Рабочая программа





НазваниеРабочая программа
страница1/4
Дата публикации30.06.2014
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4
Федеральное Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ »
Общеобразовательный лицей Тюм ГНГУ


«УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического совета

(протокол № 1 от 30.08.2013г. г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




_______________История________________


(название дисциплины)

___________________10-11 класс__________________

Тюмень, 2013

Рабочая программа составлена на основании примерной программы Министерства образования и науки РФ (2004 г.) и программы «Россия и мир» (авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.:Просвещение ,2009 )
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по истории (базовый уровень)
Программа рассчитана на 140 часов

Рассмотрено и утверждено на заседании методического объединения гуманитарных дисциплин.

Протокол № 1 « 30 » августа 2013 г.
Заведующий МО ________________ Е.Г.Миронова

(подпись)
Рабочую программу разработала

учитель истории ------------------- Л.В.Тимошенко

Пояснительная записка
Программа базового уровня составлена на основе примерной программы Министерства образования и науки РФ (2004 г.) и программы «Россия и мир» (авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Бранд, П.А.Баранов, Г.А. Миндрина, 2003 г.) из расчета 70 ч. на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 10 классе и 70 в 11 классе. Структура программы соответствует структуре учебников «История России и мира. Древность. Средневековье. Новое время» А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта (издательство «Просвещение», первое издание – 2005 г.) и «России и мир в XX веке» А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Брандта (издательство «Просвещение», первое издание – 2003 г.).

Курс:

1) ориентирован на федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне;

2) учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 10-11 классах как раздельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса «История России и мира»;

3) завершает (вместе с курсом истории России и мира в XX в. 11 класса) вертикальную линию учебников по истории России для 6-9 классов.

Первый раздел содержит предусмотренные федеральным компонентом Государственного стандарта исторического образования материалы о теоретико-методологических основах исторического процесса, особенностях научного познания истории.

В двух последующих разделах учебный материал группируется в пять главных блоков:

1) обобщенная характеристика исторической эпохи, ее периодизация и основные особенности;

2) важнейшие процессы, явления, структура и события всемирной истории;

3) процессы, явления, структура и события отечественной истории и их взаимосвязи со всемирно-историческим контекстом и с учетом их своеобразия;

4) историческое наследие эпохи, ее назначение для современного этапа развития человечества;

5) человек в контексте эпохи (основы исторической антропологии).

Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается не за счет «любого» сопоставления исторических процессов и явлений, а путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных эпохах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.

Включен материал позволяющий показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки, что позволяет обучающимся формулировать темы для исследовательских работ. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества.

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.


Требования к уровню освоения программы

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

• периодизацию всемирной и отечественной истории;

• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

• историческую обусловленность современных общественных процессов;

• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки

изучаемых исторических процессов и явлений;

• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России

Содержание программы

«Россия и мир. Древность.

Средневековье. Новое время» (10 класс)

Раздел 1. Введение в историю.

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука. Что такое история? Пространство всемирной истории. Историческое время. Факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории. Различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса.

Особенности социального познания. Социальное познание и историческая наука. Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Виды источников. Понятие и термины исторической науки. История в системе гуманитарных наук. Различные подходы к теоретико-методологическому осмыслению исторического процесса. Формационный подход к истории. Цивилизационный подход к истории. Школа «Анналов» (социальная история).Теория модернизации. Смысл истории. История в век глобализации.

Раздел II. Человечество в эпоху древнего мира и Средневековья.

Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира. Предцивилизационная стадия истории человечества. Антропогенез. Научные представления о формировании человека современного типа. Периодизация предцивилизационной стадии развития человечества. Проблемы социогенеза. Праобщина. Родовая община. Расселение человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция и ее историческое значение.

Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в формировании цивилизаций. Экономические основы древневосточных цивилизаций. Современные представления о факторах и формах возникновения государства. Вождества. Восточная деспотия и ее роль в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы.

Античные цивилизации Средиземноморья. Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис: расцвет и кризис. Демократия и тирания. Эллинизм. Цивилизация древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя: расцвет, кризис, падение. Римское право.

Древнейшая история нашей Родины. История России – часть всемирной истории. Роль и место России в мировой развитии: история и современность. Особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Древние люди на территории нашей страны. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление металлических орудий труда. Великое переселение народов, греческая колонизация Причерноморья и их влияние на формирование праславянского этноса. Скифское государство. Восточные славяне и их соседи (балты, угро-фины, тюрки). Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны — варяги — Русь. Занятия, общественной строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Духовный мир древних обществ. Мифологическая картина мира. Космогонические, антропогонические, теогонические мифы. Мифы о культурных героях. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская духовная традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности.
Историческое наследие древних цивилизаций. Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность. Египетская медицина, математика, астрономия. Художественные ценности древних цивилизаций.

Тема З. Россия и мир в эпоху Средневековья.

Средневековая цивилизация Европы. Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Государство франков. Империя Карла Великого. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Феод. Община. Города в средневековом обществе. Социальная структура. Сословное общество, становление корпоративизма. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Централизация и полицентризм. Государство и церковь. Особенности духовных ценностей в католической и православной традициях. Политическая роль папства. Христианская цивилизация. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV—ХV вв. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Византийская империя. Особенности территориальной и этнической структуры. Роль государства в византийской истории. Православная церковь в византийском обществе.

Арабо-мусульманский Восток. Возникновение ислама. Роль ислама в арабо-мусульманском средневековом обществе: нормы и мотивы поведения человека в исламском обществе. Исламская духовная культура и философская мысль. Арабский халифат. Историческое значение средневековой арабо-мусульманской культуры.

Китай, Индия, Япония в Средние века. Дискуссия о применимости термина «Средние века» к истории Востока. Особенности исторического развития Китая, Индии, Японии в эпоху Средневековья.

Особенности российского Средневековья. Дискуссионные проблемы. Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.
Древнерусское государство и общество. Причины (факторы) и этапы образования Древнерусского государства. «Повесть временных лет». Происхождение слова «Русь». Характер Древнерусского государства в IХ—Х вв. Начало династии Рюриковичей. Эволюционное развитие русских земель в ХI — первой половине ХII в. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Монастырское строительство. Культура Древней Руси.

Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства. Причины раздробления древнерусского государства. Усиление самостоятельности русских земель. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Монархии и республики. Православная церковь и идея единства русской земли. Русь и степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Формирование Монгольского государства. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Золотая Орда. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения. Борьба с крестоносцами. Русь Литовская.

Особенности процесса объединения русских земель. Причины объединения русских земель. Роль городов в объединительном процессе. Возвышение Москвы: борьба за гегемонию в Северо-Восточной Руси. Причины возвышения Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва – центр культуры.

Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце ХV — начале ХVII в. Завершение объединения русских земель. Складывание централизованного государства. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». Характер Московского государства во второй половине ХV — начале ХVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Создание органов сословно-представительной монархии. Установление крепостного права. Опричнина. Причины и характер Смуты. Пресечение династии Рюриковичей. Смута и различные варианты эволюции государственного строя. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Восстановление независимости страны. Земский собор 1613 г.

Социально-экономическое развитие России. Характер землевладения в Х — начале ХIII в. Структура земледельческого населения. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Поземельные отношения в период становления единого Русского государства. Юридическое оформление крепостного права.

Россия в средневековом мире. Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах Древнерусского государства. Европейская политика Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств.

Человек в Древности и Средневековье. Человек и его социальные роли. Человек и время. Человек и пространство. Человек и его детство. Человек и знание.

Раздел III. Мир в Новое время.

Россия и Тема 4. Мир в раннее Новое время.

Раннее Новое время и начало модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток раннее Новое время. Модернизация как переход от аграрного общества к индустриальному. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Формирование нового пространственного восприятия мира. Усиление роли техногенного фактора общественного развитии. Мануфактурный и торговый капитализм: экономика и общество. Становление колониализма. Возрождение. Реформация. Становление протестантской политической культуры. Конфессиональный раскол европейского общества. Великая научная революция. Европа в ХVIII в.: кризис «старого» порядка.

Россия: особенности перехода к Новому времени. Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.

Россия: особенности социально-экономического развития в ХVII—ХVIII вв. Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие городского хозяйства. Формирование всероссийского рынка, появление мануфактур. Петровские преобразования: реформа армии и флота, создание заводской промышленности. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика: политика протекционизма.

Европейские государства в ХVI—ХVIII вв. Формирование абсолютизма. Буржуазные революции. Голландия — первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу. Просвещенный абсолютизм. Возникновение концепции государственного суверенитета.

Феномен российского самодержавия. Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия. От самодержавия к абсолютизму. Петр I: новая система государственной власти. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Россия в период дворцовых переворотов. Екатерина II и формирование идеологии просвещенного абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти. Законодательное оформление сословного строя.

Особенности социальных движений в России в ХVII— ХVIII вв. Социальная политика властей. Церковный раскол и его значение. Причины социальных движений. Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения. Культура народов Российского государства. Особенности российской культуры: зодчество, живопись, «Домострой».

Церковь, общество, государство в России в ХVII— ХVIII вв. Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества. Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.

Россия — великая европейская держава. Изменение места и роли России в европейской политике в ХVI—ХVП вв. Западное направление внешней политики России в ХVI— ХVII вв. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Рост национального самосознания и становление имперского сознания. Россия — великая мировая держава.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа iconРабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс...
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа...
Рабочая программа iconРабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для...
М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года....
Рабочая программа iconРабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель...
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы
Рабочая программа iconРабочая программа по курсу обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса русского языка...
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В связи с тем, что учебный план школы предусматривает...
Рабочая программа iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Рабочая программа iconРабочая программа по внеурочной деятельности направление художественное творчество
Рабочая программа проектной видеостудии «Сам себе режиссер» разработана с учетом Программы воспитания и социализации обучающихся...
Рабочая программа iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2014 2015 учебный год
«Животные», авторы Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономарева И. Н рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено...
Рабочая программа iconРабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Н. А. Балюк. Организация транспортного сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100....
Рабочая программа iconРабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа iconРабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская...
Рабочая программа iconРабочая программа учебного предмета «История» предназначена для 9-го...
Данная рабочая программа и поурочное планирование курса геометрии для одиннадцатых классов отражает практику работы в классах старшей...
Рабочая программа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа iconРабочая программа по музыке 8-9 класс
«Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:...
Рабочая программа iconРабочая программа ориентирована на решение следующих учебно-методических...
Предлагаемая рабочая программа по географии адресована 6-7 классам основной школы. Рабочая программа опирается на государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск