Скачать 239.47 Kb.
|
Анализ работы НОУ «Самовыражение» МБОУ «Гимназия №13» за 2011-2012 учебный год. Одной из задач современного образования является развитие способности учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, её обработке и применении, а также по оценке результатов. Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Целесообразность научной работы в школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей школы. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки. Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности школы. В школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это и создание авторских учебных программ, работа факультативов, элективных курсов и спецкурсов, разнообразных конференций, олимпиад. Этому способствовала НОУ «Самовыражение» для учащихся 1-11 классов. Основы для создания и работы НОУ подготовлены, утверждены ПОЛОЖЕНИЕ и Устав НОУ «Самовыражение». Проведен КОНКУРС среди учащихся «Атрибутика, девиз, гимн и эмблему НОУ «Самовыражение». Победителями стали Рубцова Карина (9 а класс) и Филиппов Павел (7 б класс). Работа в научном обществе дало ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
Кроме того, ученики получали дополнительную научную информацию, которая существенно помогало им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях. Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации. Задачи НОУ: воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин; готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области; развивать навыки учебно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием; развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах учебно-исследовательских работ; пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства; формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями. Образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решались нами на трех уровнях:
Принципы организация работы НОУ:
Высшим органом НОУ является общее собрание в начале учебного года, на котором планировались приоритетные направления работы, утверждался план работы НОУ на год, избирался Совет, который осуществлял руководство работой НОУ. В Совет могут входить школьники, научные руководители и руководители секций. На Заседании №1 НОУ были выбраны в СОВЕТ НОУ «Самовыражение»: ПРЕЗИДЕНТ: Рубцова Карина, ученица 9 а класса, ВИЦЕПРЕЗИДЕНТ: Митрофанов Андрей, ученик 9 а класса, Евсеева Евгения, ученица 4 б класса, руководитель секции начальной школы «Я-исследователь», Филиппов Павел, ученик 7 б класса, руководитель секции математика+информатика «Матрица», Гейко Василий, ученик 10 б класса, руководитель естественнонаучной секции «ЕНОТ», Баранова Анастасия, ученица 9 а класса, руководитель гуманитарной секции «Explorer», Гаврилова Е.В., учитель начальной школы, руководитель секции «Я-исследователь», Толкачева Е.С., учитель математики и информатики, руководитель секции «Матрица», Зудина Н.А., учитель биологии, руководитель секции «ЕНОТ», Вержбицкая М.А., учитель английского языка, руководитель секции «Explorer», Максимова И.В., учитель информатики и ИКТ, руководитель НОУ «Самовыражение», Товбер З.А., заместитель директора по НМР. Совет НОУ решал организационные вопросы, оказывал помощь научным руководителям и консультантам, рассматривал и утверждал тематику работы каждой секции НОУ. В каждой секции для учащихся проводились консультации, связанные с темой научной работы и познавательные занятия. НОУ включало творческие группы учащихся, объединенные в секции по различным областям знаний. Занятия членов общества проводились по необходимости коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов, но не реже одного раза в неделю. Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определялась совместно с научным руководителем по согласованию с МО учителей (данного направления). Работа НОУ «Самовыражение» осуществлялась поэтапно: I. Начальный этап (1 - 4 классы) Цель: выявление одаренных детей; формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний. II. Подготовительный этап (5 -7 классы) Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности. III. Развивающий этап (8 - 9 классы) Цель: активное расширение кругозора школьников; совершенствование навыков научной деятельности; определение тематики исследовательских проектов. IV. Собственно исследовательский этап (9 - 11 классы) Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности; разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных исследований ребят. Запись в научное общество осуществлялась на основании желания школьников участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников. В научное общество учащихся мог вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника. Возраст вступления в НОУ – 7 лет. Ученик, участвующий в работе НОУ, имел право:
