Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся





Скачать 375.08 Kb.
НазваниеМолодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся
страница1/3
Дата публикации11.12.2014
Размер375.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3


Вступление
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся образовательных учреждений профессионального образования в своем образе жизни еще во многом зависят от родителей, семейных норм, традиций. С другой стороны, они являются уже достаточно самостоятельными в формировании своего поведения. При этом от образа жизни молодых людей напрямую зависит благополучие общества и государства сегодня и в будущем. А здоровый образ жизни молодых людей будет служить залогом сохранения их собственного здоровья, качества жизни и передачи такого образа жизни следующим поколениям. Кроме этого молодежь может оказать существенное влияние на образ жизни своих родителей.

Вместе с тем, демографическая ситуация в стране тесно связывается с укреплением и созданием культа семьи, повышением роли здорового материнства и отцовства, безопасным и перспективным детством. Базисом этих мероприятий является сохранение и укрепление индивидуального здоровья человека, улучшение качества его жизни во всех сферах жизнедеятельности, что, в свою очередь, напрямую связано со здоровым образом жизни. Здоровое население рассматривается как главный ресурс государства, от которого напрямую зависит положительная динамика социально-экономической ситуации в стране.

В связи с актуальностью данной проблемы был проведен опрос 111 учащихся нашего образовательного учреждения.

Проблема: отношение учащихся профессионального лицея № 18 к здоровому образу жизни.

Цель исследования: выявить отношение учащихся профессионального лицея № 18 к здоровому образу жизни.

Объект: учащиеся профессионального лицея № 18.

Предмет: здоровый образ жизни молодежи профессионального лицея № 18.

Гипотеза: Формирование здорового образа жизни у молодежи профессионального лицея № 18 будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

- осуществляется целенаправленная просветительская деятельность по вопросам здорового образа жизни;

- обеспечивается мотивация к здоровой физической форме.

- осуществляется целенаправленное просвещение учащихся об отказе от вредных привычек.

Задачи:

- охарактеризовать понятия: здоровый образ жизни, здоровье, правильное питание, физическая активность на основе анализа, обобщения литературы;

- выявить теоретические предпосылки формирования здорового образа жизни у молодежи;

- выявить степень информированности и понимания молодежью здорового образа жизни;

- выявить приоритетные направления формирования здорового образа жизни в быту и поведении молодежи.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, изучение литературных источников, опрос.

1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Во все времена со здоровьем люди связывали свое благополучие, счастье, возможность полноценно жить, успешно учиться, заниматься любимым делом, продуктивно трудиться.

Что такое здоровье? Несмотря на кажущуюся простоту, до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. С давних времен его толковали как отсутствие болезни. Подобное определение существовало еще в начале ХХ века, когда жизнь была коротка и не заболеть считалось удачей. Но в наше время, когда люди стремятся к более высокому уровню благополучия, нежели просто к отсутствию болезней, это определение устарело.

Новое определение здоровья, отвечающее современной цивилизации, было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. К этому времени благодаря появлению вакцин, антибиотиков и улучшению санитарно-просветительской работы угроза многих заболеваний снизилась. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

С тех пор определение здоровья претерпело дальнейшее развитие. Сегодня в это слово вкладывается более широкий смысл и считается, что понятие «здоровье» должно, помимо всего прочего, включать такие формы поведения, которые позволяют улучшить нашу жизнь и сделать её более благополучной, достигнуть высокой степени самореализации (наиболее полное использование наших способностей).

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Нами было проведено исследование по выявлению отношения молодежи ПЛ № 18 к здоровому образу жизни. Всего было опрошено 111 учащихся 1, 2, 3 курсов (приложение А). Так, 87 % опрошенных оценивают свой образ жизни как здоровый и 13 % молодежи считает, что не всегда и не во всем ведет здоровый образ жизни. Причем юношей, считающих себя здоровыми больше, чем девушек.

Основными источниками информации о здоровом образе жизни для респондентов являются телевидение - 42 %, семья - 23 %, другое – в основном указывался Интернет – 28 %, печатные издания - 7% (рисунок 1).


Рис. 1 Основные источники информации о здоровом образе жизни
Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками, прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов.

Признаками здоровья являются:

  • устойчивость к действию повреждающих факторов;

  • показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

  • функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

  • наличие резервных возможностей организма;

  • отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

  • высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Факторами риска для здоровья являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом факторов – биологических, социальных, политических, экономических, культурных, психологических, физических, интеллектуальных, эмоциональных.

Кратко рассмотрим некоторые из них.

Социальные факторы. Человек – существо общественное, и социальная структура любого общества значительно влияет на его благополучие. Уровень благополучия может быть высоким лишь тогда, когда человек имеет возможности для самореализации, когда ему гарантированы благоприятные условия труда, учебы, жилья, отдыха, хорошее медицинское обслуживание.

