Скачать 1.18 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДС.3, ДС.Ф.3 Психология девиантного поведения Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706 — Педагогика и психология» «050711-Социальная педагогика» Утверждено на заседании кафедры психологии факультета педагогики и психологии (протокол № 1 от 01 сентября 2012г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2012 РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
Тарасова С.М., ст. преподаватель
Одной из актуальных проблем современного общества является отклоняющееся поведение. Именно оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью. Таким образом, возникла необходимость включения в образовательный процесс педагогических вузов учебной дисциплины «Психология девиантного поведения». Ее основное содержание отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «050706-Педагогика и психология». Освоение данной программы позволит студентам чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения, а также позволит сформировать адекватные представления об особенностях позитивного воздействия на отклоняющееся поведение личности. Цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности. Задачи курса: в систематическом виде изложить основные представления о природе девиантного поведения, рассмотреть общие закономерности и характеристики механизмов функционирования девиантного поведения; познакомить студентов с условиями и закономерностями формирования различных форм отклоняющегося поведения; представить систему основных девиантологических категорий и понятий; сформировать профессиональную мотивацию изучения отклоняющегося поведения и культуру рефлексии. Содержание курса опирается на межпредметные связи в области педагогики, общей и экспериментальной психологии, истории педагогики и психологии, педагогической и психологической диагностики. Изучение его осуществляется в единстве лекционных и практических занятий с выполнением групповых, индивидуальных заданий и упражнений, проведением предусмотренных в аудиторное и внеаудиторное время микроисследований. В результате изучения учебной дисциплины «Психология девиантного поведения» студенты должны знать:
Студенты должны быть готовы к выполнению курсовых и дипломных работ по психологии отклоняющегося поведения, используя те знания, которые ими были получены в ходе изучения курса «Психология девиантного поведения». Для этого они должны уметь самостоятельно работать с научной литературой, анализировать факты обыденной психологии, жизненные отношения и профессионализм человека в различных сферах деятельности, рефлексировать собственную деятельность. Структура дисциплины составляет 3 раздела: Первый раздел «Социальная норма и социальное отклонение» знакомит студентов с предметом изучения дисциплины «Психология девиантного поведения», уточняет критерии определения понятия «отклоняющееся поведение», представляет виды социальных норм. В программе рассматриваются классификации видов отклоняющегося поведения, социальные факторы и биологические предпосылки поведенческих девиаций. Второй раздел «Краткая психологическая характеристика девиаций» направлен на изучение основных видов отклоняющегося поведения личности, таких как агрессивное поведение, делинквентное поведение, зависимое поведение, суицидальное поведение. Третий раздел «Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности» знакомит студентов со стратегиями социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. Итоговая аттестация – экзамен по теоретическим вопросам. В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические и лабораторные занятия позволяют организовывать самостоятельную работу студентов. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «050706-Педагогика и психология», «050711-Социальная педагогика». Данные методические рекомендации является в первую очередь руководством к самостоятельной деятельности и допускает целесообразные изменения при планировании и проведении занятий. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) Практическое занятие № 1. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной... По направлению подготовки (специальности) 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория... «050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология» | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология Целью освоения дисциплины является подготовка студентов к профессиональному решению организационно-психологических проблем | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 13 Психология управления | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 5 Психология управления | Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с |