Ученик, получивший высокую оценку своей исследовательской деятельности, получил дополнительный балл по учебному предмету, с которым связаны тема его исследовательской работы. Успешная работа учеников 9 класса засчитывалась как экзамен по выбору. Педагог – руководитель исследовательской работы учащегося, которая получила высокую оценку, имел право на материальное вознаграждение. Ученик, участвующий в НОУ, обязан был:
Педагогический коллектив НОУ оказывал реальную помощь школьникам в решении следующих задач: - овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы; - научиться методам и приемам научного исследования; - научиться работать с литературой. Структура организации деятельности позволило выстроить многолетний план развития НОУ. Начало года – это всегда стартовое заседание, функция которого состояло:
Определялась тематика поисковых работ учащихся, и назначались руководители детских творческих проектов. Работа секций строилась в течение года по плану:
В 2011-2012 учебном году в НОУ «Самовыражение» активно работало 4 секции, состоящих из 472 учащихся и 26 педагогов МБОУ «Гимназия №13», а также родителей учеников начальной школы. Некоторые учащиеся осуществляли работу в разных секциях. Ученики нашей школы – члены НОУ принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах, выполнили исследовательские работы, заняв призовые места. В Международном чемпионате по предметам – Турнир Ломоносова приняло участие 9 одиннадцатиклассников очного тура и 2 школьника (Ершова Александра 7б кл., Максимова Мария 10б кл.) дистанционно. К сожалению, меньше чем в прошлом учебном году. В 2011-2012 учебном году в школьном туре предметных олимпиад ВОШ приняло 97% учащихся. В муниципальном этапе количество победителей и призеров возросло по сравнению с прошлым годом. Результаты олимпиад (муниципальный этап) 2011-2012 уч. г.
Мы также гордимся Чуевой Софьей, ученицей 10 а класса, которая стала призером регионального этапа ВОШ по английскому языку. Заседание № 2 НОУ «Самовыражение» было проведено в форме семинара для учителей школы по вопросам проведения исследовательской работы с учащимися. Рассматривался вопрос об организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся, разработке методических материалов в помощь руководителям исследовательской работы. В 2011-2012 учебном году ученики принимали активное участие в международных Интернет-конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кенгуру выпускникам», «Инфознайка». В конкурсе «Инфознайка-2012» участвовало 73 школьника, в 2011 году только 5 человек. Победителем регионального этапа стала Быченкова Полина, ученица 7 б класса (учитель Максимова И.В.). Для учащихся начальной школы были проведены внеклассные занятия «Путешествие в Царство Физики и Химии» (учитель физики Зуева Е.А. и учитель химии Григорьева С.В.). Для учащихся 5-11 классов был проведен практикум «Выбор темы – начало исследования», лекция-семинар «Презентация своих научных достижений». Для учащихся 5-8 классов была проведена лекция: «Современная наука». Для учащихся 9-11 классов были проведены лекция-практикум «Как поставить научную проблему?» и семинар «Научная статья: как ее написать?». В рамках таких занятий, школьники получили консультации по вопросам выполнения основных частей проектов, аналитической части исследования, оформление проектов, исследовательских работ в соответствии с требованиями, подготовка к публичному выступлению. Для учителей предметников был проведен мастер-класс Максимовой И.В. «Особенности организации исследовательской деятельности во внеурочное время с применением ИКТ» (4 занятия) для учителей предметников, где уделили внимание разработке элективных курсов, факультативов и кружков с применением ИКТ, требованиям к исследовательской работе, внедрению новых форм и методов обучения в образовательный процесс как стимул для повышения интереса учащихся к внеурочной исследовательской деятельности, внедрению новых технологий обучения в образовательный процесс для развитие творческих способностей и нестандартности мышления учащихся, вовлечению учащихся в исследовательскую внеурочную деятельность с использованием интегрированных подходов в преподавании с применением ИКТ, организации и проведению научно-практической конференции школьников с применением ИКТ. Был проведен практикум для организации исследовательской работы с применением АМО (активных методов обучения) и технология интерактивного обучения (ТИО), модерации, тренинг по освоению видов деятельности на этапах организации исследовательской работы. Прошло обучение слушателей мастер - класса работе по созданию ЭОР, повышение ИКТ-компетентности педагогов по созданию презентаций (Анимация SmartArt, создание интерактивных кроссвордов и других дидактических материалов). Посещение и анализ научно-практической конференции школьников секции «Матрица». Был проведен Круглый стол учителей по обмену опытом «Моя организация исследовательской деятельности». Заседание №3 НОУ «Самовыражение» было посвящено подготовке к проведению общешкольной конференции и Фестивалю школьных проектов. Обсуждался план проведения конференции, просмотр представленных работ секциями и степени их готовности к участию в фестивале, формированию жюри из числа учителей и учащихся, процедуре награждения участников конференции. Совет НОУ координировал научно-методическую работу, создал организационный комитет предстоящей научно-практической конференции. Результаты деятельности НОУ за год подводились на итоговой школьной научно-практической конференции, в которой участвовало 23 ученика из 2 а, 3в, 4 б, 7 а, 7 б, 9 а, 10 а, 10 б, 11 а классов, и было заслушано 15 исследовательских и поисково-реферативных работ. На конференции заслушивались 15 лучших исследовательских и поисково-реферативных работы учащихся, отобранных в результате предварительного рецензирования по определенным, общим для всех критериям на заседании секций НОУ «Самовыражение». Жюри, выбранное специально для Конференции из числа наиболее подготовленных учащихся, учителей, оценивало устное выступление защищавшихся и определяло призеров и победителей данного конкурса. Победителями Конференции и фестиваля школьных проектов стали: ученики 2 а класса, Казакова Анастасия, Туров Семен, Яковлев Дмитрий, ученики 3 в класса, Кривченко Ольга, Королева Виктория, ученицы 4 б класса, Филиппов Павел, ученик 7 б класса, Баранова Анастасия, Сумарюк Лима, Калитина Валентина, ученицы 10 а класса. По итогам школьной научно - практической конференции за активную работу в научном обществе и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности члены НОУ были награждены дипломами, рекомендованы к участию в конференциях, симпозиумах территориального, регионального, федерального, международного уровней; направлены для участия в муниципальных и региональных конкурсах, олимпиадах и т.д. Члены НОУ, готовясь стать студентами, получают в школе исследовательские умения и навыки. Подготовленные ими рефераты, конкурсные проекты – это практическое применение навыков работы с научной информацией, которые они демонстрируют и на городской научно-практической конференции. На муниципальный конкурс исследовательских и поисково-реферативных работ было представлено 8 работ, из которых 6 прошли во второй очный тур. По итогам Конкурса МБОУ «Гимназия №13» заняла 2 место (2 победителя, 2 призера) после МБОУ «Гимназия №18» (1 победитель, 5 призеров). (ПРИКАЗ № 123-д по управлению образования администрации МО Алексинский район от 05.05. 2012 г)
В прошлом учебном году были представлены 3 работы. Победителем и призером никто не стал. Результаты Конкурса стали пищей для анализа работы секции в прошедшем году, продолжение данная работа получает на планово аналитическом заседании, функции которого можно определить так:
В апреле 2012 года был проведён VII муниципальный конкурс «Лучший пользователь ПК» среди учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ Алексинского района. Призером Конкурса стал Ерохин Александр, ученик 10 б класса (учитель Максимова И.В.). (ПРИКАЗ № 123-д по управлению образования администрации МО Алексинский район от 05.05. 2012 г. ) Поляков Никита, ученик 5 а класса стал призёром муниципального интеллектуального марафона. (ПРИКАЗ № 122-д по управлению образования администрации МО Алексинский район от 05.05. 2012 г. ) ЕГОР ЯНЧИЛИН, ученик 4 б класса стал победителем II Всероссийского интернет-конкурса "Волшебное перышко - 2011" в номинации поэзия 7-11 лет (учитель Киселева Н.А.) Итоговое заседание №4 НОУ «Самовыражение» было посвящено итогам работы НОУ за 2011-2012 учебный год и перспективным планам на следующий учебный год. Ожидаемые результаты Для педагогов:
Для учащихся:
Для родителей:
Механизм внедрения программы НОУ «Самовыражение»
Ресурсное обеспечение программы
Основные риски реализации проекта
В соответствие с вышеизложенным признать работу НОУ в 2011-2012 уч.году удовлетворительной. В следующем учебном году активизировать работу совета. Принять участие в муниципальной научно-практической конференции, конкурсе исследовательских работ и олимпиадах по предметам. Создать базу данных учащихся и учителей, работающих в НОУ. Наблюдаются недостатки в работе НОУ:
В связи с этим, необходимо спланировать работу НОУ на 2012-2013 учебный год с учетом ликвидации данных недостатков. Подготовила: Максимова И.В., руководитель НОУ «Самовыражение». |
Анализ учебно-воспитательной и методической работы за 2011-2012 учебный год Анализ работы муниципального автономного учреждения гимназия №1 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан... | Публичный доклад директора мбоу «сош №4» по итогам работы за 2011-2012... Цели и задачи учебно-воспитательной работы на 2011-2012 учебный год и анализ их выполнения | ||
Анализ работы ноу «Калейдоскоп идей» мбоу «Сотниковская сош» за 2012-2013 учебный год Цель: подведение итогов работы ноу «Калейдоскоп идей» мбоу «Сотниковская сош» за 2012-2013 учебный год | Анализ методической работы При планировании методической работы мбоу... Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Чебоксары» на 2012 -2013 учебный год учитывались рекомендации, данные в анализе методической... | ||
Анализ работы мбоу «сош с. Мескер-Юрт» за 2011-2012 учебный год В 2011-2012 уч год в педагогической состав средней общеобразовательной школы входило 85человек | Анализ учебно-воспитательной работы по итогам 2011-2012 учебного год Учебный план мбоу лицей №94 на 2011-2012 учебный год был составлен на основе Базисного учебного плана буп-2011, вариант а 1-9 классы,... | ||
Анализ работы школы за 2011-2012 учебный год «Наша новая школа» и на основании анализа работы школы за предыдущий учебный год педагогический коллектив определил на 2011-2012... | Анализ научно-методической деятельности муниципального бюджетного... Научно-методическая работа в мбоу гимназия №10 в течение 2011 – 2012 учебного года осуществлялась через работу научно-методического... | ||
Анализ работы школы за 2011-2012 учебный год Утверждено на заседании Учебно-методического совета Мурманского филиала ноу впо мосАП | План работы районного методического объединения учителей математики... Анализ работы районного методического объединения за 2010/2011 учебный год, постановка целей и задач на 2011/2012 учебный год и определение... | ||
Анализ работы кафедры начальных классов мбоу «Гимназия№8 с. Ножай-Юрт... Анализ работы кафедры начальных классов мбоу «Гимназия№8 с. Ножай-Юрт Ножай-Юртовского муниципального района» за 2012 – 2013 учебный... | Анализ работы педагогического коллектива за 2011-2012 учебный год В 2011 – 2012 учебном году педагогический коллектив мбоу «сош №2 г. Строитель Белгородской области» работал над решением следующих... | ||
Перспективный план воспитывающей деятельности Перспективный план... Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год Задачи на 2011 – 2012 учебный год | Анализ воспитательной работы в мбоу «Лицей» за 2011-2012 учебный год Перед педагогическим коллективом стояли в 2011-2012 учебном году стояли следующие воспитательные задачи | ||
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и... Перед методическим объединением на 2011-2012 учебный год были поставлены следующий задачи | Анализ методической работы учителей начальных классов мбоу каменская... Анализ методической работы учителей начальных классов мбоу каменская сош за 2011 – 2012 учебный год |