Скачать 95.54 Kb.
|
Занятие по внеурочной деятельности «В мире слов». Тема: Мимика и жесты. Планируемые результаты: обучаемый научится: правильно использовать в своей речи мимику и жесты; развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания; расширить понятийную базу. Метапредметные: Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; Коммуникативные: задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; Личностные: сформированность социальных мотивов – стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; воспитывать заботливое отношение к окружающим. Характеристика деятельности учащихся: побывать в роли исследователя; классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи. Система оценки: самооценка; оценить деятельность обучающихся. Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, рисунки-иллюстрации, учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках», фотоаппарат. Ход:
У: - Ребята, у нас сегодня гости. Давайте создадим на нашем занятии хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, гостям и друг другу.
У:- Начинаем наше занятие. Д:- На таких занятиях мы Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо. Ясно, чётко говорим, Потому что не спешим, У нас во рту живёт язык. К словам знакомым он привык. У:- Какое занятие мы начинаем? ( Слайд 1)
А) Дыхательная гимнастика. У:- Как всегда подготовим наши органы, участвующих в речи к работе. Проведём дыхательную гимнастику. Выполним упражнение «Согреем стёклышко». ( Слайд 2) Мороз. Утром вы захотели посмотреть в окно, а оно всё в морозных узорах. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла. Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стёклышко. ( 3 раза) - Выполним упражнение «Воздушный шар» ( Слайд 3) - Представьте себе, что вы воздушный шарик и вас надувают: медленно вдох носом, руки вверх, задержать дыхание и быстро выдохнуть, руки опустить. ( 3 раза) Б) Артикуляционные упражнения. У:- А теперь подготовим к работе язычок. Я знаю, что вы любите сказки. Я подготовила для вас продолжение нашей сказки о язычке. Ну, чтобы она получилась интересной, помогите мне, пожалуйста. Возьмите в руки зеркальце, сядьте правильно.
(положить широкий язык на нижнюю губу, расслабить его, следить чтобы он не дрожал)
(высунуть язык, стараться дотянуться до кончика носа)
( высунуть язык, стараться коснуться подбородка)
А нижние он чистил снизу вверх ( медленно водить язычком по зубам снизу вверх) 5) Почистил язычок зубки, вышел на улицу, сел на качели и начал кататься. (быстро водить язычком из правого угла рта в левый и обратно) В) Массирование горла. У: -А теперь давайте разогреем горлышко. Ведь ему тоже придётся работать (поглаживание руками горлышко) Г) Артикуляционная гимнастика. У:- Чтобы наша речь была правильной, чёткой надо как можно чаще произносить что? Д: Чистоговорки, скороговорки. У:- И сегодня я подготовила для вас новые чистоговорки. Сели правильно и повторяйте за мной. Бу-бу-бу- посмотрите на трубу. Ра-ра-ра-ждёт подарков детвора. Ла-ло-ли- сами торт мы испекли.
У: Сегодня на занятии вы узнаете что-то новое об устной речи. А что именно, об этом догадаетесь сами. - Ребята, а для чего человеку нужны руки? - Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Д: - Они тёплые, нежные, ласковые, добрые. У:- Можно ли обидеть человека, если у него такие тёплые, добрые руки? Д:- Если у человека такие руки, то обидеть он не может. У:- А какие руки бывают, когда они злые? Д:- Они бывают холодные, вредные, колючие. У:- Могут ли руки помочь подружиться? Д:- Руки могут помочь подружиться. У:- Ну, а можно с помощью рук общаться? Д:- Да, с помощью рук можно общаться. У:- Сейчас попробуем общаться с помощью рук, без слов. Я вам покажу движение руками, а вы постарайтесь понять его и выполнить то, что я прошу. (показать руками «встать», «сесть») У:- Ребята, сейчас вы сделали верно всё, о чём я вас просила. Но как вы меня поняли, ведь я не произнесла ни слова? Д:- Вы показали руками, головой. У:- Ребята, а может кто-то знает, как называется такое общение с помощью рук, пальцев, головы, других частей тела? Д:- Общение с помощью рук называется жестами. У:- Что же ещё помогает нам общаться, понимать друг друга. Для этого мы проведём эксперимент. Мне надо двое желающих. Вам предстоит рассказать что-нибудь интересное. При разговоре надо стоять, повернувшись, друг к другу спиной. (Дети выполняют задание) У:- Получилось ли у вас общение? Д:- Нет. У:- Почему? Д:- Не было видно товарища, его лица, глаз. У:- А если повернуться лицом и повторить? ( Дети выполняют задание) У:- Кто ответит, что нам сейчас помогло в общении? Д:- В общении нам помогла мимика. У:- А теперь вы догадались, о каких новых способах общения в устной речи мы будем говорить на нашем занятии? Д:- Мы будем говорить о мимике и жестах. У:- Кто сформулирует мне тему занятия? Д:- Мимика и жесты. ( Слайд 4) 3.Открытие нового знания. У:- Ребята, давайте выясним, что же такое мимика и жесты. - Посмотрите и скажите: нравится ли вам такой учитель? (Показывается учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль) (Слайд 5) -А сейчас? (появляется учитель с улыбкой) (Слайд 6) -Какой учитель вам по душе? -Что помогло учителю показать его внутреннее состояние? Д:- Выражение лица, мимика.
У:- Откройте свои учебники на с.42. Рассмотрите рисунки-символы и скажите, чем они похожи? Д:- У них у всех есть глазки, бровки, носик, ротик) У:- А чем они отличаются? Д:- Ротик и глазки разной формы, бровки в разном положении) У:- Какое настроение на первом рисунке-символе? (Слайд 7) Д:- Радость. У:- Когда мы радуемся, что происходит у нас на лице? Д:- Уголки рта поднимаются вверх, глазки прищуриваются. У:- Представьте, что вам поставили пятёрку. Покажите посредством мимики ваше выражение лица. Это радость. - Рассмотрите второй рисунок-символ. Что вы замечаете? (Слайд 7) Д:- Ротик уголками вниз, бровки приподняты вверх. У:- Это грусть. Представьте, ваша любимая игрушка сломалась. Покажите, как вы грустите. - На третьей картинке, что мы видим? (Слайд 7) Д:- Брови высоко приподняты, глаза большие, рот открыт. У:- Это удивление. Представьте, вам в окно влетел попугай. Покажите ваше удивление. - Четвёртый рисунок-символ. Опишите его. (Слайд 7) Д:- Рот приоткрыт, глаза большие, брови приподняты. У:- Это страх. Представьте, что к нам в класс вошёл огромный лев! Он идёт прямо к вам! Покажите, как вы на это реагируете, только с помощью мимики. А сейчас выполним задание в учебнике.
У:- Помните историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э.Успенский? Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение. Обозначьте простым карандашом рисунками-символами в кружочках настроение героев. (Дети выполняют работу самостоятельно) У:- А теперь поменяйтесь и проверьте работу своего соседа. Если работа выполнена верно, то поставьте «+», если неверно, то поставьте «?». (Идёт взаимопроверка) (Слайд 8) У:- Итак, сделаем вывод, что же такое мимика? Д:- Мимика-это движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
(Музыкальное сопровождение)
У:- Посмотрите на с.43. Мы видим рисунки-символы, обозначающие те же чувства, настроение, эмоции, но уже что-то здесь добавлено? Д:- Добавлены руки, жесты. У:- Нам художник показал, что настроение можно выразить не только с помощью мимики, но и мимики плюс жесты. Посмотрите, как мы можем выразить свою радость? Покажите. (Высоко поднять руки) Кто из героев показывает радость? - А как грусть? Покажите. (Рука придерживает голову) Кого мы видим грустным? - А когда мы удивляемся, что мы делаем? (Разводим руки в стороны) Покажите. А кто из героев удивляется? - Когда мы сильно боимся, что делаем? (Хватаемся за голову). Покажите. Кто испытал страх? У:- Итак, кто же может сказать, что такое жест? Д:- Жест- это движение рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь. У:- Ребята, скажите, а пользуемся мы жестами в школе, на уроках? Д:- Да, на уроках обучения грамоте, математики. У:- Покажите мне с помощью жестов звонкие согласные, глухие, твёрдые, мягкие. У:- Общение с помощью жестов происходит не только на уроках, но и в повседневной жизни. -Ребята, а где в жизни мы встречаем такое общение, когда мимика и жесты заменяют слова? Д:- В балете, при общении глухонемых людей, актёры. У:- Сейчас я вам покажу жесты, а вы постарайтесь их прочитать. (Показываю жесты «до свидания», «иди ко мне», «согласен», «не согласен). У:- Ребята, а сейчас рассмотрите рисунки и определите: о чём говорят эти жесты? 1. Мальчик поднёс палец к губам. (Слайд 11) 2. Мама ругает дочку. (Слайд 11) 3. Мальчики приветствуют друг друга. (Слайд 11)
У:- Я предлагаю вам выполнить такое задание: 1 ряд: Вы в парах подумайте, посоветуйтесь и покажите, как вы поприветствуете друг друга, используя мимику и жесты. (Взмах руки, рукопожатие, похлопывание по плечу, крепкие объятия друг друга) 2 ряд: Ваше задание. Вы на стадионе. Ваша любимая команда забила наконец-то долгожданный гол. Покажите ваш восторг и радость мимикой и жестами. (Высоко поднятые руки, хлопки в ладоши, объятия) 3 ряд: Вы прощаетесь с другом. Какие жесты и мимика вам помогут? (помахивание рукой, воздушный поцелуй, объятия). У:- Ребята, а всегда ли мы правильно понимаем жесты? Д:- Нет. У:- У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения. - Так, например, поднятый вверх большой палец, что означает у нас? Д:- Здорово. (Слайд 12) У:- А в США этот жест используется при попытке остановить попутную машину. - У нас кивок головой что означает? Д:- Да. У:- А в Болгарии – «нет». Поэтому, какой вы можете сделать вывод? Д:- Чтобы общаться с помощью жестов, нужно знать, что означает определённый жест в той или иной местности. 4.Включение в систему знаний и повторение. 1) Работа со сказкой «Цыплёнок». У:- Ребята, в начале урока вы мне сказали, что любите сказки. Я хочу познакомить вас с одним маленьким цыплёнком из сказки К.И.Чуковского. (Слайд 13) (Читаю начало сказки без мимики и жестов) Сказка «Цыплёнок». Жил на свете цыплёнок. Он был крошечный. Вот такой. (Слайд 14) Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. (Слайд 15) И была у него мама, которую звали Пеструшка. Мама была вот такая (Слайд 16) Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал её к самому озеру. А был этот кот вот такой. (Слайд 17) У:- Смогли вы ярко, точно, выразительно представить себе цыплёнка. Его маму, злого кота? Д:- Нет, мы не увидели, какой был цыплёнок, мама, кот. У:- Кто догадался, почему вы не увидели? Д:- Потому что читали без мимики и жестов. У:- Кто нам прочитает или расскажет эту сказку, используя новые способы общения: мимику и жесты? (Рассказывает ученица) У:- Ребята, а вы хотите услышать продолжение сказки? -Тогда внимательно слушайте и постарайтесь использовать мимику и жесты. (Рассказывает ученица) Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так и во всё горло закричал: "Ку-ка-ре-ку!" (Слайд 18) И важно посмотрел по сторонам: "Я ли не удалец? Я ли не молодец?" Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы запищал: (Слайд 19) "Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!" Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так. В луже сидела лягушка. (Слайд 20) Она увидела его и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!" А была лягушка вот такая. Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так. (Слайд 21) У:- Ребята, мы рассмотрели с вами полезные жесты, но есть и такие жесты, которые мешают понять речь говорящего. (Слайд 22) Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, когда, отвечая урок, некоторые постоянно что-то вертят в руках, крутят пуговицу, что-то поправляют. Ненужные жесты мешают слушать. Очень важно умело использовать мимику и жесты. 5. Рефлексия учебной деятельности. У:- Наше занятие подходит к концу. Какие новые способы общения, кроме слов вы узнали? Д:- Мимика и жесты. У:- Чему научились? Д:- Правильно использовать мимику и жесты. У:- Что на ваш взгляд было самым сложным? А интересным? А занятие давайте закончим картинкой настроения. Выберем из рисунков-символов ту, которая выражает ваше настроение, вызванное занятием. По картине настроения видно, что занятие вам понравилось. Я очень рада. Спасибо! (Слайд 23) |
Мимика и жесты в построении и восприятии имиджа Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то необходимо разбираться в жестах и мимике. Мимика, жесты играют... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дать детям представление о способах и выразительных средствах общения (выражение лица мимика, позы и жесты) | ||
Реферат Невербальные элементы в общении. 27 страниц Язык телодвижений, мимика, движения, жесты, поведение, невербалика, зоны дистанций и запретные зоны, анализ индивидуальных реакций,... | Название проекта. Мимика и жесты Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501. 65 Юриспруденция и предназначен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: предметные картинки “сыр”, “сом”, “девочка”; ребусы; карточки со словами “диалог”, “жесты”, “мимика”; аппликация на... | Реферат по теме Мимика, жесты и голосовые модуляции являются дополнительной информацией, которую ни один написанный текст передать не в состоянии.... | ||
Различные Виды Рукопожатий 24 Глава IV жесты рук и кистей рук 27... V значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица 34 | Реферат «Судейские жесты в пляжном гандболе» судейские жесты, утвержденные игф При присуждении одного или двух очков при взятии ворот (правило 9, 14: 4, разъяснение 1), судья на поле должен указать на это, показав... | ||
Актер. Жест и мимика Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501. 65 Юриспруденция и предназначен... | С творчеством отдельных художников Оборудование и материалы: для учителя методические таблицы «Пропорции лица», «Мимика. Схемы настроения»; для учеников – бумага, графические... | ||
План Общение как деятельность. Виды общения. Коммуникативное пространство и его структура Кроме того, многие люди используют жесты, мимику, телодвижения во время диалога. Общение выполняет ряд функций | Дидактические жесты в лекторской практике Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Познакомить с тактикой нападения быстрым прорывом, совершенствовать ловлю, передачу, ведение, броски, перехваты мяча, повторить... | Районный конкурс на лучший методический материал по профилактике... Познакомить учащихся с правилами дорожного движения, научить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, познакомить с дорожными... | ||
Конспект урока физической культуры участника второго (очного) этапа... ... | Язык тела Разговаривает с нами на понятном для всех языке. Даже для политического успеха порой решающими становятся не умнейшие словесные аргументы,... |