” IV гейм “Ты – мне, я – тебе”.Учитель: Ты - мне, я – тебе, Будет весело в игре. По вопросу зададим И, конечно, победим. Учитель: Команды задают по 3 вопроса соперникам (поочередно). Вопросы готовились заранее. Кому адресовать вопрос выбирает сам участник. Кто ответил, тот и задает вопрос. За каждый правильный ответ - 1 балл. Отвечающему можно рассуждать вслух. Начинает команда, у которой меньшее количество баллов. Учитель: Слово жюри. С каким счетом закончили 4 гейм команды? Жюри:- (озвучивает результаты IV гейма и общего счета) Звучит музыка “ Счастливого случая” Гейм V “Гонка за лидером”Учитель: Итак, последний гейм! Кто же будет победителем? 5 гейм “Гонка за лидером” посвящен информационной безопасности. Большинство вопросов посвящено правовым аспектам информационной деятельности человека, но будут встречаться вопросы, связанные с распространением вирусов. Ведущий зачитывает вопросы, участники команд отвечают. Кто первый ответит, тот и получает балл, вопросы задаются быстро. Учитель: Вопросы гейма “Гонка за лидером”: 1. По среде обитания вирусы классифицируют на: 1) резидентные, нерезидентные; 2) не опасные, опасные, очень опасные; 3) сетевые, файловые, загрузочные, макровирусы; 4) паразиты, репликаторы, невидимки, мутанты, троянские. 2. Наиболее опасные свойства компьютерного вируса — способность к: 1) удалению данных и модификации себя; 2) модификации себя и форматированию винчестера; 3) форматированию винчестера и внедрению в файлы; 4) внедрению в файлы и саморазмножению. 3. По особенностям алгоритма вирусы можно классифицировать на: 1) резидентные и нерезидентные; 2) не опасные, опасные, очень опасные; 3) сетевые, файловые, загрузочные, макровирусы; 4) паразиты, репликаторы, невидимки, мутанты, троянские. 5. Термин «информатизация общества» обозначает: 1) целенаправленное и эффективное использование информации во всех областях человеческой деятельности на основе современных информационных и коммуникационных технологий; 2) увеличение избыточной информации, циркулирующей в обществе; 3) увеличение роли средств массовой информации; 4) введение изучения информатики во все учебные заведения страны; 5) организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации. 6. Развитый рынок информационных продуктов и услуг, изменения в структуре экономики, массовое использование информационных и коммуникационных технологий являются признаками: 1) информационной культуры; 2) высшей степени развития цивилизации; 3) информационного кризиса; 4) информационного общества; 5) информационной зависимости. 7. Методы обеспечения информационной безопасности делятся на (указать неправильный ответ): 1) правовые; 2) организационно-технические; 3) политические; 4) экономические; 5) все перечисленные выше. 8. Обеспечение защиты информации проводится конструкторами и разработчиками программного обеспечения в следующих направлениях (указать неправильный ответ): 1) защита от сбоев работы оборудования; 2) защита от случайной потери информации; 3) защита от преднамеренного искажения; 4) разработка правовой базы для борьбы с преступлениями в сфере информационных технологий; 5) защита от несанкционированного доступа к информации. 9. Отличительными особенностями компьютерного вируса являются: 1) значительный объем программного кода; 2) способность к самостоятельному запуску и многократному копированию кода; 3) способность к созданию помех корректной работе компьютера; 4) легкость распознавания; 10. Какой из нормативно-правовых документов определяет перечень объектов информационной безопасности личности, общества и государства и методы ее обеспечения? 1) Уголовный кодекс РФ; 2) Гражданский кодекс РФ; 3) Доктрина информационной безопасности РФ; 4) постановления Правительства РФ; 5) Указ Президента РФ. 11. Что не относится к объектам информационной безопасности Российской Федерации? 1) Природные и энергетические ресурсы; 2) информационные ресурсы всех видов; 3) информационные системы различного класса и назначения, информационные технологии; 4) система формирования общественного сознания; 5) права граждан, юридических лиц и государств на получение, распространение, использование и защиту информации и интеллектуальной собственности. 12. Для написания самостоятельной работы вы скопировали из Интернета полный текст нормативно-правового акта. Нарушили ли вы при этом авторское право? 1) Да, нарушено авторское право владельца сайта; 2) нет, так как нормативно-правовые акты не являются объектом авторского права; 3) нет, если есть разрешение владельца сайта; 4) да, нарушено авторское право автора документа; 5) нет, если истек срок действия авторского права. 13. Можно ли разместить на своем сайте в Интернете опубликованную в печати статью какого-нибудь автора? 1) Можно, с указанием имени автора и источника заимствования; 2) можно, с разрешения и автора статьи и издателя; 3) можно, но исключительно с ведома автора и с выплатой ему авторского вознаграждения; 4) можно, поскольку опубликованные статьи не охраняются авторским правом; 5) можно, с разрешения издателя, выпустившего в свет данную статью, или автора статьи. 14. Что необходимо указать при цитировании статьи, размещенной на чьем-то сайте? 1) Имя автора, название статьи, адрес сайта, с которого заимствована статья; 2) адрес сайта и имя его владельца; 3) имя автора и название статьи; 4) электронный адрес сайта, с которого заимствована статья; 5) название статьи и название сайта. 15. Считается ли статья, обнародованная в Интернете, объектом авторского права? 1) Нет, если статья впервые обнародована в сети Интернет; 2) да, при условии, что эта же статья в течение 1 года будет опубликована в печати; 3) да, так как любая статья является объектом авторского права как произведение науки или литературы; 4) да, если указан год первого опубликования; 5) да, если автор использует знак охраны авторского права. 16. В каких случаях при обмене своими компьютерными играми с другими людьми не будут нарушаться авторские права? 1) Если экземпляры этих компьютерных игр были выпущены в свет и введены в гражданский оборот с согласия автора; 2) если обладатели обмениваемых экземпляров компьютерных игр приобрели их по договору купли-продажи/мены; 3) если одновременно соблюдены условия, указанные в пунктах а) и б); 4) если они распространяются путем сдачи в прокат; 5) если автору выплачивается авторское вознаграждение. Учитель: Итак наша игра подходит к завершению, жюри подводит итоги с каким счетом закончили 5 гейм команды и общий итог игры. 3. Подведение итоговЖюри: - (озвучивает результаты V гейма и общего счета) Команда - победительница награждается дипломами победителей и все участники команды получают оценку «5». Участники проигравшей команды получают оценку «4». Учитель: Сегодня мы с вами вспомнили многое об информационной безопасности, о вирусах. Кто-то узнал что-то новое для себя. Говорить о защите информации можно бесконечно. У нас еще будут “Счастливые случаи”, когда мы сможем поделиться знаниями о новых вирусах и способах защиты от них. Игра закончена. До новых встреч!!! Звучит музыка “ Счастливого случая” |