Важным социальным фактором, влияющим на благополучие, является умение строить свои взаимоотношения с другими людьми. Нужно научиться создавать вокруг себя доброжелательную, теплую атмосферу. Мы должны быть также достаточно уверены в себе, если рассчитываем на ответное уважение.

Основу благополучия человека составляют физические факторы. Наиболее важные среди них – наследственность, состояние окружающей среды и качество пищи.

Интеллектуальные факторы. Нельзя быть здоровым, не зная, как этого достичь. И хотя знание само по себе не побуждает к правильному поведению, знакомство с принципами здорового образа жизни помогает сделать правильный выбор в пользу здоровья.

Эмоциональные факторы. Жизнь в современном обществе сложна и трудна. Каждый сам решает, как справиться с возникающими жизненными трудностями. Будем ли учиться мужественно преодолевать их, контролировать свои эмоции, бороться с о стрессами, рационально питаться, выполнять физические упражнения, участвовать в общественной жизни или возьмем в помощники, например, алкоголь – это в конечном итоге на совести каждого.

Существует деление факторов повреждающих здоровье на так называемые объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: плохая экология, фактор наследственности, психоэмоциональное напряжение (стрессы), уровень развития медицины, социально-экономический статус страны. К субъективным факторам относятся: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психоэмоциональное напряжение.

Все вышеперечисленные факторы, определяющие здоровье, как отдельного человека, так и общества в целом, многие ученые объединяют в четыре группы с различным вкладом в индивидуальное здоровье: их соотношение применительно к нашей стране выглядит следующим образом (рисунок 2). 

генетические факторы – 15-20%;

  • состояние окружающей среды – 20-25%;

  • медицинское обеспечение – 8-10%;

  • условия и образ жизни людей – 50-55%.



Рис. 2 Факторы, определяющие здоровье

Как видно из диаграммы, более чем наполовину здоровье зависит от образа жизни человека, его привычек и поведения.

Какой же образ жизни нужно считать здоровым? По мнению специалистов (медиков, валеологов), это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии, а при необходимости оздоровляются все органы и системы организма. Он включает в себя:

  • достаточную двигательную активность, обеспечивающую суточную потребность организма в движениях;

  • закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

  • рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов;

  • соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиену умственного труда;

  • личную гигиену;

  • грамотное экологическое поведение;

  • психогигиену, направленную на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику невротических состояний;

  • сексуальное воспитание, профилактику заболеваний, передающихся половым путем;

  • отказ от вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков;

  • безопасное поведение дома, на улице, в образовательном учреждении, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.


В аспекте здоровья и здорового образа жизни для опрошенных учащихся оказалась наиболее востребованной информация о влиянии здорового образа жизни на здоровье будущих детей (37 %); о влиянии здорового образа жизни на крепость семьи (19 %); о правильном питании (13 %); о влиянии здорового образа жизни на результаты учебы и труда (11 %); о том, как добиться долголетия (8 %); как заниматься профилактикой болезней (6 %); о витаминах (6 %) (рисунок 3).



Рис. 3 Информация о здоровом образе жизни
Здоровье  - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Одним из вопросов предложенной анкеты учащимся лицея звучал следующим образом: по-Вашему, здоровье – это… Наиболее популярными были ответы: Здоровье – это…

1. здоровый образ жизни – 28 чел.; 25%

2. общее состояние человека в духовном и физическом смысле – 16 чел.; 14 %

3. спорт – 12 чел.; 11 %

4. хорошо/отлично – 8 чел.; 7 %

5. жизнь – 7 чел.; 6 %

6. когда ничего не болит – 5 чел.; 5 %

7. не знаю – 3 чел. 3 %

Были и такие ответы: здоровье – это… 6 %

1. стабильность в организме;

2. важная составляющая в жизни человека, даже имеет государственное значение;

3. благополучие семьи;

4. спокойное будущее для себя, моей семьи и будущих детей;

5. счастье;

6. человеческий организм, за которым требуется уход;

7. состояние человека в определенный период времени.

Из 111 опрошенных, 25 человек не ответили на данный вопрос, что составило 23 % (рисунок 4).

Рис. 4 Ответы на вопрос: Здоровье – это…
По данным Стратегического плана социально-экономического развития городского округа г.Березовского на 2006-2015 гг. основными показателями здоровья населения г.Березовского являются (период 2001-2005 гг) (таблицы 1,2).

Таблица 1

Основные показатели здоровья населения г. Березовский


п/п

Показатели

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.



Демографические показатели
















1.1.

Рождаемость на 1 тыс. чел.

9,2

9,5

9,9

11,2

10,8

1.2.

Младенческая смертность на 1 тыс. родившихся

8,5

10,0

16,8

13,9

10,7

1.3.

Смертность на 1 тыс. чел.

15,0

16,1

16,7

16,7

16,8

1.4.

Смертность в трудоспособном возрасте на 1 тыс. нас.

9,2

9,5

9,0

9,8

10,3

1.5.

Коэффициент естественного прироста

-5,8

-6,6

-6,8

-5,6

-6,0



Заболеваемость на 1 тыс. чел. Всего,

в том числе:

842,0

869,0

796,0

780,0

765,0

у взрослых

614,0

602,0

582,8

529,8

480,8

у детей

1638,0

1882,0

1635,2

1811,2

1989,9

у подростков

1211,0

1278,0

1199,7

1209,0

1304,1


Таблица 2

Средняя продолжительность жизни


п/п

Показатели

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

8

Средняя продолжительность жизни

в том числе:

59,8

60,1

60,8

60,5

60,4




у мужчин

55,6

56,0

55,8

56,2

56,4




у женщин

65,0

65,7

67,5

66,0

65,3



Стоит отметить, что молодежь профессионального лицея достаточно информирована о современной политике государства в отношении проблем здоровья и здорового образа жизни - это 54 % всех опрошенных учащихся.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Исходя из этого, нами был задан вопрос: Что Вам мешает вести здоровый образ жизни? На что мы выяснили, что 42 % опрошенных учащихся мешает лень; 35 % ничего не мешает; 18 % респондентов указывают на отсутствие времени и 5 % на материальные трудности (рисунок 5).



Рис. 5 Что мешает вести здоровый образ жизни?

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. 
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Так, на вопрос о предложениях по повышению здорового образа жизни в нашем лицее, учащиеся предложили следующее:

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

2. Основные направления профилактики здоровья молодежи профессионального лицея № 18
Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека на 49-53 % зависит от его образа жизни.

Среди основных составляющих здорового образа жизни можно выделить:
Правильное Регулярная Отказ

питание физическая от вредных

активность привычек



Ассортимент Создание мотивации

пищевых к здоровой физической

продуктов форме


2.1. Правильное питание.
Вопрос – как правильно питаться – волнует любого человека, желающего получать от пищи не только удовольствие, но и пользу. Правильное питание – залог здоровья организма. Огромное количество болезней возникает именно из-за неправильного питания. Если долгое время питаться булочками, жареным мясом и запивать все это газировкой, можно обзавестись гастритом, холециститом и парой-тройкой изъеденных кариесом зубов. Ну и лишние килограммы тоже появятся. Сбалансированный пищевой рацион способен не только предотвратить появление этих проблем, но и решить уже имеющиеся.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconУрок, победитель конкурса, посвящённого 175-летию со дня рождения...
...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconД. А. Медведев Федеральная добровольческая программа «Технология добра»
России, вовлечение молодежи в жизнь общества стало одной из важнейших стратегических задач, как для самого общества, так и для государства...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconПрограмма элективного курса «Проблемы безопасности на современном этапе»
Учитывая, что социально-экономическое развитие общества приводит к появлению новых видов опасностей, как для здоровья общества в...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconКурс лекций по дисциплине «Занятость населения и ее регулирование»...
Тенденции изменений отношений в сфере занятости во многом определяют вектор развития общества в целом
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconДоклад значение потребительского рынка для жизнедеятельности Муниципального...
Потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общества; Развитие общества; Бытие человека, соотношение бытия и создания; Понятие познания; Истина; Научное познание; Мораль, искусство...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общества; Развитие общества; Бытие человека, соотношение бытия и создания; Понятие познания; Истина; Научное познание; Мораль, искусство...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconАнализ работы ноу «Самовыражение» мбоу «Гимназия №13» за 2011-2012 учебный год
Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconДоклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации 2012 год
Серьезные демографические проблемы России и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения требуют особого внимания со стороны...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconДоклад о положении детей и семей, имеющих детей, в российской федерации 2012 год
Серьезные демографические проблемы России и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения требуют особого внимания со стороны...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconИнтересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы...
Равенство: возможностей, перед законом, социальная помощь государства незащищённым категориям населения
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
Одной из актуальных проблем современного общества является отклоняющееся поведение. Именно оно выступает одной из ведущих причин...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся icon№2-сд от 01. 10. 2013г., с одной стороны, и Товарищества собственников жилья «Авто-11»
Сд от 01. 10. 2013г., с одной стороны, и Товарищества собственников жилья «Авто-11», именуемое в дальнейшем заказчик, в лице председателя...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3...
Одной из актуальных проблем современного общества является отклоняющееся поведение. Именно оно выступает одной из ведущих причин...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки
Одной из актуальных проблем современного общества является отклоняющееся поведение. Именно оно выступает одной из ведущих причин...
Молодежь, для государства и общества в целом, представляет собой социально значимую группу населения. С одной стороны, выпускники школ и учащиеся iconТема: Мимика и жесты
Личностные: сформированность социальных мотивов – стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск