муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Вожегодская средняя общеобразовательная школа №1»
п. Вожега Вологодской области
муниципальный конкурс
профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
по УМК «Начальная школа XXI века»
по теме
«Учимся писать слова с непроизносимыми согласными»
Составила: Т.А.Веселкова,
учитель начальных классов
МБОУ «Вожегодская сош №1» 2012-2013 учебный год Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| Методический инструментарий
| 1. Актуализация знаний.
| – Здравствуйте! Какое удивительное слово, особенное. Когда мы его произносим, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем друг другу здоровья, здравия (как говорили раньше). Не забывайте говорить это слово! Оно обладает оздоровительной силой. В нем, как в слове “здоровье” много звуков, которые заряжают бодростью.
|
| Личностные УУД (выражение положительного отношения к процессу познания)
|
| 2. Определение темы урока.
| -Начать урок я предлагаю с работы в группах.
Задание: разделить слова на группы в зависимости от изученной орфограммы в корне слова, заменяя звуковую запись буквенной [кал’цо], [тропка], [б’ижат’], [н’иск’ий’], [сонцэ]. Проверка:
-На какие группы вы разделили слова?
-Назовите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
-Назовите слова с парной согласной в корне слова.
-Что заметили особенного?
-Подберите родственные слова к слову [сонцэ].
-Давайте сравним произношение и написание этого слова.
– В русском языке сочетание согласных в словах обозначается по-разному. Сочетание трех и более согласных нетипично для русского языка. Русский человек просто одну из букв не передает никаким звуком – не произносит. Как назовем эту орфограмму?
-Назовите тему нашего урока.
|
Самостоятельная работа детей в группах безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением и парный согласный в корне слова
Кольца-кольцо, бег-бежать. Низок-
низкий, тропа-
тропка. Слово [сонцэ] не подходит к изученным орфограммам. Солнышко, солнечный. Солнце Со[нц]е Непроизносимая согласная в корне.
Непроизносимая согласная в корне слова.
| Познавательные УУД (высказывание предположений, классификация объектов) Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге.
Познавательное УУД (обсуждение проблемного вопроса)
| Создание проблемной ситуации. Работа в группах.
Карточки.
Слайд
Слайд
Слайд
| 3. Целеполагание.
| -Какую цель поставим перед собой?
-Чтобы добиться поставленной цели, какие задачи нужно решить на уроке?
| Научиться писать слова с непроизносимой согласной в корне слова. -наблюдать над звучанием слов с новой орфограммой
-вывести правило написания слов с непроизносимой согласной
-тренироваться в написании слов с новой орфограммой
| Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно. Планирование –определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
| Слайд
слайд
| 4.Открытие нового знания.
| 1) Наблюдение над звучанием слов с новой орфограммой.
-Прочитайте группы слов. Найдите в каждой группе слово с непроизносимой согласной и запишите его транскрипцию.
(дети работают в группах)
-Проверка у доски.
-Одинаково ли произношение и написание данных слов?
-Чем отличается?
-Как по-вашему, что нужно сделать, чтобы правильно слово написать? -Как подобрать проверочное слово? -Давайте проверим, верно ли мы вывели правило написания непроизносимой согласной в корне слова.
-Какие задачи мы уже решили?
-Какую задачу осталось решить?
2) Тренировка в написании слов с новой орфограммой. (по вариантам)
-Замените данные слова однокоренными с непроизносимой согласной в корне.
(Опоздать, солнышко, грустить, известие, звёздочка, прелесть, сердечко.)
-Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.
(Город в области, завод-гигант, котлета из капусты, поступок чести, день радости.)
-Проверка.
-Какую следующую задачу мы решили?
| 1) грусть, грустить, грустный [грусный’]
2) свист, свистеть, свистнуть [св’иснут’]
3) весть, известие, известный [изв’эсный’]
4) звезда, звездопад, звёздный [зв’озный’]
5) опоздать, поздний, опоздание [позн’ий’]
6) сердце, сердечный, сердечко [с’эрцэ]
7) солнце, солнышко, солнечный [сонцэ]
Нет
Когда слово произносим, согласный звук в корне не слышим, а на письме пишем. Подобрать проверочное слово.
Чтобы непроизносимый согласный слышался чётко.
Дети отвечают. Дети отвечают. 2 ученика у доски с последующей проверкой
| Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)
| Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
| 5. Преобразование полученных знаний.
| -Какова была цель сегодняшнего урока?
-Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?
-Какой новый орфографический секрет вы узнали на уроке?
-Завтра мы продолжим работу над данной орфограммой, узнаем о ловушках, какие могут быть.
-С какого слова мы начинали наш урок?
-Что вы можете сказать о нем?
| Дети отвечают Здравствуйте.
-В нём есть непроизносимый согласный звук [в]
| Регулятивные (удержание учебной цели)
|
| 6. Рефлексия.
| -Продолжите фразу:
Я научился…
Я хотел бы больше…
Оказывается, что…
|
| Регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий)
| Метод незаконченного предложения
| 7. Оценка деятельности.
| -Я предлагаю оценить свою работу на уроке с помощью линеечки самооценивания.
-Поднимите руку, кто оценил свою работу на уроке на высоком уровне. Почему?
-Кто считает, что ему было трудно на уроке?
| Дети оценивают свою работу на уроке.
| Регулятивные УУД (оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения)
Личностные (ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности)
|
| 8. Домашнее задание.
| Запишите 5 слов на новое правило вместе с проверочными.
|
|
|
|
Пояснительная записка.
Урок по теме «Учимся писать слова с непроизносимыми согласными» входит в учебный курс «Русский язык» и адресован педагогам для работы с учащимися 2-х классов по программе «Начальная школа XXI века».
Цель данного урока – формирование умения писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Содержание урока продумано с опорой на имеющиеся знания второклассников, их умение работать в группе. В целом учебный материал направлен на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Основные задачи данного урока:
-наблюдение над звучанием слов с новой орфограммой
-выведение правила написания слов с непроизносимой согласной
-тренировка в написании слов с новой орфограммой
- активизация познавательной активности школьников
-создание условий для позитивной деятельности обучающихся
Основные методы работы с детьми на уроке:
Метод дискуссии. Включает в себя создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации.
Эвристический метод. Метод познания, используемый для решения творческих задач в процессе открытия нового. Данный метод помогает развивать способности ребёнка, выработать новые продуктивные идеи, получить оригинальные и целенаправленные результаты в ходе урока.
Формы работы с детьми на данном уроке: беседа, работа в группах, индивидуальная работа, работа по вариантам, работа с раздаточным материалом.
Ожидаемым результатом с точки зрения развития личностных качеств является умение учащегося определять тему урока, ставить перед собой цели и задачи на данный урок, умение оценить результат своей работы и умение прогнозировать.
Оборудование: слайды из презентации, карточки со словами, линеечки самооценивания. |