ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ III КУРСА
В ДОЛЖНОСТИ ПОМОЩНИКА ВРАЧА СТОМАТОЛОГА ДЕТСКОГО
(ГИГИЕНИСТА)
Производственная практика студентов III курса стоматологического факультета проводится после окончания весенней экзаменационной сессии (12 рабочих дней) в различных отделениях стоматологических поликлиник. 2.1. Цель практики – приобретение практических навыков, связанных с диагностикой и профилактикой стоматологических заболеваний; проведением индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта; освоением структуры стоматологической поликлиники, организацией ее работы по оказанию лечебно-профилактической помощи населению; санитарно-гигиеническим просвещением в области профилактики стоматологических заболеваний. Задачи производственной практики
Ознакомить студентов со структурой стоматологической поликлиники, организацией оказания стоматологической помощи детскому населению.
Выработать у студентов практические умения по выявлению и устранению факторов риска возникновения стоматологических заболеваний;
Выработать у студентов навыки назначения индивидуальных средств гигиены и профилактики стоматологических заболеваний;
Ознакомить студентов с методами организации и проведения профилактических мероприятий среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровнях;
Ознакомить студентов с методами стоматологического просвещения и осуществление мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья;
Ознакомить студентов с методиками проведения эпидемиологического стоматологического обследования детского и взрослого населения и планирования программы профилактики;
Выработать у студентов навыки составления индивидуальных программ гигиены полости и программ профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения.
Выработать знания и навыки по оформлению медицинской документации.
Выработать навыки санитарно-просветительной работы путем проведения бесед и чтения лекций детям и родителям.
Принимать активное участие в работе лечебных конференций и в политико-массовой работе коллектива стоматологических учреждений
2.2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ,
КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ СТУДЕНТ ПО
ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
После прохождения производственной практики в качестве помощника врача стоматолога-детского (гигиениста), студент должен уметь:
- регистрировать и оценивать состояние твёрдых тканей зубов, пародонта, гигиены полости рта;
- выявлять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний;
- обучать детей и взрослых правилам гигиенического ухода за полостью рта;
- проводить индивидуальный подбор средств гигиены полости рта;
- применять методы и средства профилактики стоматологических заболеваний на индивидуальном, групповом уровнях;
- проводить профессиональную гигиену полости рта;
- проводить стоматологическое просвещение населения по вопросам возникновения и предупреждения стоматологических заболеваний;
- планировать программы профилактики стоматологических заболеваний на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях;
- планировать индивидуальные программы гигиены полости рта
владеть:
- определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей;
- определять состояние тканей пародонта с помощью пародонтальных индексов;
- определять распространенность, активность и интенсивность стоматологических заболеваний в группе обследованных;
- определять гигиеническое состояние полости рта с применением индексов;
- осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта пациенту в зависимости от возраста и состояния полости рта;
- демонстрировать различные методы чистки зубов на фантомах;
- обучать методам чистки зубов детей и взрослых;
- проводить контролируемую чистку зубов;
- проводить диагностику и дифференциальную диагностику очаговой деминерализации эмали;
- проводить витальное окрашивание очагов деминерализации эмали;
- применять реминерализирующие средства;
- использовать фторидсодержащие растворы;
- покрывать зубы фторидсодержащим лаком, гелем;
- проводить герметизацию фиссур зубов;
- удалять над- и поддесневые зубные отложения, используя ручные, ультразвуковые инструменты;
- проводить беседы (индивидуальные, групповые), лекции с различным контингентом населения по предупреждению возникновения и развития стоматологических заболеваний;
- проводить «уроки здоровья» в организованных детских коллективах и женских консультациях;
- разрабатывать материалы по стоматологическому просвещению.
В процессе прохождения производственной практики студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
В процессе прохождения производственной практики студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ПК):
способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7).
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-12);
способностью и готовностью проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-13);
способностью и готовностью формировать группы риска по развитию стоматологических заболеваний с целью их профилактики (ПК-15);
способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-17);
способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур (ПК-18).
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта (ПК-19);
способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-23).
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
способностью и готовностью управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК-45).
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-50);
способностью и готовностью к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК-51).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
№ пп
| Объем в днях
| Наименование и краткое содержание
| Характер и цель работы
| 1.
| 1-й день
| Ознакомление с работой врача стоматолога детского (гигиениста), правилами охраны труда и техники безопасности.
Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями.
Знакомство с оказанием в случае необходимости первой доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях (обморок, кровотечение, судорожный синдром, анафилактический шок и др.).
| Общее знакомство с работой врача стоматолога детского (гигиениста).
Общее знакомство с правилами техники безопасности в стоматологических поликлиниках. Оказание в случае необходимости первой доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях (обморок, кровотечение, судорожный синдром, анафилактический шок и др.). Цель – знакомство с методами оказания профилактической помощи и подготовки к оказанию врачом стоматологической помощи.
| 2.
| 2-й день
| Обработка стоматологического инструментария:
а) дезинфекция
б) предстерилизационная очистка
в) стерилизация
Приготовление дезинфицрующих и моющих растворов.
Подготовка кабинета к приему больных:
а) проверка исправности стоматологического оборудования
б) подготовка стерильного стола врача (медикаменты, пломбировочные материалы, лотки с инструментами для осмотра больных)
Кварцевание помещения.
Во время приема больных врачом, обработка стерильного столика врача, наконечников, кресел, подлокотников дез.раствором.
Изготовление ватно-марлевых валиков, тампонов.
Заполнение журнала гене-ральных уборок, часы кварцевания.
| Студент осваивает навыки стерилизации в стоматологических учреждениях. Цель – овладеть навыками стерилизации и дезинфекции в стоматологических учреждениях.
| 3.
| 3 – 12 день
| Гигиеническое обучение и воспитание
а) детей дошкольного возраста
б) детей школьного возраста
Санитарно-просветительная работа (беседы, лекции).
Выпуск санбюллетеня.
Индивидуальное обучение детей различного возраста чистке зубов и ее контроль.
Подобрать зубную щетку и пасту для пациентов различного возраста в зависимости от состояния твердых тканей зубов и пародонта.
| Освоение методов гигиенического обучения и воспитания детей различного возраста.
Цель – Освоить методы гигиенического обучения и воспитания по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.
| 4.
| 3-12-й день
| Записывать зубную фор-мулу временных и постоянных зубов в соответствии с международной системой обозначения.
Определить состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, КПУ+кп, кп зубов и поверхностей.
Выявлять зубные отложения. Определить гигиенические индексы по Федорову-Володкиной.
| Осмотр полости рта у детей различного возраста с оценкой состояния твердых тканей зубов и гигиенического индекса.
Цель – Оценить особенности стоматологического статуса детей различного возраста с целью назначения индивидуальных средств профилактики.
| 5.
| 3-13-й день
| Покрытие зубов фторлаком.
Средства, используемые для реминерализующей терапии (ремодент, раствор Боровского, глюконат кальция 10%). Методики применения.
Методики инвазивной и неинвазивной герметизации фиссур. Герметики: «Кетак-моляр», «Витример».
| Освоение методов покрытия зубов фторлаком и реминерализующими средствами, герметизации фиссур.
Цель – Освоить показания и методики проведения индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний, герметизации фиссур в сменном прикусе у детей.
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ БАЗ ПП
ОСНОВНЫЕ БАЗЫ ПП - ГОРОДСКИЕ (г. Казань) ДСП № 1 Московского района тел. 523-65-85
Наличие кресел по кабинетам:
терапевтический - 8
хирургический - 2
ортодонтический - 2
Оснащение - хорошее.
Категория - 3.
Руководители практики на местах:
глав. врач имеет высшую категорию, врачи - первую категорию ДСП № 2 Ново-Савиновского района тел: 521-31-08:
Наличие кресел по кабинетам:
терапевтический - 7
хирургический - 2
ортодонтический - 2
Оснащение - хорошее
Категория - 3.
Руководители практики на местах: глав. врач и зав. отделением имеют
высшую категорию, врачи - первую категорию. ЗАО КДЦ Авиастроительного района. тел: 524-95-16
Наличие кресел по кабинетам:
терапевтический -3
хирургический - 1
ортодонтический - нет
Оснащение - хорошее.
Категория - 2.
Глав. врач имеет первую категорию, зав. отделением - высшую категорию,
врачи - первую категорию. ДСП № 5 Кировского района тел: 557-27-93
Наличие кресел по кабинетам:
терапевтический - 3
хирургический - 1
ортодонтический - 1
Оснащение - хорошее.
Категория - 3.
Руководители практики на местах: глав. врач имеет первую категорию, зав.
отделением - высшую категорию, врачи - первую. ДСП № 6 Советского района тел: 272-55-02
Наличие кресел по кабинетам:
терапевтический - 3
хирургический - 1
ортодонтический - 3
Оснащение - хорошее.
Категория - 2.
Руководители практики на местах: глав, врач и зав. отделением имеют высшую категорию, врачи - первую категорию. РСП «Детская стоматологическая поликлиника». тел: 236-43-01
Наличие кресел по кабинетам:
терапевтический - 2
хирургический - 1
ортодонтический - 2
Оснащение - хорошее.
Категория - 2.
Руководители практики на местах: глав, врач и зав. отделением имеют высшую категорию, врачи - первую категорию. Все поликлиники типовые, укомплектованы кадрами полностью. Условия для прохождения практики имеются.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ Основная литература
Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста. М.: Медицинская книга. Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2001. — 744 с.
Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматология профилактическая М.: Медицинская книга. Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2005. — 284 с.
Дополнительная литература
Бир Р., Бауман М., Ким С. Атлас по стоматологии. М.: Медпресс-информ. – 2004, 363 с.
Дагал М.С., Корзон М.Е., и др. Лечение и реставрация молочных зубов. (Иллюстрированное рук-во по лечению и реставрации кариозных молочных зубов.) /Пер. с англ. Под общей ред. Т.Ф. Виноградовой. – М.: Медпресс-информ. – 2006, 160 с.
Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ у детей. /Под ред. Л.Н. Казариной.- М.: Медицинская книга. Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2004. - 264с.
Рабухина Н.А., Аржанцев А.П. Рентгенодиагностика в стоматологии. М.: ООО «Мед.информ.агент», 2003, - 452 с.
Стоматология. Учебник. /Под ред. Трезубова В.Н., Арутюнова С.Д. М: Медицинская книга, 2004, 580 с.
Сунцов В.Г., Леонтьев В.К., Дистель В.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей. М.: Медицинская книга. Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2001. – 344 с.
Сайфуллина Х.М. Кариес зубов у детей и подростков. Учебное пособие. – М: МЕДпресс., 2001 – 96 с.
Улитовский С.Б. Мануальная зубная щетка. С-Пб.: Человек, 2002 – 224 с.
Улитовский С.Б. Средства индивидуальной гигиены полости рта: порошки, пасты, гели зубные. С-Пб.: Человек, 2002 – 296 с.
Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний. М.: Медицинская книга. Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2003. – 292 с.
Улитовский С.Б. Гигиена полости рта в ортодонтии и ортопедической стоматологии. М.: Медицинская книга. Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2003. – 221 с.
Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиена полости рта. М: МЕДпресс-информ., 2005 – 192 с.
Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М.: Медицина, 2003 – 640 с.
Хоменко Л.А., Остапко Е.И., Биденко Н.В. Клинико-рентгенологическая диагностика заболеваний зубов и пародонта у детей и подростков. М.: Книга плюс, 2004 – 200 с.
Детская терапевтическая стоматология. Учебное пособие. /Под ред. Л.П. Кисельниковой. Изд-во «Литерра», 2009.
Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство. /Под ред. В.К. Леонтьева, Л.П. Кисельниковой. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010 – 896 с.
|