Скачать 7.82 Mb.
|
Святитель Иоанн Златоуст Полное собрание творений Том 1 (Часть 2) О священстве СЛОВО ПЕРВОЕ. Лучший друг детства Иоанна Златоуста - Василий. - Они никогда не расставались между собой. - Намерение их обоих принять иночество. - Слезы и просьбы матери, отклонившие Иоанна от исполнения этого намерения. - Подвижническая жизнь друзей. - Слух о намерении посвятить их обоих в епископский сан. - Уклонение Златоуста и избрание Василия. - Жалобы Василия и оправдания Иоанна. Нравственное значение хитрости - в зависимости от намерения. - Польза ее как в мире, так и на войне. - К ней прибегают как врачи тела, так и врачи души. - Исцеление больных таким способом. - Ею пользуется и ап. Павел, чтобы привлечь иудеев к Иисусу Христу. СЛОВО ВТОРОЕ. Священство есть наивысшее доказательство любви, какое только можно дать в отношении к Иисусу Христу. - Преимущества священства. - Кровь Иисуса Христа есть цена душ. - Любовь Иисуса Христа к Своей церкви. - Обязанности священства более важны, чем всякого другого положения. - Мало достойных для него. - Ответственность священника. - Враги стада Христова. - Лечение душ труднее, чем лечение овец. - Трудность постижения самой причины боления душ. - Нет другого средства, кроме убеждения. - Священство требует превосходной души. - Насколько благоразумие необходимо священнику. - Священство есть должность, исполненная затруднений и опасностей. - Необходимость вполне знать кандидата на священство. - Превосходные свойства человеколюбия. - Похвала Василию. - Его человеколюбие. - Почему Златоуст отказался от епископства. - Его отказ не только не послужит ко вреду избирателей, но избавит их от нареканий, которым они иначе подверглись бы. СЛОВО ТРЕТЬЕ. Златоуст продолжает свое оправдание. - Его отказ произошел не от гордости. - Обвинять других в неуважении к священству значит обнаруживать свое невысокое мнение о нем. - Отказ его произошел не из тщеславия. - Любовь к славе напротив должна бы побудить его принять епископство. - Священство имеет небесный характер. - Величавая обстановка священства ветхозаветного и превосходство священства новозаветного. - Величие христианского тайнодействия. - Священник сильнее ангелов. - Источники его могущества. - Священники ветхозаветные только давали свидетельство об исцелении проказы тела, а священники новозаветные исцеляют проказу души. - Если наши родители дают нам жизнь телесную, то священники сообщают нам жизнь духовную, и они могут нам давать ее, когда даже мы потеряли ее. - Крещение. - Покаяние. - Даже ап. Павел трепетал, размышляя о высоте своего служения. - То же самое устрашило и Златоуста. - Ясное сознание высоты священнослужения с одной стороны и сознание своей слабости - как побуждения, заставившие его отказаться от епископства. - Другие побуждения, как заключающиеся в опасностях и трудностях, сопряженных со священнослужением. - Устранение тщеславия со всеми сопровождающими его страстями. - Чем возвышеннее священство, тем омерзительнее злоупотребления им. - Можно желать священства, но не возвышения и власти, связанных со священством. - Священник должен быть господином над самим собой: печальные последствия гнева. - Погрешности священников быстро становятся известными всем и происходящий отсюда соблазн. - Примеры неудачных избраний. - Управление вдовицами, попечение о девственницах, церковное судопроизводство, связанные с ним трудности. - Отлучение и требуемое им благоразумие. СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Возражения Василия, что все сказанное его другом относится к тем, которые сами добиваются священства, а не к тому, кого против воли привлекают к нему. - Опровержение этого возражения. - Примеры Саула, Илии, Аарона и Моисея. - Иуда был призван к апостольству. - Рукополагающие недостойных подлежат одинаковому с ними наказанию. - Необходимо рукополагать с крайней осторожностью. - О церковном служении. - Дар слова, как необходимая принадлежность священника. - Без дара слова не достаточно ни доброго примера, ни даже дара чудотворения. - Слово, как единственное оружие, которым можно отражать врагов Церкви. - Сравнение Церкви с сильной крепостью. - Главные враги, с которыми приходится Церкви иметь дело: иудеи, язычники, манихеи, валентиниане, маркиониты, савеллиане, ариане. - Враги домашние, возбуждатели праздных и неразрешимых вопросов. - Возражения Василия: не презирал ли красноречия ап. Павел? - Нет, он осуждал только легкомысленное искусство риторов своего времени. - Если какой служитель Иисуса Христа мог бы обойтись без дара слова, то именно ап. Павел, обладавший даром чудотворения и несравненной любовью к Господу Иисусу. - Красноречие ап. Павла - простое и сильное, единственно основанное на знании и восторженности. - Похвальный отзыв о его посланиях. - Необходимость для епископа обладать ученостью, чтобы наставлять других. - Он должен быть способен защищать догматы веры. СЛОВО ПЯТОЕ. Продолжение рассуждения о церковном красноречии. - Беседы, предназначаемые для народа, требуют большего труда. - Трудность удовлетворить слушателей, потому что они часто приходят не за тем, чтобы назидаться, но за тем, чтобы судить о проповеднике. - Чтобы с успехом преодолеть эту трудность и овладеть слушателями, необходимы две вещи: пренебрежение к похвалам и сила слова. - Пренебрежение к похвалам не имеет никакого значения без силы слова, и наоборот. - К пренебрежению похвалами нужно прибавить и презрение к зависти. - Недостаточно приобрести дар слова, нужно еще сохранять его трудом и упражнением, потому что красноречие есть дар изучения еще более, чем природы. - Чем выше у проповедника дар слова, тем более он должен трудиться над ним. - Козни великому проповеднику со стороны его завистливых врагов. - Немного людей, которые в состоянии основательно судить о беседах. - Сильный сознанием своего дара, проповедник может становиться выше суждений толпы. - Еще больше уверенности ему может дать стремление к главной цели - благоугодить Богу. - Пренебрежение к похвалам не менее необходимо и тому, кто не обладает даром красноречия. СЛОВО ШЕСТОЕ Ответственность священника за грехи вверенной ему паствы. - Благоразумие и осторожность, с которыми нужно жить, чтобы предохранить себя от заражения делами мира сего и сохранять красоту души. - Ревность, тщательность и бдительность в отправлении священнослужения. - Священники суть посланники Божии не к одному только городу, но ко всей земле. - Они поставлены, чтобы молиться и ходатайствовать о прощении грехов людей, и не только живых, но и умерших. - Призвав Св. Духа, они благоговейно приносят великую жертву, приближаться к которой должно со страхом и трепетом. - Они носят в своих руках Владыку и Господа всех людей. - Необходимость для них самого тщательного благоразумия, чтобы не оскорбить кого- нибудь из ближних, приспособляться ко всем, не прибегая к хитрости, притворству и лести, но скорее действуя с великим дерзновением и свободой, причем попеременно, смотря по обстоятельствам, можно употреблять суровость или мягкость. - Как ни велики труды монахов и как ни трудна брань, которую они ведут, но во всяком случае служение епископа труднее отшельничества. - Осуществлять добродетель в пустыне легче, чем при исполнении церковных дел, так как эти дела подвергают епископа многим случайностям и легко открывают в нем пороки и недостатки, которые не обнаружились бы в пустыне. - Повторение совета не пренебрегать народной молвой, хотя бы она была ложной. - Нетрудно спастись самому себе. - Священник подлежит более страшному наказанию, чем простые верующие. - Состояние, которое должен переживать человек, когда его хотят возвести в священный сан. - Нет более страшной брани, как та, которую воздвигает на нас в таких случаях диавол. XI. Беседа по рукоположении во пресвитера. Мысли и чувства по случаю возведения в высокий сан священства. Неуверенность в своих способностях. - Вся вселенная хвалит Бога, за исключением грешников. - Но и грешник может найти способ славословия. - Похвала Флавиану, епископу антиохийскому. - Знатность его происхождения и великость его подвижничества. - Воспоминание о Мелетие, епископе антиохийском. - Просьба о молитве за нового пресвитера. XII.Против аномеев СЛОВО ПЕРВОЕ. Похвала Флавиану. Величие его человеколюбия. - Смысл изречения: "аще разум испразднится". - Опровержение аномеев. - Проповедник намерен вразумлять, а не побивать своих противников. - Бог непостижим не только в своей сущности, но и в Своем промышлении; не только в Своем промышлении, насколько оно управляет всем творением, но еще и насколько оно управляет судьбами одного народа, например народа иудейского. - Увещание. СЛОВО ВТОРОЕ. В рассуждении о божественных предметах нужно руководиться не разумом, а верой. - Аномеи притязают на то, что они знают Бога так же, как Он знает Самого Себя. - Испытывать Его сущность с чрезмерным любопытством значит оскорблять Его. - Необходимость умеренности в рассуждениях с еретиками. СЛОВО ТРЕТЬЕ. Славословие Бога более полезно человеку, чем Богу. - Бог непостижим для ангелов. - Человек не может проникнуть даже в существо ангелов. - Верховные силы не могут постигнуть Бога и при Его снисхождении. - Укор антиохийцам за то, что они тотчас после беседы ушли из церкви. - Действенность общественной молитвы. СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. О непостижимости естества Божия. - Краткое повторение предшествующих бесед. - Ангелы узнали о некоторых тайнах только с нами и через нас. - Они не знают существа Божия. - Похвала антиохийцам за ту послушность, с которой они исполнили данные им советы. - Предостережение против карманных воров, появившихся в церкви. СЛОВО ПЯТОЕ. О непостижимости естества Божия. - Сын и Св. Дух вполне знают Отца. - Слова: Бог и Господь одинаково свойственны Отцу и Сыну. - Мудрость ап. Павла в его наставлениях. - Не только существо ангелов, но даже и существо нашей души непостижимо для нас. - Возражение аномеев, что нельзя поклоняться тому, чего не знаешь. - Ответ на это возражение. - Сила молитвы. - Смирением производится дерзновение. СЛОВО ШЕСТОЕ. О святом Филогоние. - Насколько будущая жизнь выше настоящей. - Св. Филогоний сначала был адвокатом. - Избранный во епископа, он предался совершению всякого рода добродетелей. - Назидание по случаю приближения праздника Рождества Христова. - Истинное покаяние, даже краткое, может очистить совесть. - Способ совершения покаяния. СЛОВО СЕДЬМОЕ. О единосущии Сына с Отцом. - Необходимость внимательного отношения к слову Божию. - Сын единосущен Отцу. - Выражения св. Писания, по- видимому уничижающие Сына, находят себе объяснение в воплощении. - Другие побуждения для таких изречений св. Писания. - Две воли во Иисусе Христе. - Увещание к молитве. СЛОВО ВОСЬМОЕ. О суде и милостыне и о просьбе матери сынов Зеведеевых. - Ответ на возражение еретиков. - Сын имеет ту же власть, что и Отец. - Милостыня измеряется не по величине подаяния, но по чистоте намерения. - Похвала ап. Павлу, изречения которого приводит проповедник. - В каком смысле сказал Иисус Христос "несть Мое дати". - Награду заслуживает тот, кто подвизается. СЛОВО ДЕВЯТОЕ. О четырехдневном Лазаре. - Иисус Христос знал, где находится Лазарь. - Не должно быть слишком легковерным. - Почему Иисус Христос молился перед воскрешением Лазаря? - Не вследствие необходимости, а вследствие присутствовавшего там народа и в ответ на просьбу Марфы. СЛОВО ДЕСЯТОЕ. Вступление. - Различие между долгом денежным и долгом духовным. - Иисус Христос единосущен Отцу. - Уничижение принято Им для того, чтобы снизойти к нашей немощи и чтобы наставить нас не только словами, но и примером. - Ему свойственно то же всемогущество, что и Отцу. - Доказательство, заимствованное из исцеления слепорожденного. - Как несовершенен закон. - Сын равен Отцу. Доказательства из св. Писания. - Нужно избегать всякой вражды. - Увещание к примирению с врагами. СЛОВО ОДИННАДЦАТОЕ. О непостижимости существа Божия. - Когда дело идет об истинах веры, то следует основываться главным образом на св. Писании. - Божество Иисуса Христа, доказываемое на основании первой главы книги Бытия. - Согласие Ветхого и Нового заветов. - Обязанность христиан присутствовать при собраниях верующих и водить туда своих детей. - Присутствие в этих собраниях в церквах приносит двоякую пользу. СЛОВО ДВЕНАДЦАТОЕ. О расслабленном, бывшем в расслаблении тридцать восемь лет и на слова: "Отец Мой доселе делает и Аз делаю" (Ин.5:17). - Сравнение проповедника с землепашцем. - Почему Иисус Христос показывался иудеям в дни праздников. - Исцеление расслабленного. - Почему Иисус Христос спрашивает больного. - Похвала расслабленному. - Почему Иисус Христос повелевает ему взять и понести постель. - Иисус Христос по всемогуществу равен Отцу. - Увещание присутствовать в собраниях церкви. XIII. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Нелюбовь большинства людей к длинным рассуждениям. - Простое общедоступное рассуждение. - Обращение к язычникам с доказательствами, что Иисус Христос есть Бог: основание Церкви, быстрое распространение Евангелия, обращение римлян и варваров, совершенное в непродолжительное время лицами совне презренными, без всякой посторонней помощи. - Такое дело не могло быть делом рук человеческих. - Обращение к иудеям. - Против них гласит Ветхий Завет. - Все главные тайны и события христианства предсказаны были пророками. - О том, что Христос будет Богом и человеком, предсказывал пророк Варух. - Что Он родится от девы - Исаия. - Что родится в Вифлееме - Михей. - Что будет исцелять всякие болезни - Исаия. - Неблагодарность иудеев также предсказана Давидом и Исаией. - Проповедь апостолов - Давидом и Иоанном. - Об отвержении иудеев предсказывали Малахия, Исаия, Моисей. - Страшный суд предвозвещен Малахией, Давидом, Варухом, Исаией. - Чествование, воздаваемое кресту. - Частое употребление крестного знамения. - Части истинного Креста, находимые по всему миру. - Исполнение пророчеств Иисуса Христа. - Чудо распространения Евангелия. - Поражение императоров в войне, воздвигнутой ими против Церкви. - Тщетность усилий, которые иудеи с помощью Юлиана отступника употребляли для восстановления храма вопреки пророчеству Иисуса Христа. XIV. Против иудеев СЛОВО ПЕРВОЕ. Прерывая свои беседы против аномеев о непостижимости существа Божия, проповедник переходит к обличению иудействующих. - Христианам не должно принимать участия в праздниках иудейских, потому что 1) иудеи люди жалкие, делающие |
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить,... Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» | Муниципальное образовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа ... | ||
Двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет... Иоанна 3,5: "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Посланник Аллаха сказал: "Я оставляю среди вас две ценные вещи – Книгу Аллаха и моё семейство (Ахл аль-Бейт). Если вы будете держаться... | ||
Новости? спросил тот, что был повыше Двое мужчин появились из ниоткуда, недалеко друг от друга, на узкой тропинке, освещённой лунным светом. На секунду они замерли, указывая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лекция и духовная беседа настоятеля храма Иоанна Кронштатского отца Кирилла «Слово пастыря» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни» (К. Д. Ушинский) | Лекция и духовная беседа настоятеля храма Иоанна Кронштадтского отца Кирилла «Слово пастыря» Выставка работ участников Международного фестиваля карикатуры «Чистый взгляд-2010» | ||
Используя язык жестов, избегайте следующих ошибок Вы произнесете первое слово на интервью. Первое впечатление о Вас складывается как только Вы зашли в кабинет к рекрутеру. Вы сидите... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Центр детской профилактики стоматологических заболеваний. Профилактика – лучший друг с детства! | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Потому что они по разному поняты и истолкованы проповедниками, что совсем на означает, что эти понимания противостоят друг другу... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правильно, когда мы произносим слово «Здравствуйте» мы желаем друг другу здоровья. Давайте еще раз пожелаем друг другу здоровья –... | ||
Поэма А. Т. Твардовского "Василий Теркин" Твардовский в своей автобиографии, — у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с “Полтавой” и “Дубровским”... | Надо ли гоблину ехать до дублина? Очень много. Среди них есть большие, а есть и поменьше. Они разбросаны по всей сцене (некоторые стоят друг на друге) и по ходу действия... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Когда мы его произносим, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем друг другу здоровья, здравия (как говорили раньше). Не... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем... |