Скачать 119.39 Kb.
|
Разработка урока " Этические и правовые аспекты информационной деятельности. Правовая охрана программ и данных. Защита информации "Адвокат: Хакерами просто пугают людей. Знаете, как ограбить банк с помощью кувалды и ноутбука? Судья: Нет! Адвокат: Очень просто! Подходите к банкомату, разбиваете кувалдой вдребезги, забираете деньги и уходите. Зачем же тогда ноутбук, спросите? Отвечаю! Какой же хакер без ноутбука… (анекдот) Тема: Защита информации Тип урока: Комплексное применение знаний Вид: Деловая игра, защита проектов Форма проведения урока: Урок построен в виде игры с использованием приемов моделирования решения задач из реальной жизни. На уроке моделируется ситуация деловой игры: группам студентов предлагается задача-ситуация, которую необходимо будет решить, используя свои знания и представленную информацию в кейсе (кейс – это ситуационная задача и информация, необходимая для ее решения, которая размещена в специальной папке). Группе студентов необходимо будет подготовить и защитить проект “ Защита информации. Правовая охрана программ и данных”. Студенты участвуют в подготовке данного урока (разработать логотип, рекламный постер для фирмы, используя графические редакторы). Цели урока:
Подготовка кабинета: 3 рабочих места для группы из 4 человек (объединить столы). Оборудование:
Продолжительность занятия: 45 – 60 минут План урока: 1. Организационный момент (приветствие, организация студентов) – 1-2 минуты
Доска: логотип фирмы и краткие сведения (Приложение 1) Дополнительные материалы: бейджи детям, учителю 2. Мотивационный этап (определение целей и задач урока, объяснение плана работы, разбиение студентов на группы) – 5 минут
Экран мультимедийного проектора: текст основной ситуации-задачи (Приложение 2) , список содержимого кейса (Приложение 3), результаты жеребьевки Раздаточный материал: кейсы, ватманы, маркеры, скотч и т.п. 3. Работа в группах – 15 минут
Доска: список критериев защиты проекта (Приложение 4) 4. Выступления студентов (защита проектов) – 15 - 20 минут
Доска: проекты студентов 5. Анализ работы и подведение итогов – 5 минут
Раздаточный материал: анкеты-резюме (Приложение 11) Доска: диаграмма рейтинга, критерии оценки защиты проектов 6. Рефлексия – 2 минуты 7. Заключительное слово преподавателя - 2 минуты Ход урока 1. Организационный момент Здравствуйте! Меня зовут Шестакова Татьяна Ивановна – я менеджер по кадрам фирмы, занимающейся изготовлением запасных частей. 2. Мотивационный этап Фирма еще очень молода (1 год на рынке), но перспективна. Растут потребительские запросы, а соответственно и растет фирма. Увеличивается денежный и товарный обороты, штат работников. Как менеджер по кадрам, я заинтересована в подборе персонала для фирмы. Вы - будущие технологи, но подбор сотрудников будет проводиться для отдела АСУ (отдела автоматизированного управления), одной из задач которого является автоматизация рабочих мест сотрудников фирмы и обеспечение защиты информации. Вас 12 человек, а мне нужно выбрать только 4. Поэтому я проведу среди вас кастинг, (т.е. подбор кадров) по следующим критериям:
Для того, чтобы сделать свой выбор, вам предоставляется следующая задача, которую необходимо будет решить, используя свои знания и представленную информацию в кейсе (кейс – это ситуационная задача и информация, необходимая для ее решения, которая размещена в специальной папке у вас на столах). Изменения, происходящие в экономической жизни России – создание финансово-кредитной системы, предприятий различных форм собственности и т.п. – оказывают существенное влияние на вопросы защиты информации. Каждый сбой работы компьютерной сети это не только моральный ущерб для работников предприятий и сетевых администраторов, это может парализовать работу целой корпорации, банка, предприятия, что приводит к ощутимым материальным потерям. Компьютерная сеть Интернет стремительно превратилась в общепланетарную информационную систему (для кого-то она глобальный справочник, для кого-то библиотека мировой культуры, для кого-то трибуна собственных суждений), она вобрала в себя не только достоинства глобальности, но и глобальные пороки. Возможности Сети все чаще становятся средством совершения противоправных деяний. Усугубляется все это особенностями сети, позволяющей наносить максимально возможный ущерб при минимуме затрат. Популяризация в Сети компьютерной преступности и деятельности хакеров окружена неким ореолом безнаказанности и благородства. СМИ также подогревают интерес к этому виду деятельности, создавая атмосферу романтики и славы. Успешные вторжения хакеров в те или иные компьютерные объекты показывают уязвимость пользователей компьютерных сетей, которые, стремясь к упрощению обмена информации и ускорению ее обработки, теряют на безопасности. Вам необходимо будет подготовить и защитить проект “ Защита информации. Правовая охрана программ и данных», представленный вами проект должен обеспечить: максимальное удовлетворение пользователя по защите информации, формирование у него желания творчески и продуктивно работать, а также познакомить с этическими и правовыми аспектами информационной деятельности. До начала урока вас разделили на 3 группы-команды. (Тест на выявление психологических особенностей студентов по методике “Мелодия вашего поведения” - апробировано: дети с одинаковыми или близкими психологическими особенностями работают более эффективно, слаженно, понимают друг друга.) На столе у каждой группы лежат папки, которые мы будем называть кейсы. Что можно найти в этом кейсе:
Обратите внимание на то, что каждый листок в кейсе имеет свой цвет, чтобы с данным пакетом документов можно было легко работать. Ваша задача внимательно изучить, проанализировать информацию, на основании анализа нужно будет разработать, представить и защитить проект «Защита информации. Правовая охрана программ и данных». Чем более убедительными будут ваши аргументы и доводы, тем вероятность того, что вы будете сотрудниками нашей фирмы выше! Во время работы команд на экране проектора можно будет увидеть критерии рейтинга каждой группы. А после выступления вы можете увидеть диаграмму рейтинга работы и защиты проекта каждой группы. Все что необходимо вам для доклада, вы найдете на столе, а это: маркеры, ватманы, фотографии, скотч… Прежде чем приступить к работе в группах, проведем жеребьевку очередности выступления с защитой доклада. Каждая группа выберите, пожалуйста, понравившийся фрукт. Откройте и достаньте свой номер. Итак, задачи определены, жеребьевка проведена… Ко мне есть вопросы? Вы готовы к работе? 3. Работа в группах с кейсами Приступаем к работе. У вас есть ровно 15 мин., чтобы изучить, проработать материал кейса и представить свои проекты. Прошу всех быть предельно внимательными, проявить активность и творческий подход к делу. Заканчиваем работу в группах. (Преподаватели – гости тоже могут объединиться в группу и поработать с кейсом по данной теме урока. А в конце урока сравнить свою выполненную работу с работами учащихся.) 4. Выступление студентов Уважаемые коллеги, у вас было задание исследовать предложенные ситуации, применить багаж ваших знаний по данной проблеме и проанализировать материал, представленный в кейсе. На основании анализа нужно было представить и защитить проект «Защита информации. Правовая охрана программ и данных». Надеюсь, что каждая команда уже приготовила свой проект и готова выступить с его защитой. Прежде чем приступить к этой работе, хочу обратить внимание на следующий факт. Вы конкурирующие команды, поэтому нужно быть предельно внимательными при защите проектов команд-соперников. После выступления у вас будет возможность задать интересующие вас вопросы выступающему и группе в целом, чтобы более ясно представить решение предложенных ситуаций. Напоминаю, что на экране можно будет увидеть диаграмму рейтинга выступления и работы, в целом, группы. Первое выступление – команда … Спасибо за выступление. Теперь вопросы конкурирующих команд. Следующая группа… и т.д. 5. Анализ и подведение итогов Таким образом, мы выполнили поставленную сегодня задачу: Подготовить и защитить проект «Защита информации. Правовая охрана программ и данных». Вы представили великолепные проекты. Ваши выступления были настолько аргументированы, что я была в замешательстве, при выборе самого-самого лучшего проекта. Вы славно поработали сегодня. Каков же мой вердикт. На работу в фирму я буду рекомендовать группу … Почему? Во-первых, обратите внимание на монитор. На диаграмме рейтинга можно увидеть небольшой отрыв группы …. Нужно отметить, что группа подготовила хороший проект. А это значит, что в целом команда поработала очень продуктивно. Выступающий от группы представил более убедительные аргументы и выводы в защите своего проекта. Я думаю, что вы все со мной согласитесь. Кроме этого, выступающий и его группа полно и компетентно отвечали на вопросы конкурирующих групп. Поэтому уважаемые студенты, я обращаюсь к группе … Пожалуйста, заполните анкету-резюме для отдела кадров фирмы. Я поздравляю вас, что вы успешно прошли кастинг. Хочу отметить, еще …. Я тоже предлагаю вам заполнить анкету-резюме для того, чтобы внести ваши данные в банк данных фирмы. Буду иметь в виду ваш профессионализм, активность, коммуникабельность… Третья группа, не расстраивайтесь, вы все активно, продуктивно и творчески поработали. Я очень рада, что вы помогли мне успешно провести кастинг. Результаты нашей с вами работы дадут возможность руководству не только внедрить один из проектов, но пополнить свой штат профессионально компетентными, активными творческими сотрудниками. А это, значит, обеспечить и другим работникам фирмы полноценную продуктивную творческую работу. Доброжелательный климат в коллективе фирмы. 6. Рефлексия Теперь я предлагаю каждому подвести итог своей работы. Ответьте на следующие вопросы:
Каждому ответу определите свой цвет: - “Да!!!” - красный; - “Ни да, ни нет…” - зеленый; - “Нет!!!” - синий. Перед вами на столах лежат картинки разноцветных фруктов (красные, зеленые и синие) – Приложение 15. У каждой группы на столе лежит картинка с деревом без фруктов (Приложение 16), я предлагаю “одеть дерево”, т.е. приклеить цветные фрукты, в зависимости от ваших “цветных ответов”. 7. Заключительное слово преподавателя В завершении хочу сказать вам ОГРОМНОЕ СПАСИБО за вашу хорошую работу, активность и творческий подход к делу. Мне приятно было работать с вами, потому что вы доброжелательные, творческие личности. Желаю вам оставаться такими же: улыбающимися, всегда молодыми людьми. На будущее желаю вам повышать ваш профессионализм, огромного здоровья, удачи и найти достойную работу (не только высокооплачиваемую, но и по душе). А ваши деревья с красными фруктами говорят о том, что цели нашего урока достигнуты и вы справились с поставленными перед вами задачами. |