МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ М2.В.5 Психология управления (шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом и
учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры) 050400.68 «Психолого-педагогическое образование»,
магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности»
(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием профиля (названия магистерской программы) Утверждено на заседании
кафедры психологии
Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.) Зав. кафедрой
_______________И.А. Синкевич
1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины М2.В.5 Психология управления 2. Автор программы: канд.психол. наук, доцент Двоеглазова М.Ю. 4. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Психология управления» является формирование у магистрантов представлений о специфике реализации на практике управленческой деятельности.
Реализация на практике данной цели предполагает решение следующих основных задач:
ознакомление магистрантов с категориальным аппаратом психологии управления;
формирование у магистрантов представлений о психологических особенностях выполнения руководителем управленческих функций;
формирование у магистрантов знаний об основных критериях оценки эффективности функционирования организации и реализации руководителем своих должностных обязанностей;
ознакомление магистрантов с требованиями к уровню интеллектуального и личностного развития руководителя;
ознакомление магистрантов с профессиональными деформациями, возникающими в управленческой деятельности и способами их устранения.
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Дисциплина «Психология управления» относится к основной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
Для освоения данной дисциплины магистранты используют знания, полученные в процессе обучения в вузе.
Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Оценка качества работы организации», «Теории обучения и воспитания», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» и др. Знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины «Психология управления», необходимы для прохождения научно-педагогической практики и написания выпускной квалификационной работы.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации магистрант, обучающийся по курсу «Психология управления» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);
использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
готовностью использовать современные технологии менеджмента (ПКОУ-5);
способностью определять круг потенциальных партнеров образовательного учреждения (ПКОУ-6);
способностью планировать и проводить переговоры с российскими и зарубежными партнерами (ПКОУ-7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Основные подходы к анализу личности и деятельности руководителя образовательного учреждения
Психологические закономерности функционирования и развития образовательного учреждения
Уметь:
Давать психологическую характеристику педагогическому коллективу
Выделять психологический аспект управленческих проблем
Видеть психологические последствия управленческих решений
Вырабатывать рекомендации по оптимизации деятельности руководителя образовательного учреждения
3) Владеть:
русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;
способностью выступать публично и работать с научными текстами; способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов исследования.
10. Темы для самостоятельного изучения
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во час.
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
|
| Тема 1: Психология управления как самостоятельная отрасль психологии
| Написание реферата
| 2
| Защита реферата
|
| Тема 2: Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности человека
| Составление опорных схем
| 2
| Защита выполненной работы
|
| Тема 3: Психологическая сущность организаций
| Составление типологии организаций
| 3
| Защита выполненной работы
|
| Тема 4: Трудовой коллектив как объект управления
| Подбор методик для диагностики особенностей трудового коллектива
| 3
| Защита выполненной работы
|
| Тема 5: Командные принципы организации труда на предприятии
| Написание реферата
| 3
| Защита выполненной работы
|
| Тема 6: Психологические особенности принятия управленческих решений
| Создание классификации управленческих решений
| 3
| Защита выполненной работы
|
| Тема 7: Специфика мотивации к трудовой деятельности персонала и руководителей
| Написание реферата
| 3
| Защита выполненной работы
|
| Тема 8: Функция организации трудовой деятельности
| Написание реферата
| 3
| Защита выполненной работы
|
| Тема 9: Коммуникативная функция руководителя
| Составление типологии коммуникативных барьеров
| 3
| Защита выполненной работы
|
| Тема 10: Интерактивная функция в деятельности руководителя
| Определение условий эффективной интеракции
| 3
| Защита выполненной работы
|
| Тема 12: Перцептивная функция в деятельности руководителя
| Составление классификации перцептивных ошибок
| 3
| Защита выполненной работы
|
| Тема 13: Функция внедрения в организации инноваций
| Составление схемы этапов внедрения инноваций
| 3
| Защита выполненной работы
|
| Тема 14: Кадровые функции руководителя
| Написание реферата
| 4
| Защита выполненной работы
|
| Тема 15: Представительская функция руководителя
| Написание реферата
| 4
| Защита выполненной работы
|
| Тема 16: Личность менеджера
| Написание эссе
| 4
| Защита выполненной работы
|
| Тема 17: Психологические проблемы профессионального отбора, аттестации и планирования карьеры руководителей
| Составление опорных схем
| 4
| Защита выполненной работы
|
| Всего
|
| 50
|
|
Особенности организации и осуществления самостоятельной работы студентами
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.
Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:
изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых и глобальной сети "Интернет";
изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей в процессе изучения дисциплины «Психология управления» являются:
формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
написание рефератов;
подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);
подготовка рецензий на статью, пособие;
выполнение микроисследований;
подготовка практических разработок;
выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя
студент должен:
освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ГОС СПО) по данной дисциплине.
планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
Студент может сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ГОС ВПО/ГОС СПО по данной дисциплине:
самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;
в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;
предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;
использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.
|