Скачать 136.7 Kb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" г. Людиново Калужской области УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА на тему «ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУСИ» 4 класс Учитель начальных классов Смирнова Н.В. 2013 Технологическая карта конструирования урока по окружающему миру в 4 классе учителя начальных классов Смирновой Наталии Васильевны
Организационная структура урока
Ход урока 1 Оргмомент - Повернитесь друг к другу. Поприветствуйте друг друга улыбкой. Пусть этот урок, проведенный совместными усилиями, позволит нам открыть много нового. - Вы уже несколько уроков путешествуете по далёкому прошлому нашей страны. Как она тогда называлась? 2 Поверка домашнего задания. - Давайте вспомним некоторые моменты из истории и отгадаем кроссворд. Слайд 2 - Проверим. Какое слово увидели по вертикали? Слайд 3 - Сравните две карты «Русь в11веке» и «Русь в 13 веке» Слайд 4 - О чем говорит цветовая окраска? -Какие изменения произошли в жизни Древнерусского государства? - На что была похожа Киевская Русь, если посмотреть на карту того времени? (лоскутное одеяло, лоскутное - состоящее из отдельных лоскутков, кусочков) Слайд 5 - Вспомним рассказ (Л. Н. Толстой «Отец и сыновья») (Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, а они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит - сломайте! Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит:- Так и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь,- вас всякий легко погубит. Слайд 6) - Что сделал перед смертью Ярослав Мудрый? (Он разделил между своими сыновьями русские земли. При этом наказал сыновьям жить в мире и согласии и слушаться старшего брата Изяслава как своего отца). 3 Тема урока. Проблемные вопросы - Выполнили ли русские князья наказ отца? - Что могло произойти, если русские князья как вы думаете, выполнила ли они наказ отца? - Кто уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь? (нападение, вторжение, нашествие, вторжение неприятеля в страну.) - Легко ли людям жить, если нападают на страну чужеземцы? - Попробуйте сами назвать тему урока. (Тема урока: Трудные времена на Русской Земле) Слайд 7 - Какое древнее государство напало на Киевскую Русь? (обратимся к карте). Слайд 8 - Далеко на востоке, в центральной Азии жили монголо-татары. Они были прекрасными наездниками. Занимались скотоводством. Но племя это было исключительно враждебным. Даже между собой они редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Государство монголо-татар - Я забегу вперёд и скажу, что нашествие закончилось победой монголо-татар, а нам надо выяснить, почему это случилось. Какие вопросы могут возникнуть? Проблемные вопросы на доске: -Почему русские князья не могли дать отпор монголо-татарам? Может быть, они были лучше вооружены? -Чем страшно было для Руси монголо-татарское нашествие? -Расставить в хронологической последовательности города, взятые в Батыем 4.Изучение нового материала. Рассмотрим 1 вопрос. (Индивидуальная работа по карточкам в соответствии с уровнем подготовки и индивидуальными особенностями учащихся) Приложение № 1 (Просмотр слайда 9 и рисунка в учебнике) -Что можете сказать о вооружении воинов? (монголы были лучше вооружены) - Кто возглавил войско монголо-татар? - Проследим по карте путь следования монголо-татар. Учебник с. 61 - Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли. Слайды 10,11 - В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе. - Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Слайд 12. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. - В какой области расположен город Козельск? - Согласно летописи в Козельске был свой малолетний князь Василий. Когда войска Батыя подошли к Козельску и потребовали его сдачи, то козельчане приняли решение оборонять город и «главы свои положити за христианскую веру» - Жители города Козельска отчаянно дрались с врагом, делали ночные вылазки за стены укреплений, убивая отдыхающих татар, и смело сбрасывали тех, кто пытался взобраться на крепостные стены. Видя все это, хан Батый приходил в ярость и как пишет один поэт: Слайд 13. «Батый повелел, чтоб свой гнев показать И страх по Руси всем навеять, Разрушить Козельск и с землею сравнять То место, где был он сохой запахать И сорной травою засеять» - Сорок девять дней длилась оборона Козельска. С помощью стенобитных орудий неприятелю удалось разрушить часть крепостных стен и подняться на вал. Защитники Козельска вышли из города и вступили в неравный бой. Все они погибли, убив до 4-х тысяч татаро-монгольских воинов. - В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев. - Почти вся Русь попала в зависимость к Золотой Орде. Пришлось выплачивать дань Орде, русские князья должны были ездить к Батыю за разрешением на владение княжеством. - От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар) - Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. - Почему же русские города покорились завоевателям, хотя и доблестно сражались? (не было мира и согласия между русскими князьями) 5 Физкультпауза Слайд 13 6 Изучение новой темы. -Нападение монголо-татар еще больше ослабило Русь. - Но на этом всё не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо-западе. Слайд 14. - Какой город ближе всего находится к северо-западным границам? (Новгород) Слайд 14. - Вспомните, что мы говорили о Новгороде? (Батый не пошёл на Новгород, этот город был богатым) - Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. - Какие цели преследовали шведы и немцы? (захват территории и обогащение) - Почему именно это время они выбрали для наступления? (Русь была ослаблена нашествием монголо-татар) - Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Слайд15. Тогда ему было всего лишь 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва. - Князь обратился к войску с речью, в которой было такие слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Как вы понимаете его слова? (Кто идёт за правое дело, тому бог помогает) - Рассмотрите схему битвы. Слайд 16, 17. - Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский. - А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? (2 года) - Внимательно послушайте, о чём говорит Александр Невский с новгородцами. Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Александр Невский». Слайд 18. Просмотр фрагмента из кинофильма «Александр Невский» о крестоносцах. Слайд 19. - Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (На одежде и вооружении был изображён крест) - Какие слова сказал предводитель рыцарей? (Приглашаю вас на травлю русского зверя) - Что он имел в виду? - Какая новая беда пришла на русскую землю? (немцы) Просмотр фрагмента из кинофильма «Александр Невский» - К чему призывал новгородцев Александр? (бить врага за обиду земли русской) - Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, часть льда на озере слегка подтаяла. В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища. - Давайте посмотрим на доспехи рыцаря. Что вы можете сказать о них? (Слайд 19) - Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал? (доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть) - Действительно, так и случилось. Слайд 20. Сейчас мы посмотрим анимацию «Ледовое побоище», чтобы ответить на следующие вопросы: 1) Как построили свои войска крестоносцы? 2) Как построил свои войска Александр? 3) Как проходила битва и чем закончилась? Просмотр анимации на том же слайде. Ответы на вопросы. Слайд 21. 7 Исследовательская деятельность по установлению причин побед русских войск Исследование причин победы русских на Чудском озере. Заполнение таблицы. Слайд 22 - Какую роль сыграл в истории Руси А. Невский? (Князь А.Н. показал себя умным и храбрым полководцем, за ним пошел весь русский народ т.к., он обладал талантом и умением побеждать врага.) - Он делал все, чтоб Русь окрепла и была сильным государством. Имя А.Н. не забыто и до сих пор. Слайд 23 Ему стоят памятники в таких городах как Санкт-Петербург, Курск, Владимир. Кто будет в этих городах, обязательно сходите и посмотрите эти памятники. По телевидению в 2008 году проходил масштабный проект “Имя России” организованный телеканалом «Россия» и институтом российской истории и завершился победой Александра Невского. За святого князя проголосовали 2.011.766 человек. Вот как любят наши россияне этого замечательного полководца. До сих пор он живет в памяти нашего народа.Больше про замечательного полководца А.Н. вы можете узнать из этих книг, которые стоят у нас на выставке. 8 Закрепление знаний. Рефлексия. Мы с вами много узнали сегодня о печальных исторических событиях, которые произошли в Киевской Руси более 700 лет тому назад. Вопрос с доски: -Почему русские князья не могли дать отпор монголо-татарам. -Чем страшно было для Руси монголо-татарское нашествие? -Откуда люди узнали об ордынском нашествии, Невской битве, Ледовом Побоище? (археологические находки, древние книги). -А какие учёные разгадывают тайны прошлого? (археологи, историки, лингвисты). Мы с вами сейчас тоже превратимся в учёных. Одна группа будет учёными-археологами, а другая учёными-лингвистами. Учёным-археологам удалось обнаружить при раскопках несколько древних предметов, относящихся к периоду монголо-татарского нашествия. Рассортируйте эти предметы на группы. Приложение № 2 Карточка №2 А учёные-лингвисты произведут исследование нескольких выражений нашего языка и попытаются обнаружить в них следы пребывания монголо-татар. Приложение №3 Карточка №3 Проверка. –У кого получилось? Приложение №4. Проверка. Кому понравилась эта работа? - Какое открытие вы для себя сделали? Слайд 25. 8. Д/з. Слайд 24. -Задание на выбор. - Прочитать текст в учебнике на с. 59 – 63. - Подготовить сообщение об Александре Невском. Кто сделает – молодец. - Составить кроссворд по изученной теме Если получится – вы просто умники и умницы. Смирнова Наталия Васильевна Страница |
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | Урок окружающего мира в 1-м классе на тему Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне | ||
Урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала... Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс | Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | ||
Урок окружающего мира во 2 м классе по теме «Все профессии важны» Учитель: Разделитесь на группы по желанию. Соберите картинку и узнаете тему урока. (картинки в группах разного вида транспорта) | Урок окружающего мира на тему: «Охрана воды» ... | ||
Пояснительная записка Изучение окружающего мира в начальной школе... ... | Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?" Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира | ||
Узбекистан: Каримов предрекает трудные времена Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» | Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа-2100" Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа–2100" на тему:"Наши помощники – ум и память" | ||
Урок на тему: «Император Освободитель» Данный урок завершает раздел «Времена Российской империи» и посвящён эпохе «Великих реформ» во время правления Александра II. Урок... | Урок окружающего мира «Опора тела и движение» | ||
Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу» | Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного... | ||
Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира» Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать... | Урок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова» Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1) |