К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном





Скачать 309.99 Kb.
НазваниеК вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном
страница1/2
Дата публикации23.06.2014
Размер309.99 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2
Это http://zt1.narod.ru/doc/Ionin-k-voprosu-shk-kolon.doc

К вопросу о загородной школе с сел.-хоз. уклоном

ZT. Теоретическая статья И.В. Ионина 1923-24 г.
Ниже ZT - это я, Зиновий Тененбойм, http://vk.com/tenen .
ZT. Вообще, все публикации И.В. Ионина помимо описания практики имели и настойчивые теоретические составляющие. И.В. Ионин – это теоретизирующий практик и практикующий теоретик. Антон Семенович Макаренко и Филиппом Иванович Егерман http://zt1.narod.ru/doc/egerman.doc (это только из самых крупных) тоже были теоретизирующими практиками и практикующими теоретиками.
ZT. О замеченных опечатках прошу сообщать мне на мои http://ztmak.livejournal.com/ или http://vk.com/tenen .
Из интернета. - Общеобразовательная школа. Формирование новой единой школьной сети в городе [СПб] закончилось к 1919. Она включала 382 школы (94,3 тыс. учащихся), в том числе 188 школ с классами 2-й ступени (6-9-й классы). Открывались школы для работающей молодёжи (первая - на 750 человек - создана в 1918 при Путиловском заводе и верфи в здании бывшей дирекции завода). В первые годы Советской власти для детей трудящихся организовывались «летние школы» (Петергоф, Стрельна, Павловск, Детское Село, Сестрорецк). Открывались загородные школы-колонии («Красные зори», «Советская школа-колония»), в которых проверялись новые формы и методы обучения и воспитания.
ZT. Надо отметить, что такие крупные педагоги 1920-х – 30-х как А.С. Макаренко, И.В. Ионин и Ф. И. Егерман ( http://zt1.narod.ru/doc/egerman.doc ) строили свои учреждения как стратегический образец для всего СССР.
[ ZT.

1) Вот бы кто в архиве ЦГА, филиал по учреждениям просвещения, СПб Шпалерная 34 Фонд Р-2552 ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛКОМА ЛЕНИНГРАДСКОГО ГУБЕРНСКОГО СОВЕТА (ЛЕНГУБОНО) (1918-1927 гг.) поискал бы "кое-что" по Игнатию Ионину ("Красным Зорям") и по другим именам и учреждениям, вообще упоминаемым в публикациях И.В. Ионина ( о них в моём http://zt1.narod.ru/doc/Ionin-v-RNB-i-ot-ZT.doc ).

2) Как организатор учреждения И.В. Ионин ничуть не уступает А.С. Макаренко, а в чём-то и превосходит его.

3) В общем-то Игнатий Вячеславович Ионин писал не плохо, но всё же некоторые абзацы в его публикациях косноязычны. ]
-----

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГУБСОЦВОС

ШКОЛА-КОЛОНИЯ

(КОММУНА).

Педагогический сборник по сельскохозяйственному уклону в трудовой школе

Под редакцией Н. А. Кузнецова.

Составлен при участии:

И. В. Ионина, Н. А. Кузнецова, В. В. Мешковского,

Т. Ф. Никифорова, Н. В. Орловой, И. А. Челюсткина,

С. А. Ягунова.

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Книжного Сектора Губоно

Ленинград 1924.
РНБ (СПб) шифр 17.148.7.119а.
-----

Стр.15

К вопросу о загородной школе с сел.-хоз. уклоном
Без учителя, способного творчески работать в школе, творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может.

Е. Фортунатова.
Идея загородной школы настолько близка каждому педагогу, что вряд ли на этом вопросе есть необходимость останавливаться. Школа в том виде, в каком она в массе своей существовала до реформы, родила столько нелестных для себя эпитетов: "каземата", "четырех стен", "душных и пыльных городских комнат" и пр., что уже в дореволюционное время мы видели попытки видоизменить форму ее жизни, и содержание работы.

Здесь нам хотелось бы с особенной резкостью подчеркнуть, что рождаемая городская школа "ухитрялась" всё, что в ней было отрицательного, привить к школам, которые уже хотя бы даже по территориальному своему расположению находились в более благоприятных, в более естественных для школы условиях, т. е. школам провинциальным и школам сельским.
Если согласится с Б. Е. Райковым, что "первое десятилетие XX [века] будет отмечено в истории русской педагогики, как эпоха появления "новых школ" (Проф. Б.Е. Райков. Школьные экскурсии, их значение и организация), то весну 1919 года мы должны признать, по крайней мере для тогдашнего Союза Коммуны Северной Области, тем периодом, когда школа широко ступила на путь реализации
-----

Стр.16
той массы педагогических идей, которые так долго ждали своего времени.

И если опять-таки, по утверждению того же автора, все попытки организовать новую школу в то время "были тогда делом частной общественной инициативы", то конец второго десятилетия - ознаменовался именно тем, что частной инициативе уступает момент широкого государственного строительства.

Из общего положения о единой Трудовой Школе к этому времени выявилось, что характер школы определяет окружающая школу среда.

Вполне естественно, что Ленинградская школа, школа города - застрельщика Октябрьской революции, школа Ленинградской промышленности, школа города, где политически воспитался пролетарий, конечно, вслед за Октябрем получила призывы: "на фабрику", "на завод".

Но не дымились трубы там, куда теоретически реформирующая рука направляла новую школу. Фабрика и завод находились в состоянии если не смерти, то агонии. А сама школа оказалась не имеющей даже возможности наладить своей жизни "по старому".

Так было к весне 1919 года.

И если позволим себе сказать, что те "Новые Школы" о которых говорит Райков, осуществляя в дореволюционное время новые педагогические идеи, находили лишь отдушину для новой работы, организуя экскурсионное дело и практические занятия, то и школа "Питера", попавшая к 19 году в организационный тупик официальных неограниченных возможностей с одной стороны, и с другой полного отсутствия каких бы то ни было физических возможностей реальной работы, нашла для себя путь, идя по которому она даже в тяжелых условиях нашей жизни осуществила, если не всё, то многое.

Путь этот был найден после того, когда Наркомпросом загородные княжеские и барские дворцы и поместья было решено использовать для летнего пребывания школьников за городом.

Подчеркиваю здесь — именно пребывания, а не летней школьной работы.

Загородного типа работа в школе велась и до этого времени. Нам известны ее положительные результаты не только за границей, но и у нас в России, где работа эта протекала исключительно по частной инициативе и на средства общественных и благотворительных организаций.

Официально эти учреждения ставили себе задачей в большинстве случаев восстановление физического здоровья ребенка.

Знакомясь же глубже с историей их существования, мы
-----

Стр.17
убеждаемся, сама жизнь учреждений этого типа толкает их внимание на организацию жизни не учащегося, не гимназиста, не школьника, а ребенка, юноши, девушки в целом, в самом широком смысле этого слова.

1919 год организационно выступил также с лозунгом, который сам по себе мало способствовал осуществлению новых широких педагогических идей.

Дети должны были получить дворцы.

Дети должны были получать возможность отдохнуть на лоне природы.

Они должны были сменить свои тяжелые впечатления от прошедшей зимы на сказочные летом.

И вот школа за городом.

Пережиты сказочные моменты поселения во дворцах. Школа успела осмотреться, набраться впечатлений от всего нового, что так неожиданно после тяжелой зимы подарила ей жизнь, и перед ней вопрос: что делать дальше?

Вопрос этот приобретает особую остроту уже потому, что школа стоит перед задачей прежде всего организовать жизнь учащегося в целом. Заполнить её не только на целый день, но и на целое лето.

И вспоминая, как разрешали этот вопрос школы за городом в колониях, мы утверждаем, что в это лето каждая из школ разрешала эту задачу по своему.

И лишь один вопрос, несмотря на то, что он не стоял официально в плане её летнего пребывания за городом, всеми школами был поставлен к разрешению, как один из основных, — это вопрос организации учебных занятий.

Этот вопрос разрешали все школы. И при этом каждая нашла в себе достаточно силы, чтобы отказаться от всего того, что, так или иначе, могло напоминать зимнюю школу: уроки, звонки, классы, учебники, а иногда даже и расписание: школа, очутившаяся на берегу моря, среди старого парка, окруженная деревней, среди полей, почувствовала настоящую жизнь.

И вот этот-то момент и должен быть признан тем счастливым моментом, когда школа действительно сумела стать на новую дорогу.

В этот период работы совершенно естественно осуществился лозунг — "школьный коллектив состоит из учащихся данной школы и всех школьных работников". Стерлась грань между учителем и учащимся, которые попали в одни условия и должны были поневоле вместе разрешать все задачи жизни своей школы, ибо иначе их ждал развал.

И не инструктор, не программа, не табель, а жизнь школы сделали великое дело реформы.
-----

Стр.18
Лето 1919 года школами, выехавшими в колонии впервые, было проведено, как лето трудовых школ.

И учащие, и учащиеся осенью в результате проведенного лета восторженно делились своим первым опытом работы по новому.

Но вот, если бы в то время кому-нибудь захотелось, так сказать, учесть, оформить, суммировать, что же, собственно сделано за всё это лето, то вряд ли свое желание он сумел бы выполнить.

Все только как будто чувствовали, что сделано, что-то новое.

Последующая зима протекает не только в выявлении организационных возможностей на будущее для школ, почувствовавших прелесть работы нового типа, но главное в подведении итогов и самое главное в установлении типа прошедшей работы.

За городом летом была не массовая школа. Вернувшись в город, она снова попала в его физические условия школьной жизни, а это её ещё больше заставило чувствовать то новое, что она получила летом.

Необходимо было указать всем, в чем же заключалась суть летней работы в колонии, и где её цель.

Из всех больших работ того времени, — а работы эти протекали с исключительным энтузиазмом, — заслуживает внимание работа Л. П. Якубинского, который после многократных попыток оформить работу летом в виде ее названия (лесные школы, загородные школы) или даже программы, как это делала колония в Мордвиновке, характеризовал сущность работы в тезисах о значении и направлении колониальной работы.

В этих тезисах ему в то время пришлось уделить внимание не только вопросу о сущности работы, но даже указать, "что колония не есть вывезенный за город интернат или детский дом, что нельзя говорить о колонии при школе или школе при колонии, но нужно говорить о школе — колонии" (через тире). "Что колония является первым опытом построения детской трудовой коммуны, наиболее полно осуществляющей социальное воспитание".

И главное, что колония самими своими особенностями создает (или требует создать) новые формы воспитания и обучения, отодвигая на задний план шаблонную систему классных занятий, вводя новы воспитательные формы: экскурсии, урок-прогулка, участие в хозяйстве и т. п.

Я умышленно остановил внимание на вопросе о колониальной работе. Этот период работы отличался исключительными увлечением, поэтому весьма понятно, что по заслушании этих тезисов была принята единогласно резолюция, что: "колониальное строительство является не просто частным случаем школьного строительства, но одной из важнейших его задач, и при этом задачей общегосударственного масштаба".
-----

Стр.19
Надо сейчас же сказать, что среди удовлетворенных зачатками своей новой работой летом нашлись, правда, хотя и немногие, желающие продолжить свою работу в той же обстановке и зимой. Необходимо отдать справедливость этим одиночкам, что они решение свое приняли с верой в будущее.

На зиму их ждали освещение лучиной ( Красные Зори. 19 год ), отсутствие обуви, белья, платья у детей, отсутствие топлива ( Путиловская школа-колония 19 и 20 год, теперь школа-колония имени В. Г. Короленко ), а в некоторых случаях даже отсутствие зимних рам ( почти все колонии сами снабжались 19 и 20 г. ), плохое питание и все прочее, что было так характерно для того тяжелого времени.

Казалось, опыт первой зимней жизни за городом навсегда должен был отучить их от его продолжения, а однако мы наблюдаем, как с первым же весенним солнцем, отряхая прах холодной, голодной, грязной жизни зимою, школа-колония приступает всем своим школьным коллективом к строительству новых форм, нащупанных предыдущим летом.

А результат работы этого лета уже выливается в конкретное содержание так называемой "летней школы".

И мы наблюдаем, как под влиянием жажды новой жизни увеличивается число школ-колоний летом ( подразумевая под этим не увеличение числа выезжающих на лето загород детей, [а] количество учреждений, ставящих широко педагогическую работу ). Видим, что работа их получает все более и более углубленное направление.

Мы видим, что школа, если она физически не может найти для себя возможности выселиться за город, старается использовать лето до максимума, ищет возможности устроить за городом свое филиальное отделение. [ ZT. 189-я школа? ]

То есть мы наблюдаем, что колониальное строительство по пути с организацией летной школы является тем основным фактором, который в порядке постепенности, правда, очень тяжелой и длинной дорогой, ведет школу к тем "новым путям", о которых было возвещено официально 6 лет тому назад, и о которых мечтали мыслящие педагоги еще задолго до революции в школе.

С этого времени педагоги школы уже резко разделяются на два лагеря: сторонников и противников летней школы, а административная мысль борется с оппозицией, "поощряя" опыты летней работы.

Говоря о результатах работы школы, мы должны отметить, что летние школы уже с 19 года фигурируют на сельско-хоз. выставках ( Школа-колония "Прудки" в 19 году на выставке в Гос. сел.-хоз. являлась наиболее эффектным экспонентом среди всей выставки и уже тогда получила высшую награду — Почетный диплом ).
-----

Стр.20
Организуется выставка летней работы школы в Губоно.

Каждую осень чувствуется, что школа твердо стоит на новом пути. Но наступает зима, и мы вовсе не слышим о жизни школ-колоний. Школы-колонии оказывались слишком близкими к жизни. Условия зимы заставляли их вести обычного типа работу. Так продолжалось до 1924 года, и теперь жизнь более, чем когда либо в другой раз, требует сказать, а что же такое собственно загородная школа-колония.

Первый и основное признак — территориальное расположение за городом.

Без этого основного признака немыслимы те формы школьной работы, о которой мы будем говорить впереди.

Но из этого, конечно, нельзя сделать заключения, что всякая территориально расположенная за городом школа будет типичной загородной школой.

Вторым основным признаком, предопределяющим для школ сделаться типично-загородной, является — владение земельным участком. Для наибольших организационных возможностей является не только желательным, но и обязательным, чтобы земельный участок не представлял из себя тот плац для игр перед школами, которым так щеголяли в старое время провинциальные гимназии. Участок должен быть таким, чтобы на нём школа имела полную возможность развернуть в том или ином объеме свое школьное сельское хозяйство.

Этими двумя признаками и исчерпываются те внешние требования, которым должна удовлетворять загородная школа.

Первым основным внутренним идейным признаком загородной школы с сельско-хоз. уклоном должно явиться стремление, жажда, а может быть реальное признание школьным коллективом необходимости развертывать при школе сельское хозяйство. Ибо основным будирующий моментом начала в школе сельско-хоз. уклона является момент вовлечения всего школьного коллектива в интересы реализации при школе сельского хозяйства. Для этого я бы сказал, многим из нас, в особенности педагогам-естественникам, необходимо прежде всего отказаться от того кастового сознания, которое внедрилось в нас с тех нор, мак мы почувствовали в дореволюционное время себя творцами новой школы.

Никто сейчас не собирается опровергать положения, что, верно, естественник первый двинул школу, если и не к жизни, во всяком случае в природу.

Но нельзя гордиться тем, что в 1919 году, ставя опыт летней работы за городом — мы далеки были от так называемой огороднической точки зрения на естественные науки, — как это делал отчете в 1920 году колония в Мордвинове (М. М. Соловьев) ( Вестник наглядных пособий [РНБ П28/576] № 1 — 2, 1920 г. )
-----

Стр.21
Подразумевая под этим те попытки, которые сделали тогда естественники (а не хозяйственники), приближая школу к жизни, т. е., нельзя выражать неудовольствие по адресу педагогов, заложивших фундамент сел.-хоз. уклона.

Нельзя, чтобы в педагогической литературе члены научно методического совета говорили, "что хорошими объектами для изучения - являются огородные растения, на которых выясняется ряд физиологических явлений, но рассматривать эти растения желательно исключительно с ботанической точки зрения" ( Трудовая школа № 2 1922 г. Естествознание в летней школе О. Баратова. Курсив мой ).

[ Баратова О.А. К постановке естествознания в ленинградских шк. "Естествознание в школе" РНБ П28/499, 1926,2. ]

Нельзя, чтобы по докладу Б. В. Игнатьева [Бор. Варнавович 1983-] на Московской конференции преподават.-естественников в марте 1922 года, где он, Б. В., говорил, что "основы сел. хоз. коренятся в глубоких вопросах знания и не являются сведениями прикладными, а часто образовательными", что естествознание "много грешит, так как программами водится больше точная и чистая наука", высказывали мнение, что он производит тяжелое впечатление, и что в докладе есть "очень опасный момент, это нотка недоверия к чистой науке". (В. Ф. Натали). [Вл. Фед.]

Нельзя, желая сохранить во что бы то ни стало естествознание для естествознания, в новой школе, в школе жизни, закрываться фиговый листком, якобы, чистой науки из боязни утилитаризма.

Нельзя, чтобы Б. Е. [Борис Евгеньевич] Райков, сказав, что стремление возможно теснее связать курс естествознания с нуждами и вопросами практической жизни необходимо всячески приветствовать, перед этим выставлял 3 пункта; правда вполне ценных по своему содержанию, но уже тем, что они включены, своим авторитетом отбивал охоту, ставя разрешение вопроса в условия сослагательного наклонения ( Вопросы школьного естествознания. Москва 1922 пр. Б. Е. Райков. Совр. течения в препод. естествознания ).

[ZT. Надо признать некоторую косноязычность двух только что приведённых абзацев от И.В. Ионина.]

Жизнь нами понимается не иначе, как практическая жизнь во всех ее многогранных проявлениях.

Сельское хозяйство за городом есть центр жизни, и поэтому нам совершенно непонятно, почему естественники, которые "наиболее правильно поняли идею трудового обучения, уловив в ней личное, хорошо им известное и испробованное уже на опыте" ( Вопросы школьного естествознания по материалам Московской конференции преподавателей естествознания под редакцией В. Ф. Натали. Москва 1922 ), как об этом доложил Б. Е. Райков в Москве на съезде, так чураются центра жизни целой страны.

И вот, когда без всяких оговорок сел. хозяйство будет признано центром, осью жизни, и только тогда, конечно, забудут все страхи
-----

Стр.22
утилитаризма, забудут боязнь профессионализации школьной работы, я думаю, только тогда можно будет смело приступить к разрешению первородного греха сел.-хоз. уклона, т. е. отсутствия одинаковости взглядов на эту школу, и "как у школьных работников, так и у правительственных учреждений" (С. Зенченко. На путях новой школы).

Определить, что же такое сельско-хозяйственный уклон, в ясной, отчетливой, всеобнимающей формуле, а бы сказал — было бы не только затруднительно, но и, пожалуй, в этом не встречается надобности.

Необходимо лишь раз навсегда договориться, что сел.-хоз. уклон не есть путь профессионализации так называемых учебных программ.

Что сельско-хоз. уклон не создает в школе так всеми избегаемого исключительного утилитарного подхода.

Здесь уместно вспомнить, что еще в 1846 году Одоевский представил в комитет по институтам записку о необходимости организация для институток летом огородных работ, с тем, чтобы эти занятия, как он писал, "служила для учителя естественной истории и технологии поводом для наглядного объяснения форм и свойств растений и законов произрастания".

-----

ZT. Вставка. Познанский Ник. Фед. 1888-1952. К истории трудового воспитания в дореволюционной России. Саратов 1925.34 РНБ 38/3449. Оттиск из: // Уч. зап. Саратовского гос. ун-та Т.3 1925.
[...]
Со стр. 13 низ.
[...] В. Ф. Одоевский (1803—1869) стремился внести принцип самодеятельности и ручных работ в женских институтах кн. Елены Павловны. В записке, представленной совещательному комитету институтов, говоря о преподавании естественных наук, В. Ф. Одоевский, любитель естественных наук, не довольствовался одним теоретическим представлением этих предметов. По его проекту воспитанницам класса наставниц необходимо преподавать "manipulations" т. е. учить их самостоятельно изготовлять "простейшие физические и химические снаряды". В летнее время воспитанницы должны работать в огородах, с тем, чтобы эти занятия "служили для учителя естественной истории и домашней технологии поводом для наглядного объяснения форм и свойств растений и законов произрастания" ("Вестник Наглядных Пособий". Пг. 1921 г. № 1—2, стр. 9. РНБ П28/576 1919-20).

-----

А теперь, когда мы исходим из положения, что основой школьной жизни должен служить производительный труд, как было возвещено в положении Е. Т. Ш., и как это детализировано в схемах программ, утвержд. Наркомпросом в 1923 г.; тем, что от этого явления жизни труда, явления центрального, с одной стороны познается природа, а с другой социальной строй, мы предопределяем понятие, что же такое сельско-хоз. уклон.

Сел.-хоз. уклон, это тот грандиознейший комплекс, который объединяет всю работу школы, находящейся в природе в условиях действительной жизни. Комплекс, который сделает школу действительной школой жизни.

Который отодвинет назад случайную работу краеведческого характера, строящуюся сейчас на памятниках старины, на архитектурных стилях построек, на фольклоре, а не занимающейся изучение трудовой деятельности людей и ее организации (как это говорит письмо научн. методическ. секции Г. У. С. А. к учительству С. С. С. Р.

И если мы не отказались еще от принципа, что в центре внимания школы должны стоять трудовые задания, тогда отсюда следует одно лишь заключение, что в основе изучения живой природы будут лежать работы сел.-хоз., в то время, как работы в мастерских, на заводе, фабрике послужат лабораторией для изучения неживой природы.
-----

Стр.23
Труд, как таковой, в школе нашел себе место с того момента, как он признан естественною потребностью организма и в этом отношении, когда вокруг организации хотя бы и сельско-хоз. труда, как определенной части в общей системе воспитания и образования, вызывает упреки, лучше всего вспомнить слова Левитана, "что не профессионализм сам по себе, не ремесло, не механический труд противоречат общеобразовательному принципу, а искусственное отделение физического труда от идейных и просветительных стремлений, искусственная изоляция первого от последнего, — вот против чего нужно бороться".

В новой школе труд даже сам по себе должен занимать почетное место.

А для него нужна лаборатория труда.

И вот пусть школьное сельское хозяйство и будет прежде всего этой лабораторией, тогда первый практический шаг осуществления идеи сел.-хоз. уклона сделан.

Будучи сторонником естественных форм организации даже и во время реформистского движения, обратимся к истории развития тех школ, которые в большей или меньшей мере могут быть названы школами с сел.-хоз. уклоном.

Что же мы видим: школа свой первый этап жизни, как школы трудовой, проводит в организации именно сел.-хоз. труда.

Не подтверждает ли это наши будто бы теоретические предпосылки. Время организаций сел.-хоз. труда в школе было временем, когда школьник впервые вырвался из обстановки класса и получил возможность действовать. Напрасно спешат делать заключение, что лишь голодные условия 18 и 19 годов заставили школу интересоваться "огородническим направлением".

Мы согласны, что в этом вопросе действительно "пожар способствовал нам украшению", но ведь мы знаем опыты школ, которые реализовали этот момент работы много после того, как вопросы урожая стояли на первом плане жизни школы.

Мы уже далеко сейчас шагнули от того самообслуживания, которое было модным в те же годы, но разве мы отказались от мысли о необходимости держать учащихся в кругу хозяйственно-организационных интересов и связанных с ним работ. И как эволюционировал момент самообслуживания в школе, который на первых порах также вызвал много толков, так и вопрос организации сел.-хоз. труда к сегодняшнему дню сумел уже определиться.

После того, как сел. хоз. стало лабораторией школьного труда, наступил момент полного его слияния с идейным и просветительными целями.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconНовые поступления за I кв. 2013 г. Невзоров, Виктор Николаевич (1945 )
Технологические машины и оборудование / В. Н. Невзоров, Л. А. Прошко, И. В. Мацкевич; м-во сел хоз-ва Рос. Федерации; Краснояр гос...
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconЗначение: хозяйство + номос. 1 хоз-во 2 наука о хоз-ве
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconНовые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2
М-во сел хоз-ва Рос. Федерации, Всерос совет молодых ученых и специалистов аграр образоват и науч учреждений; сост.: В. Н. Боярский,...
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconНовые поступления за II кв. 2013 Реут, Григорий Александрович
Реут, Григорий Александрович. Политология : учебное пособие для подготовки бакалавров / Г. А. Реут, В. Н. Шевченко; м-во сел хоз-ва...
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconМоя маленькая кунсткамера
К нам все время кто-то приезжает, у нас все время кто-то живет. Современный Париж – это же Вавилон, столпотворение народов, с заметным...
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconМоя маленькая кунсткамера
К нам все время кто-то приезжает, у нас все время кто-то живет. Современный Париж – это же Вавилон, столпотворение народов, с заметным...
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconЧувашский театр
Концерт капеллы (Чебоксарский техникум стр-ва и городского хоз-ва, школа глухих)
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconКомитет по науке и высшей школе
Студентам предлагается написать контрольную работу в виде реферата-обзора. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников...
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconФормула изобретения
Способ по п. 1, отличающийся тем, что на выполненной с уклоном части поверхности закрепляют металлическую полосу
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconТемы занятий Кол-во часов (всего) Теор занятия
Соц эк и культ развитие края. Сельское хоз-во. Столыпинская аграрная реформа в Марийском крае
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconКонспект урока «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях...
«Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном icon«Ваш коттедж» – все для счастливой загородной жизни!
С 25 по 28 апреля 2013 года в выставочном центре «Экспо-Волга» состоится 5-ая межрегиональная специализированная выставка «ваш коттедж....
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconЗащита населения путём эвакуации
Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организационному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком...
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Европыи Азии. Постепенно выделяются родственные племена, близкие по языку,хоз деят-ти,культуре
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconОбщие положения, принципы, основные понятия
В условиях неполной обеспеченности населения защитными сооружениями в городах и других населенных пунктах, имеющих объекты повышенной...
К вопросу о загородной школе с сел хоз уклоном iconТема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии»
Поэтому в школе вопросу повышения эффективности урока и формированию учебной мотивации школьников должно уделяться особое внимание,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск