Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста»





Скачать 135.6 Kb.
НазваниеРеферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста»
Дата публикации18.10.2014
Размер135.6 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат


Санкт-Петербургская православная духовная академия

заочное отделение семинарии

РЕФЕРАТ

Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста».

Выполнил: Устинов Глеб Станиславович ,

Студент 1 курса семинарии

Проверил: ______________________

Санкт - Петербург

2011 г.

Содержание:

  1. Введение:

  2. Ветхозаветное священство

  3. Святитель Иоанн Златоуст.

  4. Шесть слов о священстве.

  5. Обязанности пастыря в творении свт. Иоанна.

  6. Заключение

  7. Список используемой литературы


I. Введение.

От самого начала Церкви Христовой существует институт лиц, главной обязанностью которых является забота о спасении людей. они носят название пастырей, а прочие христиане, по отношению к ним, называются паствой (стадом) (Деян. 20, 28; 1 Петр. 5, 2-3).Высоко, священно и ответственно служение пастыря Церкви Христовой, священника Бога Вышняго. Оно - единственное в своем роде служение, совершенно выделяющееся из ряда обыкновенных человеческих служений.

В данной работе будет рассмотрено пастырство с ветхозаветных времен до наших дней, его важнейшие обязанности по отношению к пасомым, сложности, подстерегающие их на этом нелегком пути.

Образ пастыря описан в творениях многих святых отцов. Наиболее полно и ярко повествует об этом свт.Иоанн Златоуст в своем труде »О священстве».

С удивительной эмоциональной силой в этом памятнике церкви показано проникновение в тайны душевного настроения пастыря, связанного непосредственно с особенностями переживаемой эпохи; смысл отдельных проявлений пастырского служения. А так как перед готовящимися к пасторскому служению стоит задача понять и утвердить прочно содержание своего сознания, привести его в порядок дающий возможность справляться с важнейшими обязанностями пастыря, сделать то, что составляет саму природу пастырства -все это и показано св.Иоанном в его шести словах о священстве.

Для полноты картины необходимо показать общение пастыря и паствы посредством Божественной благодати, богообщения, которое проявляется и в Таинствах, проповедничестве, духовном руководстве, наставлениях, вследствие чего от земного человека будет восходить сознание своей церковной принадлежности, молитвенное устремление, упование на помощь Божию.

II. Ветхозаветное священство

Служение пастыря восходит еще ко временам Адама. Адам до грехопадения имел непосредственное общение с Богом, "ходящим в раю" (Быт. 5, 8) «Хождение Бога в раю что другое означает, как не Его пастырское попечение о человеке. Создав человека по образу Своему, Он запечатлел в душе его и тот образ пастырства, который в высшей степени принадлежал Ему Самому»1 .Первыми жертвоприносителями, как говорит нам книга Бытия (4, 3-4), были Каин и Авель, которые приносили жертву Богу от плодов рук своих.

Для поддержания в людях духа благочестия и священного страха Господь избирает людей старейших по возрасту и достойнейших по жизни; они назывались патриархами. Для своей семьи, а также всего рода они являлись служителями Истинного Бога-священниками, т.е. они представляли собой посредников между Богом и своим родом.

Таким образом, уже в этом посредническом служении лежала идея священства, хотя оно еще и не имело характера иерархического, которое возьмет свое начало от Ааронова священства . Сам Бог повелел привести Моисею Аарона и сыновей его и поставить их наслужение: "Приведи к себе Аарона, брата твоего, и сыны его от сынов израилевых, да священнодействуют Мне" (Исх. 28, 1). Основные обязанности ветхозаветных священников были определены Богом: "И сказал Господь Аарону... и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам Я дал в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти" (Числ. 18, 7).Можно выделить учительные, религиозно-обрядовые, врачебные и судебные обязанности. Ну и ,наконец.пророки- своего рода зеркало для пастырских само испытаний. Господь, для вразумления заблудших, посылал Своих пророков, которые обличали недостатки священников. «Пророческое служение было благороднейшим зерном своего народа. Все лучшее, что в подзаконные времена мог дать избранный народ, воплощалось в личности истинного пастыря-пророка. Пророки в ветхозаветное время были во всех отношениях прекрасным образцом пастыря» .2

Служение пастыря должно быть проникнуто духом самоотверженной любви к Богу, представителем Которого он является, и к людям, духовное благополучие которых дороже и выше личных интересов пастыря. И главнейшая его обязанность: научить народ боговедению, сообщить своей пастве волю Пославшего.

III. Святитель Иоанн Златоуст.

Святитель родился всего через несколько десятилетий после возникновения новой эпохи в Церкви. При Константине Великом(313г.) Церковь перестает быть гонимой. «Церковь выходит из подполья и принимает под свои покровы античный мир…»-говорит Г. Флоровский3.

Но мир приходит не просто так. «Он приносит сомнения и соблазны, великую тоску и великую гордыню. Эту тоску Церковь должна была насытить и эту гордыню усмирить.»4

Именно в это время христианство активно усваивало образцы новой греко-восточной( впоследствии византийской) культуры. Она являла собой «…точку пересечения культурно –политический путей и синтеза духовных ценностей востока и запада. Церковь при поддержке императора реализовывала программу, разработанную во 2-3 веке по Р.Х. Дискутируемые в этот период богословские проблемы положили основу средневекового богословия, как западного, так и восточного.»5

Ну а антиохийское христианство приобретает в это время черты аристократической моды, так как многие богатые семейства обращались в христианство под влиянием августейших особ

Иоанн Златоуст, родившийся в семье благочестивых родителей, получил блестящее образование, так как в те времена оставить детей без стандартного «языческого» образования, со всеми его богами, мифами и философией считалось немыслимым. Даже Василий Великий считал не столько возможным, но и должным получение надлежащего светского образования. Григорий Богослов говорил, что «…всякий, имеющий ум, признает для нас первым благом ученость»6. Христианские апологеты знали, что обычного благочестия недостаточно для аргументированных споров с врагами христианства.

Хорошее образование особенно заметно по проповедям святителя.

«Как оратора и стилиста его можно сравнить с Демосфеном или даже с Платоном-в нем оживают былая сила и блеск классических Афин.

Его эллинизм не только форма-но стиль.»7Но со временем, несмотря на неплохую перспективу, свт. Иоанн все более ощущал противоречие между светской культурой и верой во Христа. Ему с неотразимою очевидностью показалась «… вся пустота и ложь подобной жизни и он увидел, как далек этот действительный мир с его неправдами и злобами, с его страстями и пороками, от того божественнаго идеала, который предносился ему, когда он, по его собственному любимому выражению, напоив свою душу из чистаго источника св. Писания, с непорочным сердцем вступил на поприще жизни. Его душа не могла выдержать этого испытания, и он порешил порвать всякую связь с этим негодным миром лжи и неправды, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу и стремлению к тому духовному совершенству, которое сделалось потребностью его души.»8

Этому способствовал один из друзей святителя, Василий, о дружбе с которым Иоанн восторженно отзывался в книге «О священстве».

«Много было у меня друзей, искренних и верных, знавших и строго соблюдавших законы дружбы; но из многих один превосходил всех других любовию ко мне. Он всегда был неразлучным спутником моим: мы учились одним и тем же наукам и имели одних и тех же учителей; с одинаковою охотою и ревностью занимались красноречием и одинаковыя имели желания, проистекавшия из одних и тех же занятий».9

И лишь мольбы его матери Анфусы не повергать ее на второе вдовство и сиротство заставили его не принимать иночество, а остаться в доме матери, где он всецело предавался подвигам благочестия, изучая священное Писание, которое навсегда сделалось главным источником его жаждущей души. В возрасте 22 лет над Иоанном совершено таинство крещения. Крещение оказало на Иоанна глубокое действие. «Если уже и прежде он порешил посвятить себя духовной жизни, то теперь, приняв баню возрождения, он всею душею прилепился к подвигам благочестия, и архипастырь Мелетий, заметив его благочестивыя наклонности, возвел его в должность чтеца»10.

IV. Шесть слов о священстве.

Это творение свт. Иоанна является первым наряду с 3-м словом свт. Григория Богослова трактатом о священстве. Св. Исидор Пелусиот писал: «Нет такой души, которая читая ее, не воспламенилась бы божественной любовию. Она показывает, что священство есть дело великое, к которому нелегко приступать и учить. Умный истолкователь Христовых тайн Иоанн, око Церквей, так написал ее, что любые священники найдут в ней как наставления в подвигах, так и обличение в ошибках.»11

Предистория ее написания такова. Молодые друзья Иоанн и Василий со всем пылом юности отдались духовным подвигам, соперничали в делах благочестия: подвизаясь сами, они и других поощряли к подвигам делом и словом, чрез умерщвление своей плоти. «Православные жители Антиохии удивлялись подвигам молодых иноков, и даже собор епископов пришел к мысли, как хорошо было бы поставить их ближе к церкви, тогда нуждавшейся в самоотверженных пастырях. И вот пронесся слух, что составился уже план взять их обоих и рукоположить во епископов. В те смутныя времена подобные случаи были нередки: в сан епископа возводились и молодые люди, если они оказывались достойными этого сана по своему уму и благочестию»12.Это была великая честь,но так как Иоанн для того и удалился в пустыню чтобы избежать различных искушений,а друг его казался более подходящим для избрания, то он посодействовал Василию а сам скрылся вновь в пустыне. Иоанн в оправдание себя и в утешение своего друга написал книгу: “Шесть слов о священстве”, где изложил всю возвышенность и трудность пастырского служения. Эта книга сделалась навсегда необходимым руководством для всякого пастыря . Василий, успокоившись от волнения, ревностно предался своему архипастырскому служению и в качестве епископа Рафанскаго впоследствии участвовал на 2-м вселенском соборе в 381 году.

V. Обязанности пастыря в творении свт. Иоанна.

Общие обязанности пастыря вытекают из самого его Божественного устроения.

Спасение человека совершается не человеческими силами, но благодатию Божиею (Еф. 2, 5). Следовательно первая обязанность пастыря состоит в том, чтобы низводить на паству благодать богодарованными средствами, то есть священнодействовать. Благодать принимается и усваивается только верой. Еще одна обязанность пастырей - возбуждать и оживлять веру в пасомых евангельской проповедью, иначе - учить. Чтобы принятая верующими благодать не была потеряна в борьбе со злом, но принесла плод в добрых делах, им необходимо бдительное руководство. И поэтому руководство паствой в духовной жизни – еще одна обязанность пастыря.

В основе пастырства лежит любовь.

Чтобы научить нас как Он печется о спасении стада Господь спрашивает Петра , любит ли он Его. «Не требует Он, чтобы Петр кого превосходил в подвигах и в милосердии, нет, одно поручает Он ему: паси овцы Мои. Все остальное могут делать и другие: и мужеского, и даже женского пола, но там, где стоит задача спасения людей, там нужны такие люди, которые столь могут быть выше остальных, сколь пастырь выше своего стада»13. Но сколь труднее задача пастыря людей! Ни силой, ни страхом нельзя ввести человека к истине, а только убеждением.

Так трудна задача пастырства, что, поставить выполнение ее в зависимости от силы любви ко Христу, надо подумать: не оскорбишь ли Его, если примешь на себя бремя пастырства? И отказывающегося нельзя заподозрить в пренебрежении к достоинству пастырства . Пастырь должен быть таким чистым, точно он стоял бы на небесах!. «Теперь перейди отсюда к совершаемому ныне и ты увидишь не только дивное, но и превосходящее всякий ужас. Предстоит священник, низводя не огнь, но Святаго Духа... Или ты не знаешь, что души человеческие никогда не могли бы перенести огня этой Жертвы, но все совершенно погибли бы, если бы не было великой помощи Божественной благодати?»14 Между тем власть священника больше чем ангельская-им дано вязать и разрешать грехи. Апостол Павел говорит: "аще кто епископства хощет, добра дела желает" (1Тим. 3, 1).Но желание именно дела а не власти.

Для того, чтобы управлять народом, вести ко спасению, нужно иметь много терпения и смирения. «Власть поставляет человека во многие обстоятельства, которые делают и весьма кроткого суровым, подавая множество поводов к гневу .Душа священника ничем не разнится от корабля, обуреваемого волнами; со всех сторон она уязвляется от друзей и от врагов, от своих и чужих. Тысячи упреков он слышит со всех сторон; никто не боится обвинить и оклеветать его».15Истинному пастырю не следует обращать на это внимание и отвечать злом на зло, а наоборот, ему нужно все переносить со смирением и всех обидевших его прощать и молиться о них Бога. Друзьями, но будет иметь врагом своим - Бога!

Множество забот и попечений имеет пастырь. забота о девственницах, посещение не только больных но и здоровых Борьба с гневом, усмирение распрей ближних.

Трудно врачевать тело человека, сколько средств и орудий у врача и как трудно применять их. А какой только один открыт способ врачевания душ? Слово! "Вот орудие, вот пища, вот превосходное растворение воздуха! Это вместо огня, это вместо железа"16.

Другой предмет рассматривает святитель- трудности бесед с народом в больших собраниях. Пастырь должен учитывать всю немощь, склонность ко злу, все человеческие свойства аудитории, чтобы действительно уметь ей во спасение пользоваться публичным словом. Мужественность души должен при этом выработать в себе пастырь, а это достигается не иначе, как двумя способами: презрением похвал и силою слова, в себе постоянно развиваемой и позволяющей оказывать мощное воздействие на слушателей. «Священник должен относиться к пасомым, как бы отец относился к своим малолетним детям; как от этих мы не отвращаемся, когда они оскорбляют, или ударяют, или плачут, и даже, когда они смеются и ласкаются к нам, не очень заботимся об этом, так и священники не должны ни надмеваться похвалами народа, ни огорчаться порицаниями, если они будут неосновательными»17.. Мужественно переносить надо проявления вражды и несправедливости, надо приучиться презирать похвалы: если кто не разовьет в себе этой способности, тот и славы не добьется и впадет во множество грехов

Священник, чья паства обременена житейскими заботами, должен сеять ежедневно, чтобы постоянство проповеди укрепляло слово учения. «Густота терния не допускает семя проникать в почву, а с другой стороны нужды бедности и скорби препятствуют заниматься предметами божественными. А как священнику знать грехи паствы, когда он и в лицо-то знает мало кого! Так в отношениях его к людям. А к Богу? Обязанности его к людям покажутся ничтожными для того, кто рассмотрит обязанности его к Богу: столь большой и тщательнейшей ревности требуют они.» 18

Предостерегая пастырей Церкви от превозношения над другими, св. Иоанн Златоуст говорит: «Получил ли ты власть церковную? Не высокомудрствуй; не ты достиг этой чести, а Бог облёк тебя ею; береги ее, как чужую... Если бы тебе поручено было хранить царскую порфиру, то ты, конечно, не стал бы злоупотреблять этой одеждой и портить ее, но с великим тщанием хранил бы ее для вручившего тебе».19

Вполне законно обращаться к таинствам в надежде на помощь в своих житейских делах, — в частности, и в уповании на чудесное исцеление. Но пропасть лежит между смиренно-молитвенным обращением в Церкви, с упованием на помощь Божию через ее тайнодействие — и готовностью куда угодно идти и кому угодно поклониться, лишь бы получить желаемое.

Задачей пастыря должно быть возгревать в своей пастве сознание Богообщения, являемого таинствами, предполагающее соответственное устремление молитвенное, атмосферу богомыслия и церковной соборности. Если в каждом Таинстве с особенной силой обнаруживается действие

Божественной благодати, нисходящее свыше, то снизу, от земного человека должно к Небу восходить сознание своей принадлежности к Церкви; своей приобщенности ко всем, к Ней принадлежащим.

VI. Заключение.

Что прежде всего поражает в этих знаменитых шести словах? Во-первых, громадность полотна, широта захвата, нагромождение образов и сравнений, гигантский масштаб изображения. Незначительный эпизод уклонения от пастырства начинающего жизнь члена христианского общества оказывается точкой приложения размышлений, производящих сильное впечатление.

Свет наведен одновременно и на личные переживания уклонившегося от пастырства, и на само пастырство, со всех возможных точек зрения. И в фокусе всех размышлений оказывается «страшное, предельно страшное, несказанно дивное и всякое разумное сознание потрясающее, постоянное скрещение в явлении пастырства, а, следовательно, и в каждой личности пастыря, человеческого ничтожества и Божия Величия.»20

Второе, на что нельзя не обратить внимание, это контраст, постоянно наличный, между смиренно покаянным сознанием своего ничтожества и недостоинства (являющегося основанием отклонения зова к пастырству) и высоты задания пастырского, которое в совокупности всего о нем сказанного, оказывается портретным изображением идеального пастыря.

И, наконец, третье: поражает сочетание грандиозности общих требований, предъявляемых к пастырю в связи с высотой звания его, превышающего ангельское - с одновременным учетом самых малых внешних обстоятельств, способных при небрежном отношении к ним послужить предметом соблазна и затруднить основное назначение пастырства: служить делу спасения пасомых .

Этот завет апостола Павла конкретно воплощается в "словах" св. Иоанна Златоуста.

VII. Список использованной литературы.

Источники:

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.М.,2007.

  2. Григорий Богослов, 1994,I,609=PG,36,404.

  3. Иоанн Златоуст. Избранные творения.-СПб:1994

  4. Сборник «Творения отцов восточной Церкви»,Т.2-М,1999

Исследования:

  1. Казенина Е.Т. Жизнь и труды Иоанна Златоуста.-Ровно:Живое слово,2003,стр.15

  2. А.В. Лопухин. Жизнь и творения святителя Иоанна Златоуста.-СПб,2001

  3. Г.Флоровский.Избранное.-М.:Экопресс,1999

  4. Схиарх.Иоанн(Маслов).Лекции по пасторскому богословию.-М:1998

  5. Архим.Константин. Пасторское богословие.-М:1996



1 Схиархим.Иоанн(Маслов).Лекции по Пасторскому богословию.М.2001.стр.18

2 Там же,стр.29

3 Г.Флоровский.Избранное.-М.:Экопресс,1999,стр.98

4Казенина Е.Т.Жизнь и труды Иоанна Златоуста.-Ровно:Живое слово,2003,стр.15

5 Там же,стр.18

6 Григорий Богослов, 1994,I,609=PG,36,404.

7Г.Флоровский.Избранное.-М.:Экопресс,1999,стр.205

8 А.В. Лопухин.Жизнь и творения святителя Иоанна Златоуста.-СПб,2001,стр.22

9 Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб,1994,стр.131

10 А.В. Лопухин. Жизнь и творения святителя Иоанна Златоуста.-СПб,2001,стр.28

11 Сборник «Творения отцов восточной Церкви»,Т.2-М,1999,стр 112

12 А.В. Лопухин. Жизнь и творения святителя Иоанна Златоуста.-СПб,2001,стр.55

13 Архим.Константин.Пасторское богословие.-М:1996,стр.61

14 Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб,1994,стр.187

15 Там же,стр.189

16 Там же,стр.190

17Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб,1994,стр.196

18Архим.Константин.Пасторское богословие.-М:1996,стр.68

19 Иоанн Златоуст.Избранные творения.-СПб:1994,стр.198

20 Схиарх.Иоанн(Маслов).Лекции по пасторскому богословию.-М:1998.стр142

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconРеферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.»
«Священство есть наивысшее доказательство любви, какое только можно дать в отношении к Иисусу Христу.»
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconСлово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не
Почему Златоуст отказался от епископства. Его отказ не только не послужит ко вреду
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconРеферат Тема: «Учреждение Ветхозаветного Священства, его права и обязанности»
История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. Основные обязанности и качества ветхозаветных священников....
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconЛекция и духовная беседа настоятеля храма Иоанна Кронштадтского отца Кирилла «Слово пастыря»
Выставка работ участников Международного фестиваля карикатуры «Чистый взгляд-2010»
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лекция и духовная беседа настоятеля храма Иоанна Кронштатского отца Кирилла «Слово пастыря»
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconТема «Эмоции и здоровье»
Цели: дать понятие о связи положительных и отрицательных эмоций и здоровья; учить управлять своими эмоциями; учить правилам общения,...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconКонспект открытого урока по изобразительному искусству. Тема урока...
Э40 для студ спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А. А. Никитин; Перм...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconРеферат-отчёт «Электронное здравоохранение»
Примерами могут служить сети медицинской информации, электронные медицинские карты, телемедицинские услуги, порталы здравоохранения...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconЗнания об ударной волне. Данный реферат написан в научно-публицистическом...
Реферат может служить, как дополнительное пособие для учащихся. Его целью является расширение знаний школьного курса по изучению...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconРеферат по физической культуре «Здоровый образ жизни и факторы его определяющие»

Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconРеферат по краеведению
Имя, образ Великого философа, его жизнь, привычки, легенды о нем и, наконец, его город уже свыше 200 лет вдохновляют поэтов и художников...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconМолодежь, для государства и общества в целом, представляет собой...
А здоровый образ жизни молодых людей будет служить залогом сохранения их собственного здоровья, качества жизни и передачи такого...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconМоя педагогическая философия
Добро нести, добру учить, добиться цели через трудности, любовью Истине служить я называю это мудростью!
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconУрок 2 Тема : «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен»
«пятно в изобразительном искусстве». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное-...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconРеферат: Мысли Платона
...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста» iconДвора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет...
Иоанна 3,5: "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск