Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень





Скачать 86.85 Kb.
НазваниеМировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень
Дата публикации16.07.2014
Размер86.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Классификация видов самостоятельной работы обучающегося на уроках истории

В педагогической литературе существует различная классификация самостоятельной работы - по дидактическому назначению, по источникам знаний, уровню продуктивной творческой деятельности учащихся. Познавательная деятельность обучающихся подразделяется на два основных вида - воспроизводящую и творческую. Им соответствуют следующие виды самостоятельных работ:

1) самостоятельные работы по образцу (воспроизводящие);

2) реконструктивные работы;

3) творческие работы.

В своей деятельности использую четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся. Им соответствуют четыре типа самостоятельной работы.

Первый уровень предполагает копирующие действия обучающихся по заданному образцу - характеристика исторического героя. Например, учащимся предлагается дать характеристику императора Николая I в 8 классе по образцу или без него, учитывая индивидуальные особенности обучающихся.

1.   Биографические сведения: когда родился, система воспитания, наиболее важные моменты в детстве, этапы жизни, карьера.

 2.   Личностная психологическая характеристика: темперамент, характер, познавательные способности, одарённость, потребности, направленность. Интеллектуальные, волевые, эстетические качества человека.

3.   Социальная деятельность личности: мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё.

Первый уровень также предполагает составление схемы ( в 6 классе можно с обучающимися составить схему «Управление Новгородской республикой», а в 8 классе обучающиеся уже без помощи учителя могут самостоятельно выполнять такую работу), узнавание явлений выделение главных мыслей. Работы по образцу предполагают обычно решение типовых примеров и задач. Они практикуются на уроках истории в 5-9 классах. Деятельность обучающихся на данном уровне не совсем самостоятельна, так как самостоятельность заключается в простом воспроизведении действий по образцу. Для лучшей отработки действий на данном этапе использую большое количество всевозможных памяток (правила конспектирования, составление плана при работе с текстом, оценка исторического события и т.д.) Задания данного уровня позволяют приобретать основные опорные знания, которые обучающиеся должны получить при изучении данной темы.

Второй уровень - репродуктивный связан с обобщением приемов и методов познавательной деятельности, их переносом на решение более сложных, но типовых заданий. Задания второго уровня способствуют формированию учебных познавательных действий, создают условия для развития мышления обучающихся. Ему соответствует самостоятельная работа репродуктивно типа. Самостоятельные работы этого типа содержат задания в измененной ситуации на систематизацию и упорядочение раннее изученного материала, проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. Преобразующее воспроизведение знаний лежит в основе реконструктивных самостоятельных работ. Я их практикую в 8-9 классах. К ним отношу:

  • устное или письменное изложение содержания источника в краткой форме;

  • составление хронологических и тематических таблиц (события Первой мировой войны; события Второй мировой войны; сопоставление итогов двух мировых войн; коллективизация в Казахстане и России.)

  • составление плана (простого и развернутого), конспекта, тезисов;

  • работа с картой, составление диаграмм и графиков ( Освоение целины, индустриализация)

Третий уровень - продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных раннее знаний, которая требует применения приемов мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения, способности к индуктивным и дедуктивным выводам. Данному уровню соответствуют задания познавательно-поискового (эвристического) типа. На данном уровне начинает формироваться творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщения и систематизации полученных знаний, делают знания обучающихся, более гибкими, вырабатывают интерес к изучаемому процессу и желание продолжить самостоятельное изучение. Творческая познавательная деятельность предполагает поиск нового знания с помощью самостоятельно выбранных или придуманных способов. Наиболее распространенной разновидностью творческой самостоятельной работы является решение познавательных, проблемных задач. В своей работе я использую различные сборники познавательных заданий на всех этапах обучения в качестве контрольных и проверочных заданий, проблемных задач, домашних работ поискового и творческого характера, стимулируя активную познавательную деятельность, укрепляя их интерес к изучению прошлого. При многообразии познавательных заданий использую оценочный инструментарий, позволяющий определить критерии оценки в каждом конкретном задании. В объектив проверки попадают способность школьников применять эффективные приемы учебной работы, предложенные в задании или найденные самостоятельно; умение отобрать в историческом материале самое главное, существенное, необходимое и достаточное для доказательства сформулированного вывода или обоснования собственной версии, оценки или отношения к фактам прошлого; умение оперировать соответствующими понятиями; умение выстроить свой ответ в логической последовательности, облечь его в адекватную форму.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Через общение в паре происходит обучение истории. У обучающихся есть потребность в общении, но мы не умеем им управлять. Не учим владению словом, а, следовательно, не учим мыслить, так как сознание основано на речи и развивается вместе с речью. Поэтому любой вид парной работы предполагает диалог. И начать обучению диалогу следует с работы с текстом учебника.

Например, можно предложить вид задания – прием включения обучающихся в обсуждение. Они читают отдельные абзацы текста каждый самостоятельно или по очереди. После того как текст прочитан, можно перейти к его обсуждению по вопросам или составлению плана. В зависимости от содержания текста и дидактических задач его изучения учитель может предложить обучающимся возможные варианты вопросов:

  • С какими новыми понятиями вы познакомились при чтении этого абзаца, параграфа?

  • Что означает слово… словосочетание.… Объясните его значение своими словами или прочитайте ту часть текста, в которой объясняется его значение т.д.

Вторым видом задания может стать диктант друг для друга. Диктант - это набор вопросов, которые, с одной стороны, позволяют проверить, как усвоен обязательный минимум ранее полученных знаний, с другой - требуют кратких ответов. Диктанты может составлять и читать сам учитель, их могут готовить и сами обучающиеся дома по заданию учителя или самостоятельно. В соответствии с дидактическими задачами парной работы учитель может предложить следующие варианты заданий:

  • Обучающиеся диктуют и проверяют друг у друга термины, собственные имена, даты, географические названия;

  • Диктант с последующим устным комментарием. Обязанность одного обучающегося в паре продиктовать новые слова, словосочетания, проверить их написание в тетради и выслушать устные объяснения значений слов, описание событий. Другой обучающийся сначала записывает под диктовку, затем читает вслух и объясняет. После окончания этой работы обязанности в паре меняются. Если есть затруднения, обучающиеся обращаются к книге, тетради или учителю;

  • Запись под диктовку географических названий, затем показ их по карте учебника;

  • Взаимное тестирование. Обучающиеся пары выполняют одинаковое задание, полученное от учителя, каждый самостоятельно. Затем обмениваются и проверяют друг у друга. При сомнении они могут обратиться к учебнику или учителю.

Парная работа - это особая организационная форма учебного процесса, это совместная деятельность двух обучающихся по достижению общей цели.

Также одним из вариантов решения этой задачи может быть использование самостоятельной групповой формы обучения на уроках. Работа в малой группе способствует эффективному усвоению новой и актуализации уже имеющейся информации, отработке учебных умений. Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию детей к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельностно-коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе.

На уроках я использую работу по группам (столам, рядам, смешанным – по уровню знаний и психолого-возрастным особенностям). В группе обучающиеся учатся слушать и понимать, контролировать действия друг друга. Все это позволяет развивать коммуникативные навыки.

В 5-7 классах предлагаю обучающимся такого рода характера задания:

-текст с ошибками

- таблицы;

- карточки для составления схемы;

- игра «чистая доска» ( на школьной доске в произвольном порядке записываются слова, значение которых необходимо объяснить, обучающийся дает правильный ответ и слово стирается).

На таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность обучающихся в результатах своей работы.

Коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.

Меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность обучающихся так, что они самостоятельно находят решение поставленных проблем.

В групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.

Использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.

В условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность обучающихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.

Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения истории рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности обучающихся.

Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность обучающихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории, но помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

Обучающихся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь.

Следовательно, используя самостоятельную деятельность на уроке, обучающиеся решают проблемные, творческие задания, учатся рассуждать, делать сравнительный анализ, если это необходимо, планируют свои действия под контролем педагога, что и способствует формированию учебных универсальных действий.

Образные задания.

На данном уровне провожу самостоятельные лабораторные работы, предполагающие работы с различными видами источников. В зависимости от уровня развития мыслительных навыков увеличиваю сложность заданий. В 7 классах проводила лабораторную работу по “Русской Правде”. Обучающиеся должны были найти подтверждения закрепления законодательных актов. В 9 классе лабораторные работы по всеобщей истории содержат несколько источников. Тематика лабораторных работ самая различная: “Начало холодной войны”, “Установление фашизма” и другие.

На этом уровне провожу декады, позволяющие перенести знания за пределы известного образца. “Путешествие по Великому шелковому пути”, “Ремесло в средневековом городе”.

Самый высокий уровень творческой деятельности обучающихся - это постановка проблемы и нахождение путей ее решения.

Путь к четвертому уровню мышления лежит через три уровня. Дать сложное задание обучающемуся, пропустив один из уровней, это потеря времени на уроке, непонимание обучающегося и как следствие не усвоение материала. Четвертый уровень предполагает задания, чтобы обучающиеся, опираясь на богатство понятий и связей, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создавали нечто новое, оригинальное, в той или иной мере их индивидуальные склонности. Это могут быть эссе: “Каким я вижу процветание России в XXI веке» сочинение - рассуждение на тему « Роль Павла I в Российской истории».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconПроверочная работа по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» 11 класс
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального...
«Биосферный уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации жизни», «Популяционно – видовой уровень организации...
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconНаучный
«Активный и пассивный залог как показатель активности личности в общественной и политической жизни»
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень icon«Судьба реформ и реформаторов в России»
Экономические проблемы, реформирование всех сторон социально-экономической, политической, социальной и культурной жизни страны, как...
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне развитых, образованных...
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconУрок обществознания в 11 классе Тема: «Социальная мобильность»
Формировать мотивированность и направленность на активное участие в будущем в общественной жизни
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconУчебно-методический комплекс модуля
Б. Предлагал запутанную систему управления, не расширяющую участие местного населения в политической жизни Индии
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconДестабилизация ситуации в регионе: основные сценарии развития, новые центры влияния
Дестабилизация политической ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке свидетельствует о радикальном перераспределении сфер...
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconПрограмма дисциплины «История мировой и российской рекламы»
Навыки теоретических знаний о политической сфере общественной жизни, умение логически мыслить и анализировать информацию, обладание...
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconДоклад по политологии. – студента группы ф-12 i-курса мфэи федулеева Ивана
Тоталитарный режим характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным...
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconА) первый уровень (1-4 классы) безопасность школьника
Ознакомление с нормативно-правовой базой по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников...
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconЛекция Реклама и сми: исторические этапы развития и взаимодействия
Она является непременным атрибутом общественной жизни, ее роль в экономике и маркетинге актуальна, ее помнят, на нее реагируют. В...
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень icon24. 02. 2012-25. 02. 2012 принимали участие участие в XXV районной...
...
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconTheBioTime ’ s
Конкурс будет проходить в несколько этапов в декабре. Первый это, конечно же, Кастинг, а если вы прошли первый этап, то затем выбирайте...
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни
Мировоззрение, участие в политической, общественной, государственной жизни и степень влияния на неё. Первый уровень iconАбсентизм это: проявление политической апатии,уклонение от участия...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск