Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.»





Скачать 82.15 Kb.
НазваниеРеферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.»
Дата публикации28.03.2015
Размер82.15 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат


Санкт-Петербургская православная духовная академия

Заочное отделение семинарии

РЕФЕРАТ

Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.»

Выполнил: Александр Сучков,

Студент 1 курса семинарии

Проверил: ___________________

Санкт-Петербург

2011г

Содержание.

  1. Введение.

  2. Служить, управлять, учить.

  3. Заключение.

«Священство есть наивысшее доказательство любви, какое только можно дать в отношении к Иисусу Христу.»

«Обязанности священства более важны, чем всякого другого положения.»

Святитель Иоанн Златоуст.

I. Введение.

Для нас, пришедшее из Византии наследие, не просто средневековая культура, а Вселенский феномен. В этом наследии ведущее место занимает один из образованнейших и авторитетных отцев Святитель Иоанн Златоуст. Труды святителя представляют собой неисчерпаемую сокровищницу, как для христианина, так и для обычного современного человека. Много веков назад творения Иоанна Златоустого были предметом чтения и письма для наших предков и высоко оценивались. Стиль изложения в его творениях отличается ясностью, естественностью, простотой, богатством внутреннего содержания. Не случайно среди сонма Святых только трех Православная церковь называет вселенскими учителями – Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоустого. Вряд ли кто может сравниться с последним по высоте жизни, по силе слова, по способности донести до понимания каждого человека истины Священного Писания.

II. Служить, управлять, учить.

Развитие учения о пастырском служении достигло своей вершины в творениях св. Иоанна Златоуста. В своих знаменитых шести словах "О священстве" св. отец говорит о высоте и ответственности пастырского служения; вот почему он, сознавая свое недостоинство, уклонялся от принятия - такого великого дела, за что неоднократно подвергался укорению своего друга Василия. В оправдание своих поступков св. Иоанн Златоуст говорит о том, "что священство есть "достоинство великое, обязанность трудная, не для всякого доступ­ная, и руководствует к неукоризненному исправлению этой обязанности."1

Последующие рассуждения святителя показывают правоту этих слов. Святой Иоанн рисует образ пастыря-служителя, как воина, отражающего нападения бесчисленных врагов; это и "духи злобы поднебесные"2, и многочисленные страсти, прельщения и искушения этими духами насылаемые: "Видишь ли страшное множество врагов и свирепые полчища, вооруженные не железом, но имеющие достаточную силу в самом существе своем, вместо всякого оружия. Хочешь ли видеть и другое войско, дерзкое и жестокое… ?"3 Святой Иоанн вопрошает своего друга, описывая борьбу пастыря за себя и за своих духовных чад, но это вопросы и к каждому христианину, обязанному постоянно помнить о непрестанной духовной брани.

Сравнивая духовного пастыря с пастухом стада или табуна, Святитель Иоанн Златоуст показывает нам образ пастыря-управителя, указывает на то, что пастух овец свободен в своем распоряжении ими, а пастырь "овец словесных" должен убедить пасомых принять врачество недугов душевных, "…он не может с такою же властию лечить всех людей, с какою пастух овцу" и далее: "…Требуется много искусства для того, чтобы страждущие убедились добровольно подвергнуться врачеванию от священников, и даже, чтобы благодарили их за врачевание". Мы видим, что помимо образа воина, свт. Иоанн, для раскрытия сути пастырского служения, использует и образ врача и говорит о необходимости мудрости и гибкости для пастыря, чтобы найти единственно верный способ лечения заблудших и болезнующих душ пасомых: "…Пастырю надо иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания, так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше".4

Пастырь должен трудиться и для возвращения отделившихся от Церкви бывших ее членов, и для этого ему "нужна душа мужественная, чтобы не ослабеть, чтобы не отчаяться в спасении заблуждающихся…".5

Поэтому св. Иоанн не устает повторять об ответственности и высоте священнического служения. Священство, по его мысли, "…столько выше всякой власти, сколько дух превосходнее плоти …".6 Священник должен быть чист, как будто служит он на небесах посреди ангелов, потому что "священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному; …ни человек, ни ангел, ни архангел, и ни другая какая-либо сотворенная сила, но сам Утешитель учредил это чинопоследование и людей, еще облаченных плотию, сделал представителями ангельского служения".7

Совершаемая священником Евхаристия - высшее служение, к которому может быть призван человек на земле: "Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотию и кровию, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа".8

Власть наибольшая на земле - власть священника, связывающего и разрешающего души, сообразуясь с их состоянием: "Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на Небе, и мнение рабов утверждает Владыка".9

Без священников, без церковных таинств, никто не может получить спасения: "…Безумно не уважать такую власть, без которой нам невозможно получить спасения и обетованных благ. Если никто не может войти в царствие небесное, "аще не родится водой и Духом" (Иоанн. 3, 5), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крови Его лишается вечной жизни (6, 53), а все это совершается никем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня или получить уготованные венцы?"10

Священник больше, чем даже родители по плоти, так как "одни рождают для настоящей жизни, другие - для будущей."11

Поэтому Иоанн говорит, что священник должен иметь выдающиеся качества: "…Великое благоразумие и еще прежде благоразумия великую благодать Божию, правоту нравов, чистоту жизни, и добродетель более, нежели человеческую…".12

Это тем более необходимо, так как, по словам Златоуста, "душу священника обуревают волны, большие тех, какие бывают от ветров, возмущающих море".13 Волны - это страсти и пороки: "…тщеславие.., гнев, уныние, зависть, вражда, клеветы, осуждение, обман, лицемерие, козни, негодование на людей невинных, удовольствие при неблагополучии служащих, печаль при их благосостоянии, желание похвал, пристрастие к почестям (оно более всего вредит душе человеческой), учение с угождением, неблагодарное ласкательство, низкое человекоугодие, презрение бедных, услужливость богатым, предпочтения неразумные и вредные… страх рабский, приличный только презреннейшим невольникам, недостаток дерзновения, степенный вид смиренномудрия, но без истинного смирения, уклончивые обличения и наказания или, лучше сказать, пред незначительными людьми - чрезмерные, а пред сильными - безмолвные".14

Святитель далее поясняет, что не священство причина всех этих зол, а вверяющие священство недостойным и принимающие священство, "не узнав наперед собственных душ".15 Златоуст говорит, что именно от недостойных священников нестроения и смятения в церквах: "Отчего, скажи мне, по твоему мнению, происходят такие смятения в церквах? Я думаю, ни от чего иного, как от того, что избрания и назначения предстоятелей совершаются без разбора и как случится".16

Священник должен быть всегда ориентирован на делание в духе правды и простоты. Желание власти приводит к боязни потерять ее, а это, в свою очередь, к многим тяжким грехам: "…Опасающиеся и боящиеся низвержения претерпевают жалкое рабство, соединенное со многими бедствиями, и часто принуждены бывают оскорблять и людей и Бога".17

Священник должен быть чист от страстей, особенно - хранить душу от гнева: "Ничто так не помрачает чистоту души и ясность мысли, как гнев необузданный и выражающийся с великою силою".18

Пастырь, вступая на служение, становится на виду у всех, становится примером для подражания. Таким образом Иоанн пытается показать нам образ пастыря-учителя, поэтому "…душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать и просвещать души взирающих на него". "Тщательная бдительность и настоящее бодрствование над своей жизнью"19 должны быть у священника, говорил святитель.

Огромная ответственность лежит на пастыре, когда он накладывает то или иное наказание, епитимью, на пасомого, как бы уча его. Здесь, по словам Златоуста, очень важно видеть душу пришедшего за помощью и точно определять меру наказания: "Требуется величайшая внимательность. Чтобы то самое, что делается для пользы, не причинило ему большего вреда: ибо за каждый из тех грехов, которые он совершил после такого врачевания, вместе с ним подлежит наказанию и врач, нехорошо лечивший рану".20

Пастырь должен хорошо разбираться во всех ересях и ложных учениях о Боге, чтобы спасать от них своих пасомых, как бы управляя ими: "Если пастырь не умеет хорошо отражать все …ереси, то волк может и посредством одной пожрать множество овец"21. Пастырь должен учить свою паству. Учить словом и учить делом. Святитель говорит о том, что мало для священника одной праведной жизни, нужно еще и знание и твердое стояние в догматах истины: "Это - совершеннейший способ учения, когда и делами и словами приводят поучаемых к той блаженной жизни, которую предписал Христос".22

Священник должен относиться к пасомым как отец к своим малолетним детям, служа им: "Как от этих мы не отвращаемся, когда они оскорбляют, или ударяют, или плачут, и даже, когда смеются и ласкаются к нам, не очень заботимся об этом, так и священники не должны ни надмеваться похвалами народа, ни огорчаться порицаниями, если они будут неосновательны".23

Священник − всегда учитель. Житейские его заботы не должны мешать его "делам духовным". "Учитель должен… сеять ежедневно, чтобы слово учения, по крайней мере, непрерывностию своею могло укрепиться в слушателях".24

"Священники − соль земли", − говорил святитель Иоанн Златоуст, опираясь на апостола и евангелиста Матфея. Пастырь должен, учит святитель, "знать все житейское не менее обращающихся в мире, и быть свободным от всего более монахов, живущих в горах".25

III. Заключение.

Подводя некоторые итоги рассуждениям святителя Иоанна Златоуста о пастырском служении в словах "О священстве", мы можем отметить следующее: Святитель говорит о высоте пастырского служения, с которым не может быть поставлено рядом ни одно дело человеческое на земле. Соответственно, пастырь должен быть чист душою, владеть словом и знать христианское вероучение. Целый ряд образов использует свт. Иоанн для раскрытия различных граней священнического служения: это и, собственно, пастырь и отец, и служитель, и учитель, и даже управитель.

Следуя за мыслью святителя, мы начинаем понимать, что священство предполагает святость и никак не менее. Все христиане призваны стать чадами Божиими по благодати, но на священнике - миссия руководства церковным народом, его управлении, поэтому он должен быть "солью", чтобы "осаливать" других, должен стяжать благодать, стать святым, чтобы

помочь в этом пасомым.

Литература.

1. Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в двенадцати томах.
изд-во Православная книга, М 1991.

1 Свт. Иоанн Златоуст. О священстве / Собр. соч. в 12 т. Т. 1, кн. 2. – СПб, изд-во СПбДА, 1898г, репринт.

2 См. там же

3 См. там же

4 См. там же

5 См. там же

6 См. там же

7 См. там же

8 См.там же

9 См.там же

10См.там же

11См.там же

12 См.там же

13 См.там же

14 См.там же

15 См.там же

16 См.там же

17 См.там же

18 См.там же

19 См.там же

20 См.там же

21 См.там же

22 См.там же

23 См.там же

24 См.там же

25 См.там же


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconРеферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить,...
Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности (служить, учить и управлять) в изображении свт. Иоанна Златоуста»
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconРеферат Тема: «Учреждение Ветхозаветного Священства, его права и обязанности»
История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. Основные обязанности и качества ветхозаветных священников....
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconТема «Эмоции и здоровье»
Цели: дать понятие о связи положительных и отрицательных эмоций и здоровья; учить управлять своими эмоциями; учить правилам общения,...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconРеферат-отчёт «Электронное здравоохранение»
Примерами могут служить сети медицинской информации, электронные медицинские карты, телемедицинские услуги, порталы здравоохранения...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconЗнания об ударной волне. Данный реферат написан в научно-публицистическом...
Реферат может служить, как дополнительное пособие для учащихся. Его целью является расширение знаний школьного курса по изучению...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconРеферат по физической культуре «Здоровый образ жизни и факторы его определяющие»

Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconРеферат по краеведению
Имя, образ Великого философа, его жизнь, привычки, легенды о нем и, наконец, его город уже свыше 200 лет вдохновляют поэтов и художников...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconМолодежь, для государства и общества в целом, представляет собой...
А здоровый образ жизни молодых людей будет служить залогом сохранения их собственного здоровья, качества жизни и передачи такого...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconМоя педагогическая философия
Добро нести, добру учить, добиться цели через трудности, любовью Истине служить я называю это мудростью!
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconРеферат: Мысли Платона
...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconТайм-менеджмент или искусство управлять временем
Способность сотрудников укладываться в сроки, выделять приоритетные задачи и грамотно управлять рабочей нагрузкой – это не только...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconОбраз матери – вечная тема искусства
Цель урока: показать, что образ матери вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconУрок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк»
«сказ», «сказители». Ознакомить детей с русской народной сказкой о животных. Учить давать ответы, пользуясь произведением, рассказывать...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «В»; учить анализировать...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconУрок русского языка в 3 классе тема: синонимы
«синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя...
Реферат Тема: «Образ пастыря и его главнейшие обязанности: служить, управлять, учить.» iconКонспект урока изобразительного искусства Тема : «Образ здания и его назначение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск