Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси»





Скачать 136.7 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира на тему «трудные времена на руси»
Дата публикации01.08.2014
Размер136.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" г. Людиново Калужской области


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

на тему «ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУСИ»

4 класс


Учитель начальных классов

Смирнова Н.В.

2013

Технологическая карта конструирования урока

по окружающему миру в 4 классе

учителя начальных классов

Смирновой Наталии Васильевны

Предмет

Класс

Окружающий мир

4 класс

Тема

Трудные времена на Руси.


Актуальность использования ИКТ

Повышение эффективности и информативности урока при объяснении учебного материала, увеличении динамизма и выразительности излагаемого материала. Повышение производительности обучения. Организация самостоятельной работы учащихся.

Цель урока

Сформировать представление об исторических событиях в России в XIII веке

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитывающие




познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра

развивать умение выявлять причинно-следственные связи на основе установления причин исторических событий, умение доказывать, анализировать, развивать связную устную речь

воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образами русских людей поднявшихся на борьбу, подчеркнуть мужество русских людей, воспитывать чувство патриотизма

Основная идея урока

Защита Родины – святая обязанность каждого гражданина. Воспитать патриота можно лишь на положительных примерах. Александр Невский – вот достойный пример для подражания! Живя в согласии, можно одолеть любого врага.

Вид использования на уроке ИКТ

Электронная презентация учителя


Организационная структура урока

Этап 1

Оргмомент




Цель

Настрой  на  восприятие  учебного  материала Установка на достижение цели урока, стимуляция плодотворной деятельности




Длительность этапа

1минута




Этап 2

Поверка дом. задания.




Цель:

Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы




Длительность

5 минут




Основной вид деятельности ИКТ

Слайд 2 - 6




Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа с кроссвордом. Сравнение исторических карт. Фронтальная работа – ответы на вопросы.




Этап 3

Формулирование темы урока. Проблемные вопросы

Цель:

Подведение к самостоятельному формулированию темы урока; выбор проблемных вопросов

Длительность этапа

3 минуты

Основной вид деятельности ИКТ

Слайд 7

Форма организации учащихся

Коллективная. Активизация учебной деятельности

Этап 4

Изучение новой темы. Рассмотрение 1 вопроса.

Цель:

Сравнить вооружение воинов. Расставить в хронологической последовательности города, взятые Батыем. Установить причины исторических событий

Длительность этапа

4 минуты

Основной вид деятельности ИКТ

Слайды 8 - 12

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная. Фронтальная, коллективное обсуждение.

Этап 5

Физкультпауза

Цель:

Снятие мышечного напряжения, зарядка для глаз

Продолжительность

2 минуты

Этап 6

Изучение новой темы. Рассмотрение 2 вопроса.

Цель:

познакомить

с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище;


Длительность этапа

15 минут

Основной вид деятельности ИКТ

Слайды 14 - 21

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная; анализ схемы Невской битвы; просмотр анимации, воспроизводящей ход Ледового Побоища

Этап 7

Исследовательская деятельность по установлению причин побед русских войск

Цель:

Усвоение сущности усваиваемых знаний; показать роль в истории Руси Александра


Длительность этапа

4 минуты

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная, составление таблицы

Основной вид деятельности ИКТ

Слайд 22

Этап 8

Закрепление знаний. Рефлексия.

Цель:

Контроль и самопроверка знаний

Форма организации деятельности учащихся

Практическая групповая работа

Длительность этапа

5 минут

Этап 9

Домашнее задание

Цель:

Задание на выбор.

Длительность этапа

1 минута

Ход урока

1 Оргмомент

- Повернитесь друг к другу. Поприветствуйте друг друга улыбкой. Пусть этот урок, проведенный совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.

- Вы уже несколько уроков путешествуете по далёкому прошлому нашей страны. Как она тогда называлась?

2 Поверка домашнего задания.

- Давайте вспомним некоторые моменты из истории и отгадаем кроссворд.

Слайд 2

- Проверим. Какое слово увидели по вертикали? Слайд 3

- Сравните две карты «Русь в11веке» и «Русь в 13 веке» Слайд 4

- О чем говорит цветовая окраска?

-Какие изменения произошли в жизни Древнерусского государства?

- На что была похожа Киевская Русь, если посмотреть на карту того времени? (лоскутное одеяло, лоскутное - состоящее из отдельных лоскутков, кусочков) Слайд 5

- Вспомним рассказ (Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»)

(Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, а они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит - сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:- Так и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь,- вас всякий легко погубит. Слайд 6)

- Что сделал перед смертью Ярослав Мудрый? (Он разделил между своими сыновьями русские земли. При этом наказал сыновьям жить в мире и согласии и слушаться старшего брата Изяслава как своего отца).

3 Тема урока. Проблемные вопросы

- Выполнили ли русские князья наказ отца?

- Что могло произойти, если русские князья как вы думаете, выполнила ли они наказ отца?

- Кто уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь? (нападение, вторжение, нашествие, вторжение неприятеля в страну.)

- Легко ли людям жить, если нападают на страну чужеземцы?

- Попробуйте сами назвать тему урока. (Тема урока: Трудные времена на Русской Земле) Слайд 7

- Какое древнее государство напало на Киевскую Русь? (обратимся к карте). Слайд 8

- Далеко на востоке, в центральной Азии жили монголо-татары. Они были прекрасными наездниками. Занимались скотоводством. Но племя это было исключительно враждебным. Даже между собой они редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Государство монголо-татар

- Я забегу вперёд и скажу, что нашествие закончилось победой монголо-татар, а нам надо выяснить, почему это случилось.

Какие вопросы могут возникнуть?

Проблемные вопросы на доске:

-Почему русские князья не могли дать отпор монголо-татарам? Может быть, они были лучше вооружены?

-Чем страшно было для Руси монголо-татарское нашествие?

-Расставить в хронологической последовательности города, взятые в Батыем

4.Изучение нового материала.

Рассмотрим 1 вопрос. (Индивидуальная работа по карточкам в соответствии с уровнем подготовки и индивидуальными особенностями учащихся) Приложение № 1

(Просмотр слайда 9 и рисунка в учебнике)

-Что можете сказать о вооружении воинов? (монголы были лучше вооружены)

- Кто возглавил войско монголо-татар?

- Проследим по карте путь следования монголо-татар. Учебник с. 61

- Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли. Слайды 10,11

- В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.

- Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород.  Слайд 12. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск.

- В какой области расположен город Козельск?

- Согласно летописи в Козельске был свой малолетний князь Василий. Когда войска Батыя подошли к Козельску и потребовали его сдачи, то козельчане приняли решение оборонять город и «главы свои положити за христианскую веру»

- Жители города Козельска отчаянно дрались с врагом, делали ночные вылазки за стены укреплений, убивая отдыхающих татар, и смело сбрасывали тех, кто пытался взобраться на крепостные стены. Видя все это, хан Батый приходил в ярость и как пишет один поэт: Слайд 13.

«Батый повелел, чтоб свой гнев показать

И страх по Руси всем навеять,

Разрушить Козельск и с землею сравнять

То место, где был он сохой запахать

И сорной травою засеять»

- Сорок девять дней длилась оборона Козельска. С помощью стенобитных орудий неприятелю удалось разрушить часть крепостных стен и подняться на вал. Защитники Козельска вышли из города и вступили в неравный бой. Все они погибли, убив до 4-х тысяч татаро-монгольских воинов.

- В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.

- Почти вся Русь попала в зависимость к Золотой Орде. Пришлось выплачивать дань Орде, русские князья должны были ездить к Батыю за разрешением на владение княжеством.

- От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар)

- Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа.

- Почему же русские города покорились завоевателям, хотя и доблестно сражались? (не было мира и согласия между русскими князьями)

5 Физкультпауза Слайд 13

6 Изучение новой темы.

-Нападение монголо-татар еще больше ослабило Русь.

- Но на этом всё не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо-западе. Слайд 14.

- Какой город ближе всего находится к северо-западным границам? (Новгород) Слайд 14.

- Вспомните, что мы говорили о Новгороде? (Батый не пошёл на Новгород, этот город был богатым)

- Опасность исходила от шведских захватчиков  и немецких рыцарей-крестоносцев.

- Какие цели преследовали шведы и немцы? (захват территории и обогащение)

- Почему именно это время они выбрали для наступления? (Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)

- Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный  новгородский князь Александр с дружиной. Слайд15. Тогда ему было всего лишь 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва.

- Князь обратился к войску с речью, в которой было такие слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Как вы понимаете его слова? (Кто идёт за правое дело, тому бог помогает)

- Рассмотрите схему битвы. Слайд 16, 17.

- Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский.

- А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? (2 года)

- Внимательно послушайте, о чём говорит Александр Невский с новгородцами.

Демонстрируется фрагмент из кинофильма «Александр Невский». Слайд 18.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Александр Невский» о крестоносцах. Слайд 19.

- Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (На одежде и вооружении был изображён крест)

- Какие слова сказал предводитель рыцарей? (Приглашаю вас на травлю русского зверя)

- Что он имел в виду?

- Какая новая беда пришла на русскую землю? (немцы)

Просмотр фрагмента из кинофильма «Александр Невский»

- К чему призывал новгородцев Александр? (бить врага за обиду земли русской)

- Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, часть льда на озере слегка подтаяла. В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища.

- Давайте посмотрим на доспехи рыцаря. Что вы можете сказать о них? (Слайд 19)

- Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал? (доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть)

- Действительно, так и случилось. Слайд 20. Сейчас мы посмотрим анимацию «Ледовое побоище», чтобы ответить на следующие вопросы:

1) Как построили свои войска крестоносцы?

2) Как построил свои войска Александр?

3) Как проходила битва и чем закончилась?

Просмотр анимации на том же слайде. Ответы на вопросы. Слайд 21.

7 Исследовательская деятельность по установлению причин побед русских войск

Исследование причин победы русских на Чудском озере. Заполнение таблицы. Слайд 22

- Какую роль сыграл в истории Руси А. Невский?

(Князь А.Н. показал себя умным и храбрым полководцем, за ним пошел весь русский народ т.к., он обладал талантом и умением побеждать врага.)

- Он делал все, чтоб Русь окрепла и была сильным государством. Имя А.Н. не забыто и до сих пор. Слайд 23

Ему стоят памятники в таких городах как Санкт-Петербург, Курск, Владимир. Кто будет в этих городах, обязательно сходите и посмотрите эти памятники.

По телевидению в 2008 году проходил масштабный проект “Имя России” организованный телеканалом «Россия» и институтом российской истории и завершился победой Александра Невского. За святого князя проголосовали 2.011.766 человек. Вот как любят наши россияне этого замечательного полководца. До сих пор он живет в памяти нашего народа.Больше про замечательного полководца А.Н. вы можете узнать из этих книг, которые стоят у нас на выставке.

8 Закрепление знаний. Рефлексия.

Мы с вами много узнали сегодня о печальных исторических событиях, которые произошли в Киевской Руси более 700 лет тому назад.

Вопрос с доски:

-Почему русские князья не могли дать отпор монголо-татарам.

-Чем страшно было для Руси монголо-татарское нашествие?

-Откуда люди узнали об ордынском нашествии, Невской битве, Ледовом Побоище? (археологические находки, древние книги).

-А какие учёные разгадывают тайны прошлого? (археологи, историки, лингвисты).

Мы с вами сейчас тоже превратимся в учёных. Одна группа будет учёными-археологами, а другая учёными-лингвистами.

Учёным-археологам удалось обнаружить при раскопках несколько древних предметов, относящихся к периоду монголо-татарского нашествия. Рассортируйте эти предметы на группы.

Приложение № 2

Карточка №2

А учёные-лингвисты произведут исследование нескольких выражений нашего языка и попытаются обнаружить в них следы пребывания монголо-татар.

Приложение №3

Карточка №3

Проверка.

–У кого получилось?

Приложение №4. Проверка.

Кому понравилась эта работа?

- Какое открытие вы для себя сделали? Слайд 25.

8. Д/з. Слайд 24.

-Задание на выбор.

- Прочитать текст в учебнике на с. 59 – 63.

- Подготовить сообщение об Александре Невском.

Кто сделает – молодец.

- Составить кроссворд по изученной теме

Если получится – вы просто умники и умницы.


Смирнова Наталия Васильевна

Страница


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок окружающего мира в 1-м классе на тему
Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала...
Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок окружающего мира во 2 м классе по теме «Все профессии важны»
Учитель: Разделитесь на группы по желанию. Соберите картинку и узнаете тему урока. (картинки в группах разного вида транспорта)
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок окружающего мира на тему: «Охрана воды»
...
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconПояснительная записка Изучение окружающего мира в начальной школе...
...
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?"
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУзбекистан: Каримов предрекает трудные времена
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconКонспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа-2100"
Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе умк "Школа–2100" на тему:"Наши помощники – ум и память"
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок на тему: «Император Освободитель»
Данный урок завершает раздел «Времена Российской империи» и посвящён эпохе «Великих реформ» во время правления Александра II. Урок...
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок окружающего мира «Опора тела и движение»

Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу»

Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного...
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира»
Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать...
Урок окружающего мира на тему «трудные времена на руси» iconУрок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск